Четверг, 26.12.2024, 19:48

Дневник

Главная » 2008 » Апрель » 8 » Историческая справка
Историческая справка
20:38

В "Иллюстрированном путеводителе по Одессе" Г. Москвича за 1909 год об Одессе написано:

Территория Одессы, составляющая одесское градоначальство, расположена у северо-западного побережья Черного моря, занимая пространство в 43,138 дес. Или 414 кв. верст. Градоначальство представляет площадь, несколько растянутую с севера на юг на 32 вер.; ширина площади от 6 до 20 вер.

Вся площадь одесского градоначальства делится на две части: низменную – Пересыпь (2800 дес.) в северо-восточном углу, между лиманом и морем, и другую – возвышенное плато. Пересыпь поднимается над уровнем моря всего на 4-5 футов, при чем по направлению к лиманам уровень постепенно понижается, так что у Хаджибейского лимана поверхность почвы опускается ниже уровня моря на 3-4 фута, образуя солончаки. Продолжением Пересыпи служит низменная прибрежная полоса, тянущаяся вдоль восточной границы города и имеющая, большею частью, весьма незначительную ширину в несколько сажень, кое-где прерываясь высоким отвесным берегом. На этой прибрежной полосе расположен обширный одесский порт и далее многочисленные дачи, начиная с городской дачи «Ланжерон», и длинный ряд дач частных лиц, составляющих дачные местности, известные под названием Малого, Среднего и Большого Фонтанов, вплоть до немецкой колонии Люстдорф, входящей уже в состав одесского уезда. Одесские берега очень живописны и покрыты множеством незначительных холмов, разнообразных изломов и обломов камня, который большими громадами разбросан по всему берегу и прибрежной части моря, то в виде одиноко стоящих скал – монахов, то в виде причудливых групп, особенно живописных вследствие своих неправильных очертаний и линий. С моря Одесса очень живописна, в особенности летом, когда роскошная растительность всего побережья приятно ласкает глаз.

Над низменной береговой полосой высится возвышенное плато с уклоном к морю, на котором расположен город. К морю и его береговой полосе ведут многочисленные, довольно крутые спуски.

В состав градоначальства входят собственно Одесса и предместья ее – Молдованка, Пересыпь и Слободка-Романовка, а также пригородные селения: с востока Гниляково, Холодная Балка, Малая и Большая Фомины балки, Нерубайское, Усатово, Большой, Средний и Малый Куяльники и Кривая балка и с запада – Дальник, Татарка, Сухой лиман, Бурлачья балка, Большой и Средний фонтаны, Чубаевка и Дмитриевка.

 

В административном отношении Одесса делится на восемь полицейских участков – Бульварный, Александровский, Херсонский, Петропавловский, Михайловский, Пересыпский, Дальницкий и Портовый.

Когда в Одессе было учреждено портофранко, линия его была определена по большому, тогда Внешнему бульвару, ныне называемому Старопортофранковской улицей. Предместья города остались за чертой бульвара, но затем линия портофранко была отодвинута гораздо дальше за черту предместий. Эти линии, потеряв с упразднением портофранко какое бы то ни было фактическое значение, разделяют Одессу на три части. В черте Старопортофранковской  ул. заключается главная центральная часть города, наиболее благоустроенная и красивая. Между Старопортофранковской ул. и второй чертой портофранко находятся оживленные предместья города, составляющие собственно одно неразрывно с ним целое, которая хотя и уступает центральным частям в благоустройстве, но все же в этом отношении далеко превосходят большинство городов Империи. Улицы Молдаванки, Слободки-Романовки и Пересыпи в громадном большинстве вымощены, имеют водопровод, канализацию (кроме Пересыпи) и освещение. За второй чертой портофранко находятся более отдаленные и наименее благоустроенные части предместий и пригородные поселения; последние, хотя и входят в состав одесского градоначальства, но почти лишены признаков благоустройства, и по всему складу жизни и своему виду напоминают деревню.

Центральная часть города ограничена неправильным полукругом Старопортофранковской ул., и противоположной стороной приближается к береговой полосе. Эта часть города представляет собой довольно ровное плато, перерезываемое в разных частях более или менее глубокими балками (оврагами), спускающимися к морю. Таковы: Карантинная балка, начинающаяся у улицы Скобелева и идущая к морю; Военная (Военный спуск), также ведущая в порт, и Водяная, отделяющая город от предместья Слободка-Романовка. Эти балки вносят разнообразие в топографию Одессы, отличающуюся довольно ровной поверхностью, и только по направлению к балкам спускаются не особенно заметными уклонами. Не следует думать, что балки представляют глухое заброшенное место; это те же хорошо вымощенные улицы с трех и четырех этажными домами, крыши которых живописно подходят или возвышаются над верхними улицами, разъединенные части которых соединены благоустроенными каменными или железными мостами. Через Карантинную балку переброшены мосты: по Греческой ул. – Строгановский, по ул. Кондратенко – мост графа Коцебу, по ул. Жуковского – Новикова и по ул. Скобелева (где начинается балка) – небольшой полумост Сикарда. Через небольшую Военную балку перекинут Сабанеев мост. Спуски – Карантинный, Польский, Ланжероновский, Военный, Нарышкинский (у конца Софиевской ул.), Херсонский (по склону Водяной балки) и по Карантинной балке (у Канатной ул., вблизи Александровского парка) представляют пути, по которым город, расположенный на плоскости верхнего плато, сообщается с низменной приморской частью и портом.

Улицы Одессы тянутся длинными прямыми проспектами, разделяя город на правильные кварталы. Одна из наиболее длинных улиц – Преображенская, тянущаяся от морского обрыва до Старого кладбища, делит город на две части: восточную (примыкающую к береговой полосе), улицы которой пересекаются с Преображенской перпендикулярно, и западную – под углом. Поэтому, с западной стороны почти все кварталы улиц, примыкающих к Преображенской, выклиниваются, и крайние дома имеют острые или тупые углы. Все улицы широки, хорошо вымощены гранитными кубиками и окаймляются широкими тротуарами, по краям которых на всех, без исключения, улицах насажены в один или два ряда акации, благодаря которым улицы представляют красивые аллеи.

 

Такса для извозчиков

Конец в городе: 20 коп., крытые дрожки на резинах 25 коп. По часам: 50 и 60 коп. Пароконные 4-х местные фаэтоны 1 р. в час. От пароходных пристаней во время прихода пароходов 40 к.,  на резинах с верхом 50 к. За ручной багаж доплачивается 10 коп. От вокзала во время прихода поездов 40 коп., на резинах с верхом 50 коп. Пароконные фаэтоны от пароходов и вокзала 80 коп. Каждый извозчик обязан предъявлять по требованию пассажиров утвержденную таксу.

Просмотров: 4105 | Добавил: obodesse | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]