Если смотреть на Потемкинскую лестницу от памятника Ришелье, то справа от лестницы ныне размещается фуникулер. Возник фуникулер не одновременно с Потемкинской лестницей (Гигантской, Бульварной, Ришельевской, при Николаевском бульваре – так она именовалась в разные годы), а гораздо позже.
Сама лестница являла собой часть архитектурного ансамбля Николаевского (ныне Приморского) бульвара. Праздной публики по лестнице ходило мало, как и рабочего люда. Рабочие в порт на работу шли по другим улицам. На Приморском бульваре стояла беседка, поставленная на небольшой фундамент, с которой гуляющая публика осматривала Одесскую бухту. Но постепенно, со строительством Нового мола (на нем стоит в настоящее время Морской вокзал), количество людей, спускающихся и поднимающихся по лестнице, увеличилось. Тогда городские власти и решили построить что-то эдакое для облегчения подъема и спуска публики.
Первая попытка постройки подъемного пути была предпринята в 1880 году, но окончилась неудачей.
Только в 1895 году идея постройки рельсового пути приобрела зримые очертания. Молодой инженер Н.К. Пятницкий, выпускник Петербургского института путей сообщения и сын директора Одесской 2-й гимназии, подал в городскую Управу прошение о предоставлении ему права постройки подъемного пути с Приморской улицы (основание лестницы) до бульвара.
Прошение Н.К. Пятницкого городской Управой было утверждено по конкурсу. Закипела работа. В 1900 – 1902 годах был спланирован склон и уложена одна колея рельсового пути длиной около 100 метров с разъездом посредине.
Над рельсовым путем был построен переходной мостик, по которому можно было перейти с лестницы в нижний парк. На месте ажурной беседки, с которой обозревалась Одесская бухта, был построен верхний, входной, деревянный павильон.
Внизу, на Приморской улице, было построено кирпичное здание с конторой, перроном и кассой. Рядом – небольшая электростанция. По рельсовому пути курсировали два вагончика, один – вниз, а другой – вверх по склону. Вагончики, выписанные из Франции, вмещали по 35 человек. Вагончики тянули электрические машины с помощью стальных канатов. Длительность проезда составляла около 40 секунд. Стоимость проезда: вниз – 2 копейки, вверх – 3 копейки.
Фуникулер был торжественно пущен, по одним данным, 6 июня 1902 года, по другим – 8 июня.
В своей книге «Спасибо, сердце!» Л.О. Утесов писал: «С бульвара в порт ведет знаменитая лестница. Рядом с ней – фуникулер. (Если сказать в Одессе это слово – никто не поймет, о чем идет речь. Его просто называют "подъемная машина". Так одесситам кажется короче и понятней.) Вниз – две копейки, вверх – три. Вниз почти никто не ездит. Зачем? Сойти по лестнице вниз просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. У веселых одесситов – крепкие сердца. И подъемная машина – вовсе не золотое дело. Днем на бульваре немного народу. Но те, что сидят на скамейках напротив "Лондонской" (гостиницы, разумеется), наблюдают "красивую жизнь". "Лондонская" – это шикарно. Здесь останавливаются знатные иностранцы, свои миллионщики, кутилы-воротилы, помещики и другие баловни жизни. К вечеру на бульваре появляется публика, и начинается бесконечное торжественное шествие "от Думы до Воронцова" и обратно. Идут сплошной массой, наступая передним на пятки. Барышни, молодые люди, гимназисты, гимназистки, служащие – все здесь. Бульвар! Бульвар! Скольких людей ты сделал счастливыми, соединив навеки, и сколько – несчастными, сделав то же самое».
Гражданская война остановила работу Одесского фуникулера. В 1919 году он был законсервирован. Вновь был пущен в 1926 году, что стало свидетельством стабилизации обстановки в городе.
Во второй раз работа фуникулера была прервана в 1941 году. После войны работа фуникулера была восстановлена, но в 50-е годы он совсем прекратил свое существование, но еще долго существовала станция на Приморской улице.
На замену фуникулеру на том же месте был построен в 1970 году эскалатор, который был не сплошной – снизу вверх, а имел несколько переходных площадок. Стоимость поездки, как и в городском электротранспорте, составляла 3 копейки, а позже составила 5 копеек. Одесситы шутили: эскалатор есть – осталось построить метро. С развалом СССР прекратил свое существование и эскалатор.
В настоящее время фуникулер вновь появился в Одессе. Новый фуникулер был открыт к 211 годовщине города, в 2005 году. По двум параллельным рельсовым путям движутся вагончики, вмещающие 12 пассажиров. Вверху и внизу около Потемкинской лестницы построены красивые павильоны. Проезд в вагончиках современного фуникулера первоначально был бесплатным. Но затем ввели плату, заявляя о том, что его содержание дорого обходится городу.
Ю. Парамонов
Старая Одесса на почтовых открытках представлена на сайте: http://picasaweb.google.ru/avdotka/qwDwEI#
Литература:
Л.О. Утесов. «Спасибо, сердце!»
Р. Александров. «Прогулки по литературной Одессе»
А. Дроздовский. «Одесса на старых открытках»
Почтовые открытки и фотографии, приведенные в статье, из коллекции автора
|