С правой стороны у нас замечательный дом под №28, угол улицы Успенской, №91.
Это бывший доходный дом В.Т. Пташникова. Построен в 1881 году. В начале ХХ века этот дом перестроен. В этом доме размещался оптовый склад мануфактурных товаров и розничный магазин Торгово-Промышленного товарищества «Наследники В.Т. Пташникова». Из рекламы тех лет: «Главный оптовый склад и розничное отделение на углу Успенской и Александровской ул.
Громадный выбор модных шелковых и шерстяных материй, сукон, полотна, ковро-мебельных и других всевозможных мануфактурных товаров.
Все поименованные товары имеются также и в других моих магазинах в Одессе, Ялте, Алупке, Херсоне, Никольске (Уссурийском) и Владивостоке.
Ассортимент товаров пополняется ежедневными получениями из фабрик: Москвы, Лодзи, Белостока и других, а также из за-границы».
С фамилией Пташникова мы встречаемся в повести В. Катаева «Зимний ветер»:
«У хорошо знакомых ворот железнодорожных мастерских Гаврик увидел красный открытый автомобиль с солдатом за рулем.
— Посмотри, Марочка.
— Что?
— Знаменитая машина братьев Пташниковых. «Бенц», девяносто лошадиных сил. Ее реквизировали еще летом. Теперь на ней ездит товарищ Чижиков. Обрати внимание на сигнальный рожок: играет матчиш. Не веришь? А ну, братишка, сыграй, — обратился Гаврик к солдату.
— Пожалуйста, — лениво согласился сонный солдат и сжал резиновую грушу автомобильного рожка: видать, ему уже порядком надоело всем и каждому демонстрировать знаменитый сигнал, некогда спьяну купленный младшим Пташниковым в Париже.
Действительно, рожок довольно музыкально запукал, выдувая одну за другой резкие ноты, в целом составлявшие игривый кафешантанный мотивчик: «Мат-чиш пре-лест-ный та-нец... Там-там, там, там-там. Привез его испанец...»
Ныне это здание занимает учебный корпус Одесского Государственного экономического университета.
С левой стороны у нас дом №89 по улице Успенской.
Это был дом М.М. Ближенского, с которым мы уже сталкивались в первой части нашего повествования. Дом этот был построен в конце ХІХ века. Ныне это жилой дом с административными помещениями.
Сразу за этими домами начинается Старо-Базарный сквер, который в разные годы именовался площадью Сталина, сквер Кирова, площадь Кирова.
В первой половине ХІХ века эту 4-х угольную в плане площадь занимал базар, который с открытием Нового рынка на Торговой улице, стал именоваться Старым. План Старого базара хорошо виден на планах города разных лет. Такой план представлен в вводной статье.
А так выглядела Старо-Базарная площадь на рисунке Карла Бассоли
Очень удобные для торговли «каменные эшопы» Старого базара были сооружены по проекту Дж. Торичелли в 1830-1840-е годы. Крестообразные в плане ряды разделяли этот базар на четыре площади: Черепенниковскую, Яловиковскую (Кумбарьевскую), Шишмановскую и Посоховскую, названные так по именам здешних домовладельцев. Середину этой площади занимала башня с часами.
Руины торговых лавок дожили до 1920-х годов, а башня с часами простояла до лета 1958 года, а затем обрушилась.
На этом фото мы видим "башню с часами" в начале 50-х годов прошлого века, до ее падения (фото из статьи Л. Штерна "Из воспоминаний об Одессе - 4 (Сады и парки)"
http://world.lib.ru/s/shtern_l_i/odessaprod4-1.shtml
А на этом рисунке представлена Старо-Базарная площадь в середине ХІХ века. И на рисунке видны так хорошо знакомые нам и не очень различные объекты города.
По периметру площади, в начале ХХ века, владели домами Уточкины Л. и Н.; Шульженко К. и М.; Гриневские; Кузнецовы; Шапиро и некоторые другие. По периметру Старый базар был застроен домами, первые этажи которых представляли собой торговые помещения.
Старо-Базарную площадь пересекает Базарная улица.
Вот несколько видов домов Старо-Базарной площади сегодня.
А так выглядело это здание в 30-е годы ХХ века.
Но есть и новые здания, как вот это, в котором разместился учебно-воспитательный комплекс №90 имени А.С. Пушкина, выходящее боковым фасадом на Базарную улицу.В глубине видны купола Успенского собора на Преображенской улице.
А также 4-х звездочная гостиница «Лондон».
Середину площади, как раз там, где стояла башня с часами, занимает памятник Антону Головатому.
Авторы памятника : скульптор А. Токарев, архитектор В. Чепелев. Памятник был открыт в 2000 году. Среди одесситов этот памятник носит название «Памятник коню». О Головатом написано много и, все написанное, можно прочитать в разных местах.
Вообще-то в наши дни Старо-Базарная площадь превращена в место отдыха одесситов. Здесь несколько детских площадок, спортивная площадка, кафе, бювет, где можно набрать чистой воды. Имеется павильон по продаже цветов. И глядя сегодня на эту площадь, заросшую деревьями, трудно себе представить, что здесь шумел базар. Как все быстро улетучивается, как из памяти, так и из жизни.
Противоположную сторону площади, угол улицы Большой Арнаутской, 68, слева по ходу, как идем, занимают бывшие торговые ряды Яловикова.
Ряды были построены в 1836 году по проекту архитектора Дж. Торичелли. С утратой функций торговой площади, Яловиков сдает свой дом с лавками под шестиклассное училище Михайлова-Мучкина. Сам Г.С. Михайлов-Мучкин в 1905 году написал 48-страничную брошюру о реформе правописания, совершенствования русской грамоты и позднее возглавил еще 3-х годичные фототехнические курсы.
В первые послереволюционные годы в доме Яловикова размещается интернат 6-го УЧКОМА, затем трудовая еврейская школа №97, а с апреля 1944 года школа ФЗО №1 железной дороги. Сегодня это Одесское профессиональное училище железнодорожного транспорта и строительства. Училище выпустило более 18 тысяч специалистов рабочих специальностей. В наши дни училище готовит:
На базе 9 классов со сроком обучения 2 года:
электромонтажников по освещению и осветительным сетям
электромонтажников по силовым сетям и электрооборудованию
монтажников внутренних санитарно-технических систем и оборудования
слесарей по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем
столяров строительных, плотников
На базе 11 классов со сроком обучения 1 год:
проводников пассажирских вагонов
электромонтеров устройств сигнализации, централизации, блокировки
монтеров пути
электромонтажников по освещению и осветительным сетям
электромонтажников по силовым сетям и электрооборудованию
Как видим, железная дорога печется о подготовке для своих нужд специалистов, чего нельзя сказать о других промышленных или сельскохозяйственных отраслях.
Справа у нас возвышается 13-ти этажное здание, часть помещений которого занимает компания, специализирующаяся на компьютерных сетях. Фото сделано со стороны Старо-Базарной площади.
Перейдем большую Арнаутскую улицу.
Справа у нас жилой дом под №34 постройки 50-х годов прошлого века, занимающий почти весь квартал от Большой до Малой Арнаутской улицы.
Слева, напротив дома №34 находится дом Варшавского под №85 по Большой Арнаутской улице. Дом построен в конце ХІХ века.
Ныне на первом этаже этого здания контора банка «Финансы и кредит».
Правую сторону Александровского проспекта перед домом №34 занимает памятник жертвам Чернобыля.
Скульптор А.Князик, архитектор В. Глазырин. Памятник открыт в 1994 году.
От дома Варшавского, от угла Большой Арнаутской улицы, до улицы Малой Арнаутской имеются дома под №№33, 35, 37, 39, 41.
Дом №33. Дом Гройсмана. Построен во второй половине ХІХ века.
Дом №35. Перестроенный дом. Трудно сказать в какие годы он был построен. Но скорее всего, это вторая половина ХІХ века.
Дом №37. Дом Ицковича, постройки первой половины ХІХ века.
Сохранилась надворотная решетка на въездных воротах.
В наши дни жилой дом.
Дом №39. Спрятался в глубине двора. Видны только вот эти ворота.
Дом №41. Угол улицы Малой Арнаутской. Дом Ицковича. Построен в 1903 году по проекту архитектора Л.Л. Влодека.
Как и все здания, которые проектировал Л. Влодек, привлекает своей изысканностью. Очень красиво дом выглядит со стороны бокового фасада, выходящего на улицу Малая Арнаутская.
В наши дни жилой дом с административными помещениями.
Вот и вышли мы к улице Малой Арнаутской. Перейдем ее. Слева у нас величественное здание под №105 по улице Малой Арнаутской.
А справа дом под №36 угол Малой Арнаутской. Дом Александрова. Построен в 1845 году по проекту архитектора Л.В. Камбиаджо.
Чем ближе к Привозу, тем дома старой постройки становятся все более ободранными.
Пример такого здания стоит на углу улицы Куйбышева (бывшей Старорезничной), №31 угол Александровского проспекта. Дом Скульского. Построен во второй половине ХІХ века.
Доживает свои последние деньки. Жильцов в этом доме уже нет.
Аналогично этому зданию и следующее за ним, стоящее уже на Пантелеймоновской улице.
Скорее всего, в ближайшие годы их снесут, и на их месте будут стоять многоэтажные исполины.
Завершают Александровский проспект входные ворота Привоза.
Это ворота Нового Привоза, на который мы попадаем, перейдя Пантелеймоновскую улицу. Здания Нового Привоза сооружены на месте автостанции, на которую еще не так давно утром прибывали из деревень колхозники, привозившие на продажу результаты своего труда, и вечером, прикупив нужное себе, убывали в свои близлежащие и не очень села. А старый Привоз располагается за зданиями Нового.
Говоря о Привозе начала ХХ века, следует отметить, что одесситы ежегодно поедали не менее 1132800 кур, яиц - около 40 млн. штук, цена которых за десяток не превышала 20-30 коп. А примерные цены на другие продукты питания составляли: стакан чаю в трактире – 3-5 коп.; пуд (16,38 кг) гречки - 2 руб.; пуд гороха - 1 руб. 30 коп.; пуд отборной фасоли - около 3 руб.; 1 кг соли 2 сорта - 2 коп.; 1 кг сахарного песка - 25 коп.; 100 шт. сельди 2 сорта - 7 руб.; 1 кг осетрины - 90 коп.; свекла 1 кг - 1,5 коп.; 100 кочанов капусты - 5 руб.; ведро отборных помидоров - 8 коп.; 1 кг картофеля - 3 коп.; 1 л сметаны – 35-40 коп.; молоко от 10 до 12 коп. за литр; сливочное масло за килограмм – 1 руб. - 1 руб. 20 коп.; пара цыплят - 50 коп.; битая курица - 45-75 коп.; утка - 80 коп.; гусь - 1 руб.; индюк крупный - 4 руб.; мясо говяжье за фунт (409 г) – 12 - 18 коп.; свинина за фунт - 11-15 коп.; бутылка пива - 12 коп.; бутылка водки 0,5 л - 30 коп. Окорок – 28 коп. фунт. Крупная кефаль оценивалась в полтора рубля за десяток, связка бычков (20 штук) – от 15 до 30 коп.
Приведу отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий», где на Привозе дедушка Гаврика продал, выловленных в море бычков, мадам Стороженко: «Мадам же Стороженко невозмутимо пересчитала рыбу и протянула дедушке двенадцать копеек липкими медяками, коротко заметив: "В расчете".
Дедушка взял деньги и тут же, весь клокоча от бессильного гнева, пошел в монопольку и купил за шесть копеек голубой шкалик с красной головкой. Он ободрал сургуч о специальную терку, прибитую на акации возле питейного заведения, и трясущейся рукой выбил пробочку, завернутую в тонкую бумажку.
Он одним духом вылил в горло водку и "вместо закуски" вдребезги трахнул о мостовую тонкую посуду, хотя мог бы получить за нее копейку залога.
Затем отправился домой, купив по дороге для внучка за копейку красного леденечного петуха на сосновой щепочке - ему все еще казалось, что Гаврик совсем маленький мальчик, - а также два монастырских, очень белых и очень кислых бублика для больного матроса.
Остальные деньги он истратил на полтора фунта житного».
В Одессе слесарь завода РОПиТ (Русское общество пароходства и торговли) получал в 1909 году от 48 до 52 рублей в месяц. Оплата была понедельною.
На этой оптимистичной ноте мы и закончим нашу прогулку по Александровскому проспекту.
Подборку фотографий по Александровскому проспекту можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками "Улицы Одессы" - "Александровский проспект" или по ссылке:
Александровский
проспект
Ю. Парамонов
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
Столетие Одессы. Архитектура старой Одессы
А. Фридман. Здания Одессы и их зодчие
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках
В. Нетребский. Александровский проспект
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Википедия
|