Среда, 27.11.2024, 03:22

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Большая Арнаутская улица. От улицы Белинского до улицы Канатной. Четная сторона

Арнаутская улица, как пишут, получила название от субэтнической группы албанцев, выделившейся из собственно албанского этноса между 1300-1600 годами в ходе так называемых балканских миграций, вызванных нашествиями крестоносцев, ослаблением Византийской империи и вторжением турок.

Арнауты

Албанцы, убегая от турецкого нашествия, поселились в Одессе, образовав отдельную слободу, которая и стала именоваться Арнаутской. А улица получила название Большой Арнаутской вроде бы от того, что на ней селились албанцы высокого роста (годившиеся для службы во флоте), в отличие от албанцев малого роста (кавалерия), селившихся на Малой Арнаутской.
Сама улица стала именоваться Большой Арнаутскй с 1834 года. В 1921 году – это уже улица Герша Леккерта (его полное имя - Гирш Давидович Леккерт); в 1941 году – Большая Арнаутская; в 1946 году – Чкалова; в 1994 году – Большая Арнаутская. Таковой пока и остается по сей день. Легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова, именем которого была названа улица, многие знают,
многое слышали о нем.

Валерий Павлович Чкалов

То Гирш Леккерт в настоящее время мало кому известен. Чем же он прославился, что его именем была названа улица? Гирш Давидович Леккерт (1879-1902) – революционер, по профессии сапожник. 

Состоял в Бунде, участвовал в еврейском рабочем движении в Двинске, Ковне, Екатеринославе и Вильне. В 1900 году возглавил нападение около 500 евреев-рабочих на полицейский участок в пригороде Вильны и освободил арестованных товарищей. В 1902 году по приказу виленского генерал-губернатора Виктора Вильгельмовича фон Валя были высечены 28 арестованных (22 еврея, шесть поляков) за участие в первомайской манифестации. Экзекуция вызвала в еврейской среде чувство отчаяния и бессилия. Было решено отомстить генерал-губергатору. За это дело взялся Леккерт. Он стрелял в генерал-губернатора и ранил его в руку и ногу. Как писали газеты, «генерал настолько сохранил присутствие духа, что лично задержал преступника». По приговору военного трибунала Леккерт был повешен. А В.В. фон Валь упокоился в 1915 году в Петрограде в возрасте 74 лет, исполняя должность члена Государственного Совета Российской империи.

Что же из себя представляла в далекие уже годы Большая Арнаутская улица?
В «Иллюстрированном практическом путеводителе по Одессе» в 1909 году известный в те годы издатель, путешественник, организатор туризма Григорий Григорьевич Москвич писал: «Остальные параллельные улицы – Базарная, Большая Арнаутская, Малая Арнаутская и Новорыбная представляют собой более или менее оживленный центр, густо населенный евреями и для приезжего мало интересный».
Но попробуем найти что-то интересное, что было характерно для этой улицы в те далекие годы. Большая Арнаутская улица была оживленной транспортной магистралью города. К этому отметим, что первые линии конной железной дороги появились в Одессе в 1880 году. А уже в 1881 году была сооружена линия конки: «Толкучий рынок» (за перекрестком улиц Большой Арнаутской и Старопортофранковской) – Большая Арнаутская – Белинского до Юнкерского училища с продолжением этой линии летом на Малый Фонтан. То есть по улице прошел маршрут конки. Позже улица Большая Арнаутская на пересечении с улицами Преображенской, Ришельевской стала пунктом пересадки на другие маршруты конной железной дороги. Как известно, позднее трамвайные маршруты прошли по основным линиям конки. Согласно проекту Договора с Бельгийским акционерным обществом Одесских конножелезных дорог на переустройство линий конножелезных дорог и парового трамвая на электрическую тягу и на постройку новых линий электрических железных дорог в г. Одессе по улице Б. Арнаутской планировалось пустить линии трамвая трех маршрутов.
Первый маршрут - «Юнкерское училище – Староконная площадь»: от юнкерского училища (Итальянский бульвар) по улицам Белинского, Б. Арнаутской мимо Толкучего рынка, Колонтаевской и Косвенной, с соединением ее с линией «Слободка Романовка» на улице Градоначальнической. Эту линию планировалось построить в два пути. На этом рисунке представлен план этого маршрута.


Второй маршрут – «Малый Фонтан» (Французский бульвар): от угла улиц Преображенской и Б. Арнаутской, по улицам Б. Арнаутской, Белинского и Французскому бульвару до берега моря на Малом Фонтане по городскому спуску или по земле частных дачевладельцев. Эта линия также планировалась в два пути.


Спуск к морю создавался таким.


Третий маршрут – «Аркадия»: от угла улиц Большой Арнаутской и Преображенской, по улице Большой Арнаутской до Земского переулка (Лейтенанта Шмидта), по этому переулку, по улице с правой стороны Куликова поля, мимо пассажирского вокзала «Одесса Главная», по Пироговской, продлению Канатной, по переулку, ведущему к Ботаническому саду, через Ботанический сад, по Новой Аркадийской дороге (проспект Шевченко) к месту на берегу моря возле дачи Аркадия.
Надо сказать, что планы практически были осуществлены. До революции была построена трамвайная линия по улице Большая Арнаутская для маршрутов:
№5 «Юнкерское Училище - Староконная Площадь»: по улицам Белинского, Большая Арнаутская, Старопортофранковская, Колонтаевская, Косвенная до Градоначальницкой.
№ 16 «Малый Фонтан»: от угла улицы Преображенской и Б. Арнаутской по улицам: Большая Арнаутская, Белинского, Французский бульвар, Малый Фонтан.
№25 «Аркадия»: от угла улицы Преображенской и Б. Арнаутской по улицам: Большая Арнаутская, Земская, Вокзал (залы 1 класса) (Среднефонтанская улица), Пироговская, Новоаркадийская дорога, Аркадийский пляж.
Можно представить себе грохот на улице в дневное время почти ежеминутного движения трамваев трех маршрутов, их звонки…
В марте 1912 года газета «Одесские новости» сообщает: «Вчера вечером на углу Ришельевской и Б. Арнаутской улиц вагон электрического трамвая наскочил на автомобиль г. одесского градоначальника, в котором находились супруга г. градоначальника Любовь Семеновна (Сосновская) с сыном и старший чиновник особых поручений». Никто из указанных лиц сильно не пострадал, но что сделали с ватманом (вагоновожатым), управлявшим этим трамваем, и кто был виноват - неизвестно.
После гражданской войны трамвайные маршруты претерпевают небольшие изменения.
В 1924 году существует маршрут №28 «Старопортофранковская»: от угла улиц Белинского и Леккерта (Большой Арнаутской) по улице Леккерта, Колонтаевской, Косвенной до Перекопской Победы (Градоначальнической).
В 1925 году маршрут №5 «Военное училище»: улица Белинского, Леккерта, Колонтаевская до Мастерской (Серова).
В 1926 году маршрут №5 «Военное училище»: улица Белинского, Леккерта, Колонтаевская до Косвенной.
Движение на трамвайной линии начиналось в 5 часов утра и длилось до 10 часов вечера.

В 1930 году маршрут №5 «Кинофабрика ВУФКУ»: военная школа, улица Белинского, Леккерта, Колонтаевская, Косвенная до района милиции на улице Перекопской Победы.
В 1934-1935 году маршрут №16 «6-й район - Малый Фонтан»: Малый Фонтан, Пролетарский бульвар (Французский), Военная Школа, Белинского, Леккерта, Комсомольская, Колонтаевская, Косвенная, Перекопской Победы. Трамвайный маршрут по улице существовал и в годы оккупации города. После освобождения города трамвай по улице уже не ходил. Позже в 1948-1951 году по улице пустили троллейбус по маршруту площадь Льва Толстого – Парк Шевченко. В настоящее время ходит троллейбус по маршруту Парк Шевченко – Застава 1.


В наши дни на улице одностороннее движение автомобильного транспорта от улицы Белинского в сторону Старопортофранковской улицы.
Еще отметим, что улица Большая Арнаутская была насыщена меблированными комнатами и второразрядными гостиницами. Газеты 1910-х годов писали, что меблированные комнаты под вывесками или неприступно дороги или неприступно грязны. Жильцы в этих комнатах самого неблаговидного свойства: большею частью – женщины безобразного вида. Так, в сентябре 1914 года газета «Одесские новости» писала: «До сведения администрации дошло, что в некоторых центральных гостиницах и меблированных комнатах царит вопиющий разврат и производится разгул и пьянство. По распоряжению г. градоначальника, в течение нескольких последних ночей была произведена проверка многих в городе гостиниц и «меблирашек». Действительно, в некоторых из них чины полиции обнаружили множество «парочек» и лиц, проживающих не прописанными. Мало того, в некоторых номерах гостиниц чины полиции обнаружили тайную продажу спиртных напитков (вина и пива), причем напитки эти продавались ночным посетителям по высокой цене. Такой разврат обнаружен в местных первоклассных гостиницах, где кокотки проводят «веселые ночи» с представителями местной золотой молодежи. Обращает внимание на развившийся в последнее время уличный открытый разврат, на множество проституток, наводняющих с наступлением сумерек центральные улицы».
Но вместе с тем улица была насыщена книжно-газетными киосками. В 1914 году такие киоски стояли на углу улиц Полтавской Победы (Канатной), Ришельевской, Преображенской, Треугольного (Утесова) переулка.
Их владельцами соответственно были: Янкель Легковод, Берко Фридман, Янкель Акодус, Фекла Агафонова. Эти киоски, примерно, выглядели вот так.

Вид не совсем презентабельный, но такова жизнь и не всегда все выглядело блестяще. Этот киоск стоял на Дерибасовской улице. 
На Большой Арнаутской улице тврились разного рода злодеяния, хотя их было не больше, чем на других улицах. На углу улицы Большой Арнаутской и Мещанской  1 сентября 1907 года был убит выстрелом из револьвера околоточный надзиратель Григорий Филиппович Харченко.

В эти же годы расплодились разного рода вымогатели. Так, жена капитана Евдокия Гринько представила в сыскную полицию писанное карандашом письмо: «Вам грозит смерть принесите деньги 500 руб. 24 января буду ждать вас в 12 час. дня тогда Вас оставлю в покое буду на углу Б. Арнаутской и Канатной я всюду слежу за Вами».
Особенно разгул бандитизма отмечался в годы гражданской войны. Вот отдельные выдержки из городской хроники за 1919 год (город во власти Добровольческой армии).

 

Большая Арнаутская улица после гражданской войны служит испытательным полигоном новых средств информации. В газете «Известия» в феврале 1924 года была опубликована заметка: «Одесское общество ликбеза устанавливает по городу несколько громкоговорителей для передачи концертов, принимаемых широковещательной станцией. Громкоговорители будут установлены на ул. Ленина и Леккерта, Троцкого и Лассаля и на площади между ул. Троцкого и Тираспольской».
Перейдем к нашей улице. Четная сторона улицы Большая Арнаутская до улицы Канатной.
Надо сказать, что четная сторона улицы имеет дома, расположенные на расстоянии друг от друга.

По сути, весь этот квартал занимала канатная фабрика потомственного почетного гражданина Якова Александровича Новикова.

Канатная фабрика была создана в Одессе брянским купцом Ильей Новиковым в 1806 году. Канатная фабрика неоднократно награждалась высокими наградами на различных выставках, о чем свидетельствует эта реклама 1889 года и более поздних лет.


Яков Александрович Новиков был владельцем этой фабрики в четвертом поколении. К 1912 году канатная фабрика вырабатывала канаты, веревки с годовым производством на сумму 230803 руб.; производственный процесс обеспечивал локомобиль в 85 лошадиных сил. Рабочих насчитывалось 115 человек.
После смерти Якова Александровича в 1912 году его канатная фабрика была преобразована и стала канатным заводом акционерного общества Черноморских канатных заводов. Ее филиал находился и на нынешней улице Водопроводной, 16. Постепенно все производство было перемещено на улицу Водопроводную, а на Большой Арнаутской улице осталась только контора.

На плане четной стороны улицы Большая Арнаутская мы видим номера домов и 2а, и 2а1, 2б и т.п.
Попробуем постепенно разобраться.

С правой стороны улицу открывает дом №2а1. Дом в четыре этажа постройки середины прошлого века. За этим домом, левее, идут два дома под №2 тех же лет постройки.


Ранее в доме, стоявшем на этом месте, в 1893 году проживали переводчик Одесской главной складочной таможни Леопольд Карлович Ноццолини и помощник пакгаузного надзирателя Одесской главной складочной таможни Лев Львович Оприц.

А это уже дом №2б/2. Здание в четыре этажа.

На мой взгляд, построено в предвоенные годы. В первые послевоенные годы в здании размещается Областная партийная школа. В 1960-е годы гидрометеорологический институт (факультеты: метеорологический, гидрологический, агрометеорологический).
Ныне административное здание с различными учреждениями, которых насчитывается, в общей сложности, около 30 штук.

Это дом №2а. Здание в пять этажей.

Построено, примерно, в середине прошлого века. Ныне административное здание с различными учреждениями.

Дом №2б. Средняя школа №90.

Здание построено в 1935 году по проекту архитектора А.И. Миллера. Обширный двор.
В 1960-е годы в здании вместе со школой работали курсы иностранных языков, мастерская делала ремонт одежды.
В наши дни педагогическое направление деятельности сохранено. Все также работает школа №90 им. А.С. Пушкина и Чкаловские курсы сети языковых центров.

Далее стоит вот этот пряничный домик.


Построен дом, примерно, во второй половине позапрошлого века. С левой стороны здания видим дверь, а с правой, была какая-то ниша, может быть, в ней даже стояла какая-то скульптура. Но почему-то нишу на две трети заложили. Над окнами в середине здания сохранились кронштейны, на которых, возможно, была закреплена какая-то вывеска. Рядом с домом ворота. Можно предположить, что ранее это была контора канатной фабрики Я.А. Новикова. Ныне в домике кто-то обитает.

Дом 4. Угол улицы Канатной. Дом в два этажа.

Посредине здания ворота для проезда в небольшой внутренний двор.

В этом проезде сохранилась потолочная розетка.

Над воротами эркер, над окнами которого маскарон в виде женской головки.

Проезд во внутренний двор имеет ажурные ворота, сохранившиеся со времен постройки здания до наших дней.


На воротах обозначен год – 1881.

Таким образом, можно сделать вывод, что дом был построен в 1881 году. По другим данным – это дом Шампала,  построен в 1870 году по проекту архитектора И.А. Жуковского. Не знаю, можно с этим соглашаться или нет.
В конце позапрошлого века домом владеет И. Эликман, а с 1908 года и до революции владельцем дома числится Янкель Каган (Когон).
В начале 1890-х годов в доме проживал помощник бухгалтера Одесского казначейства Алексей Адамович Лавров.
В начале прошлого века жил врач, лечивший болезни желудка и кишок Е.М. Бихман. Были в этом здании и торговые заведения. В частности, в начале 1910-х годов реализацию бакалейных товаров вел И. Сарафанов. Продажей мануфактуры занималось торгово-промышленное товарищество «В.Т. Пташникова наследники». Позже здесь администрация по делам торгово-промышленного товарищества «Наследники В.Т. Пташникова». Торгово-промышленное товарищество «В.Т. Пташникова наследники» - было основано в 1881 году Василием Тимофеевичем Пташниковым, открывшим в Одессе магазин мануфактурных товаров. В начале прошлого века фирма имела сеть предприятий и магазинов от Варшавы до Владивостока, специализировавшихся на производстве и продаже обуви и одежды. Обороты достигали 5 млн. руб. в год. После смерти В.Т. Пташникова в 1901 году дело перешло к его вдове Анне Ивановне и сыновьям Николаю, Анатолию и Ивану. В 1903 году фирма была преобразована в паевое товарищество. Накануне первой мировой войны по делам товарищества была учреждена администрация в составе А.И., Н.В., А.В. и И.В. Пташниковых, Я.А. Бродского, М. Брейтмана, В.И. Карпова, М.Г. Ловицкого, А.Р. Хари и М.В. Шварца. К этому времени основной капитал компании составлял 1 млн. руб. Одному из семейства Пташниковых - Николаю Васильевичу Пташникову посвятил марш «Дни нашей жизни» композитор Лев Чернецкий (сын). Об этом более подробно будет сказано несколько позже.
В те же годы в этом доме торговлю мануфактурой ведет Зельман Мошков Рубальский. Кожей торгует Я. Ганелин.
В 1916 году в доме проживает старший лесной ревизор Херсонско-Бессарабского управления земледелия и государственных имуществ Михаил Константинович Кампиони.
После революции в 1925 году этот дом для жилья выбрал член Одесского горсовета Л.Д. Лузин.
Ныне жилой дом с административными помещениями.
На этом пока и остановимся. Фотографии сделаны в мае 2014 года.

Ю. Парамонов

Более полную подборку фотографий по улице Большая Арнаутская можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Большая Арнаутская улица» или по ссылке: https://picasaweb.google.com/vonomarap/qYXYLI?authuser=0&feat=directlink

Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник
Адрес-календарь Одесского градоначальства на 1889 г.
«Южная Россия». Путеводитель, справочная книга и календарь И.И. Фефербойма. 1896 г.
«Вся Одесса». Иллюстрированная адресная и справочная книга за 1899 - 1906 гг.
Одесса и ее окрестности и курорты. Путеводитель Г Каранта. 1901 г.
Иллюстрированный путеводитель «Одесса» Д.И. Вайнера на 1900, 1901 гг.
Ю. Сандомирский. Путеводитель по Одессе на 1901 г.
«Вся Одесса». Адресная и справочная книга г. Одессы за 1909 - 1911 г. Издание Л.А. Лисянского
«Вся торгово-промышленная Одесса». Адресно-справочная книга на 1914 г.
«Вся Одесса. Адресная и справочная книга всей Одессы с отделом Одесский уезд» на 1911 - 1914 год. Издательство «Одесские новости»
Адрес-календарь Одесского градоначальства на 1916 год. Издание «Ведомостей Одесского градоначальства»
Новороссийский календарь на 1893 г.; 1911 – 1914 гг.
Известия Одесской городской думы, №21, декабрь 1907 г.
Варзар. Список фабрик и заводов Российской империи. 1912 г.
Справочная книга о купцах первой, второй гильдии и вообще о лицах и учреждениях торгово-промышленного класса на 1912-1916 г. Издание Одесской купеческой управы
Газета "Одесские новости" за октябрь, ноябрь 1919 года
Вся Одесса на 1924 - 1926 гг.
Вся Украина и АМССР на 1926, 1928 гг.
Справочник. Вся Одесса на 1930 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)
М. Бельский. Книжная торговля в дореволюционной Одессе
ДубльГИС
Википедия
Сайт: http://odessastory.info/gallery/index.php?cat=10172
Сайт: http://odessatrolley.com/Tram/index2.html
Сайт: http://omop.su/article/45/46208.html

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (10.05.2014)
Просмотров: 6744 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]