Понедельник, 25.11.2024, 06:02

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Княжеская улица от улицы Ольгиевской до Торговой

Дом №20. Жилой дом Силла, построен в 1887 году по проекту инженера Л.И. Вессели.


 

Дом №21. Дом Цегельницкого. Построен во второй половине ХІХ века.


В начале ХХ века здесь размещалась детская лечебница доктора Болухера.

На мемориальной доске, установленной на этом доме, указано, что в этом доме с 1944 по 1969 год проживала Ольга Николаевна Благовидова (1905, Петербург – 23 октября 1975, Одесса) - украинская певица (меццо-сопрано), заслуженная артистка УССР.


Ольга Николаевна преподавала в Одесской консерватории, профессор пения. Музыкальное образование получила в Одесском музыкально-драматическом институте (1921-1925 гг.). 1928 – 1931 гг. - солистка Большого театра СССР, в 1931 – 1932 гг. Тбилисского, а с 1932 г. – Одесского театра оперы и балета. В 1948 перешла полностью на педагогическую работу.

За годы артистической деятельности Благовидова исполнила более 30 оперных партий и множество камерных произведений.

 

Дом №22. Дом Гуковского. Этот дом по своему проекту, для себя, в 1892 году построил инженер Гуковский, с привлечением к этому делу архитектора Л.И. Вессели.


 

Дом №23. Дом Мандражи. Построен в 1893 году по проекту архитектора М.Г. Рейнгерца.


В начале прошлого века в этом доме обосновалось четвертое Херсонское окружное акцизное управление.

 

Дом №24. Дом Погребинского, построен в 1890 году по проекту архитектора С. Ландесмана.


Когда-то на этом доме была мемориальная доска, которая свидетельствовала о том, что в этом доме с 1895 по 1901 гг. жил первый отечественный авиатор Михаил Никифорович Ефимов. Но после ремонта дома мемориальная доска куда-то, очевидно, затерялась.


Именем Михаила Ефимова названа улица в Одессе, а в Гатчине и в Одессе установлены памятники. В Одессе памятник установлен на территории Госпредприятия МО Украины «Одессаавиаремсервис». На ипподроме, откуда М.Н. Ефимов совершал первые полеты в городе, установлена мемориальная доска.

В августе 1919 года М.Н. Ефимов погиб в Одессе от рук белогвардейцев.

Со статьей о М.Н. Ефимове можно ознакомиться на сайте: 

http://www.airaces.narod.ru/ww1/efimov.htm


Дом №25
. Дом Геезбергена, построен в 1881 году по проекту архитектора Л.Л. Влодека. В 1894 году дом реконструируется и достраивается архитектором А.Г. Люиксом. В начале прошлого века его владельцем выступает Гааз.

 

Дом №26. Дом Голикова. Построен в 1893 году по проекту архитектора Р.О. Марцинковского.


Когда-то блистал красотой и изысканностью. Сейчас просто серый неказистый.

 

Дом №27. Левосторонний двухэтажный флигель - доходный дом Е. Буковецкого. Построен во второй половине ХІХ века, по проекту архитектора А.О. Бернардацци.


В этом особняке художник Евгений Иосифович Буковецкий поселился в конце 1890-х годов. Этот дом вошел в историю Одессы. В нем бывало много одесских и российских знаменитостей. В доме Буковецкого постоянно жил и работал близкий друг Евгения Иосифовича художник П. Нилус; провел «окаянные дни», уезжая в эмиграцию, будущий нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин; бывали В. Катаев, А. Куприн, М. Волошин, А. Толстой, К. Чуковский, К. Костанди, Н. Кузнецов, А. Закушняк, В. Хенкин и многие другие представители российской творческой интеллигенции.
Портреты многих выдающихся людей были мастерски написаны Е.И. Буковецким, рисовал он и своих близких, родственников и самого себя.


Отставной военный, майор Иосиф Буковецкий, дворянин появился в Одессе в середине ХIХ века. В эти годы Иосиф Буковецкий построил Европейские мраморные бани в собственном доме на этой же улице Княжеской, дом №31, угол Торговой.

Младший сын Иосифа Буковецкого, Евгений (1866 - 1948) окончил Одесское реальное училище Св. Петра и Павла, которое размещалось в Лютеранском переулке (в этом училище учился и Л.Д. Троцкий) и Рисовальную школу одесского общества изящных искусств у преподавателей Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди. Евгений Иосифович Буковецкий вошел в историю живописи как живописец, жанрист и портретист.

В его особняке с лета 1918 г. до 26 января 1920 г., перед отъездом за границу в эмиграцию, проживали будущий нобелевский лауреат в области литературы Иван Алексеевич Бунин (на доме установлена мемориальная доска) и его жена Вера Николаевна Муромцева-Бунина.

 

Портреты Бунина

В своих мемуарах «Жизнь Бунина. Беседы с памятью» В.Н. Муромцева-Бунина так описывала хозяина дома и обстановку дома в 1910 году: «Буковецкий был выше среднего роста, изящный, в меру худой, с правильными чертами лица, с волнистыми каштановыми волосами. Он обладал очень хрупким здоровьем, в молодости страдал сильнейшими мигренями и пролеживал в темной комнате по несколько дней сряду. Это был человек с большим вкусом и с причудами, со строгим распределением дня. Он года два тому назад пережил тяжелую драму: жена разошлась с ним и вышла замуж за его родного племянника. (Федоров в романе «Природа» взял его прототипом главного героя и предсказал развод.) Теперь он жил один, но все свободное время от работы и всяких личных дел - свои досуги - он делил с Петром Александровичем Нилусом, с которым жил в самой нежной дружбе.

Кроме писания портретов и ежедневной игры на рояле по вечерам, Буковецкий ничем больше не занимался (Петр Александрович Нилус вел все его дела). У него на самом верху дома была прекрасная мастерская, устланная коврами, с удобной мебелью и огромным окном над тахтой. В этой студии было много икон, которые он собирал, - весь их кружок увлекался антикварством.

Буковецкий, «враг вообще всех одесских жен», ставивший очень высоко дружбу, устраивавший мужские обеды по воскресеньям, оказал мне внимание. Говорил он немного, кратко, но метко. Мы проехали по самым лучшим улицам Одессы через Маразлиевскую и по Французскому бульвару к морю. Вышли из экипажа, немного прогулялись. Все было чинно, по заранее обдуманной программе. Потом отправились обедать на Княжескую, где у Буковецкого был доходный дом, а для себя он выстроил особняк в два этажа, с большим вкусом и удобствами.

Подъехав к нему, мы вошли в высокие двери парадного входа. Меня поразил вестибюль: на стене висело огромное панно в зеленых тонах. Тут же стоял длинный загибающийся диван, перед ним - стол с высокой лампой.

Хозяин повел нас наверх по широкой лестнице с красивыми деревянными темно-коричневыми перилами. Двухэтажный особняк Буковецкого внутри был весь обшит темным деревом. С просторной площадки небольшая дверь вела на балкон, рядом находилась уютная гостиная и огромная мастерская - почти во всю стену окно на север - с мольбертами, подрамниками и несколькими портретами. В этом особняке была и картинная галерея с произведениями хозяина и местных художников. Больше всего было этюдов. Но я не успела в этот раз ознакомиться с картинами.

Все комнаты были очень высоки и просторны. Мы спустились вниз, и Буковецкий показал мне свой кабинет и спальню. Мне и в голову не пришло, что в этих комнатах мы будем жить лет через десять.

Первая из них была кабинетом и библиотекой. Большой письменный стол, вертящиеся открытые полки для энциклопедического словаря. По стенам дубовые шкапы с книгами.

По узкому проходу мы прошли в его спальню. Мягкий диван для дневного отдыха. Кровать с ночным столиком, на котором лежала одна книга. Буковецкий, усмехнувшись, сказал:

— Нельзя читать сразу две книги, а у некоторых на ночном столике лежит даже несколько.

После осмотра всего мы прошли в столовую, где застали Нилуса, который, собственно, делил с Буковецким жизнь и имел в этом же доме свою чудесную мастерскую. Были приглашены к обеду Куровский и Заузе, но без жен.

Большая столовая очаровала меня: мебель красного дерева, стол без скатерти. Обед начался оригинально: на первое подали рыбу с холодным старым вином, затем суп. Почему-то Буковецкий находил, что нужно начинать всегда с рыбы. К жаркому было подано хорошее, в меру подогретое красное вино. Вина, кушанья были утонченные.

Кофий подали в вестибюль. Мы сели за стол под лестницей. Уже за обедом царило оживление, а тут наступило настоящее веселье. Ян (Бунин) представлял отсутствующих приятелей, а иногда и присутствующих друзей, Буковецкий вставлял меткие замечания, Куровский, немного кривя рот и будучи трезв, выражал оригинальные мнения, один Нилус был молчалив».

В повести «Трава забвения» В. Катаев так описывает этот дом: «Все это бурное, ни на что не похожее, неповторимое время Бунин прожил в Одессе на Княжеской улице в особняке своего приятеля, художника Буковецкого, который предоставил писателю весь нижний этаж – три комнаты, куда я и приходил, всякий раз испытывая невероятное волнение, прежде чем позвонить с черного хода.

 Обычно мне открывала нарядная горничная на французских каблучках, в накрахмаленной наколке и маленьком батистовом фартучке с кукольными карманчиками. Она была предоставлена в распоряжение Буниных вместе с комнатами и разительно не соответствовала той обстановке, которая царила в городе, в России, в мире.

 Жизнь Бунина в этих барских комнатах с массивными полированными дверями, с отлично натертыми паркетами, теплыми мраморными подоконниками венецианских окон, с жарко начищенными медными шпингалетами, с высокими чистыми потолками, отражавшими в летнее время зелень белых акаций, которыми была тесно обсажена тихая аристократическая улица, а зимой – голубые тени сугробов и размытые силуэты извозчичьих саней, с небольшим количеством самой необходимой, но очень хорошей мебели, без всех этих мещанских этажерок, тумбочек, безделушек, салфеточек, ковриков, альбомов и накидок, – как нельзя больше соответствовала моему представлению об аристократе, столбовом дворянине, российском академике, человеке безукоризненного вкуса».

Ныне это жилой дом с административными помещениями. В доме частично сохранились ворота с оригинальным рисунком.


 

Дом №28. Дом Огмана. Построен в 1844 году по проекту архитектора И.С. Козлова. В 1899 г. для  нового владельца дома Гилевича Бернардацци проводит его реконструкцию.


В этом доме с 1912 по 1921 г. жил писатель Семен Соломонович Юшкевич (1868, Одесса - 1927, Париж), писатель, драматург. В 1902 г. он окончил медицинский факультет Сорбонны. С 1890-х годов начал заниматься литературной деятельностью. Пьесы С. Юшкевича широко шли в театрах Петербурга. Москвы и других городах России. Некоторые пьесы Юшкевича были переведены на идиш и ставились в еврейских театрах. С 1921 года жил во Франции, затем - в США. Среди произведений 1920-х годов известен роман «Эпизоды» - о гражданской войне в России (издан в Берлине в 1923 г.; в СССР - в 1926 г.).

 

Дом №29. угол Конной. Дом Гехта построен в 1852 году по проекту архитектора И.С. Козлова. В начале прошлого века дом принадлежал Смиту.


В этом доме с 1889 по 1906 г. жил профессор Новороссийского университета, историк А.С. Трачевский. Трачевский Александр Семенович родился в 1838 году. Учился в ставропольской (на Кавказе) гимназии и Московском университете. В 1873 - 1878 годах Трачевский был преподавателем Тифлисской гимназии и давал уроки истории детям великого князя Михаила Николаевича. В 1878 - 1890 годах состоял ординарным профессором по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете. В 1879 году им были устроены в Одессе женские курсы для подготовки женщин к обучению на высших женских курсах. Здесь же он заведовал, вместе со своей женой, Юлией Александровной, «Новой школой» - мужской и женской гимназией, открытой им и где велись занятия по его собственной программе. В 1890 году Трачевский вышел в отставку и был утвержден приват-доцентом в Санкт-Петербургском университете, но к чтению лекций там не приступал. Читал публичные курсы в музее военно-учебных заведений. Умер в 1906 году.


Дом №30. угол Конной. Дом Леонарда, постройки конца ХІХ начала ХХ века.


Возможно, именно об этом доме с лавкой, где сейчас аптека, писали одесские газеты в 1908 году: «В одной из лавок на углу улиц Конной и Княжеской задержаны девочки-подростки Софья и Дора Шапиро, пытавшиеся расплатиться за покупку фальшивыми монетами. В квартире М. Шапиро (ул.Успенская,109) был произведен обыск, в результате которого изъяты несколько фальшивых полтинников. Семья, занимавшаяся сбытом монет, задержана и передана в распоряжение судебного следователя».

Ныне это дом с административно-жилыми помещениями

 

Дом №31. Уютный домик постройки середины ХІХ века.


В начале ХХ века его владельцем был городской голова действительный статский советник П.А. Зеленый.

            

Зеленый Павел Александрович (1840 - 1912). Окончил юридический факультет в Харькове. Как председатель елисаветградской уездной земской управы, энергично отстаивал права самоуправления в интересах просвещения и оздоровления народа. Переехав в 1877 г. в Одессу, сделался редактором-издателем лучшей в Новороссии газеты "Одесский Вестник", постоянно отстаивавшей при Зеленом идеи самоуправления, принимал участие в различных одесских общественных организациях. В 1898 г. был избран одесским городским головой. На этом посту много сделал в области народного образования, устраивал городские школы, читальни, выстроил здание публичной библиотеки. Был инициатором одесского общества литераторов и ученых, убежища для престарелых тружеников печати. В 1904 - 1905 гг. принимал участие в освободительном движении, произнося яркие речи на темы дня. Его врагам из среды местной администрации удалось подорвать престиж Зеленого среди городских гласных, и в 1905 г. он оставил Одессу.


Дом №32. угол Конной. Общежитие-гостиница артистов цирка, на месте дома Л. и М. Ясиновских. Построено в 1956-1958 гг. по проекту архитектора Е.Г. Вайнштейна и Н.Г. Мильграма.


Большинство знаменитых артистов цирка, которые приезжали на гастроли в Одессу, проживали в этой гостинице.

 

Дом №33 и дом №34 построены в середине ХХ века.

 

 

Дом №35. угол Торговой. Когда-то на этом месте  были бани, принадлежавшие Буковецкому, отцу художника Буковецкого.  Профиль этого места сохранился. Бани в новом здании до совсем недавнего времени верно служили одесситам. Сейчас здание на ремонте.

 


Дом №36 и дом №38.  Жилые дома, принадлежавшие в начале ХХ века Замковой и Ламзаки. Построены в первой половине ХІХ века по проекту архитектора И.С. Козлова.

 


Дом №40. угол Торговой и переулка Княжеского. Дом Кухты. Построен в 1895 году по проекту архитектора А.О. Бернардацци. Огромный особняк, прямоугольный в плане, с внутренним двором. Декорирован лепниной. Красив.





 

В этом здании на первых двух этажах, выходящих на улицу Княжескую, в дальнем конце дома от улицы Торговой, размещалась лечебница доктора А.А. Ценовского для кожных и сифилитических больных. Больница была рассчитана на 15 постоянных больных. На первом этаже были ванное отделение, а на втором – амбулатория и отделение постоянных кроватей.

На фото. В этой части здания на 1-м и 2-м этаже размещалась клиника доктора Ценовского


Больные могли размещаться в отдельной комнате с оплатой от 100 руб. в месяц или в комнате на двух больных – с оплатой от 65 рублей в месяц. Принимались больные и посуточно от 2,50 руб. в сутки. Лечебница была снабжена аналитическим кабинетом, поликлиникой, операционной и перевязочной комнатами, ванным отделением, различными душами и лечебными приборами. К услугам больных была богатая библиотека, выписывались русские, французские и немецкие газеты и журналы. К удобствам можно было отнести паркетные полы, электрическое освещение, телефон, фаянсовые ванны и прочие удобные мелочи. Лечение в такой лечебнице могли себе позволить очень состоятельные люди. Надо сказать, что доктор Ценовский имел по городу несколько таких лечебниц. В частности, аналогичная лечебница, но более простая, была и на улице Коблевской, недалеко от описываемой улицы.

В январе 1910 года в газете «Одесские Новости» появилось сообщение: «Громкое дело врача Ценовского, обвинявшего на страницах персидского консула Зайченко в совращении малолетних девочек-гимназисток, слушалось в окружном суде. Зайченко обвинял Ценовского в диффамации. Суд приговорил Ценовского к 3 неделям тюрьмы».Так поступали с теми, кто клеветал на других, невзирая на должности и положение. В 1918 году Зайченко был расстрелян ЧК.

В этом же здании размещалась и гостиница «Славянская».  Как отмечалось в Путеводителе по Одессе Г. Москвича, стоимость номеров в гостинице от 50 коп. При гостинице имелся ресторан, а также общественные бани и ванны. Зачастую рестораны при гостиницах имели открытые сцены, где играли оркестры и капеллы, пели хоры и имелись прочие увеселения.

На этой приятной ноте я и завершу описание улицы Княжеской.

 

Боле полную подборку фотографий по Княжеской улице можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Княжеская улица» или по ссылке:

http://picasaweb.google.ru/avdotka/vtOxCB?feat=embedwebsite#

 

 Ю. Парамонов

Источники:

Я. Майстровой. Улицы Одессы

В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник

А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность

А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках

Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.

Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)

Вся Одесса. Иллюстрированная адресная и справочная книга на 1900 г.

Музыкальная энциклопедия

Википедия

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (28.05.2010)
Просмотров: 9756 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]