Коблевская улица, начинаясь от улицы Новосельского, протянулась до Соборной площади. В середине улица разорвана территорией Нового рынка. Та часть улицы, которая протянулась от Нового рынка к Соборной площади более, если так можно сказать, фешенебельна, хотя есть привлекательные здания и до Нового рынка.
За историю своего существования с 1828 года улица имела только два названия – Коблевская и Подбельского.
Кобле Фома Алексеевич, умер в апреле 1833 года, генерал-майор, военный комендант города, управлял Градоначальничеством после отъезда Ришелье с 1814 по 1815 год. Генералу Кобле принадлежал участок городской земли, ограниченный современными улицами Дворянской, Садовой, Торговой, Коблевской.
Подбельский Вадим Николаевич (1887-1920), советский партийный и государственный деятель, большевик, народный комиссар почт и телеграфа РСФСР. Судя по его биографии, в Одессе не бывал.
Левая сторона улицы открывается непритязательными на изысканность архитектуры жилыми домами под №1 и №3, постройки конца ХІХ века.
В доме №3 в первые послевоенные годы размещалась районная библиотека №3, случайно имевшая тот же номер, что и номер дома.
Но более привлекателен дом под №2-4. Доходный дом Свинцинского, построен по проекту архитектора Ф.Е. Кюнера в 1912 году.
Дом напоминает огромный корабль, застывший у перекрестка улиц и несколько недоуменно смотрящий своими окнами-глазницами на улицу Коблевскую и на улицу Новосельского. А на куполе дома примостился орел, распластав свои крылья.
И вот уже почти 100 лет не может никуда улететь, прочно связав свою судьбу с судьбой дома.
Красива, хорошо сохранившаяся лестница подъезда, сохранились и другие элементы интерьера.
В начале прошлого века в доме, который стоял на этом месте, практиковал доктор Знайко В., лечивший сифилис.
Рядом с домом приютилась трансформаторная будка постройки тех же времен.
Привлекателен жилой дом №5 постройки, предположительно, второй половины ХІХ века сохранилась красивая мраморная лестница, ведущая на верхние этажи. Бросается в глаза кронштейн около лестницы, на котором, очевидно, еще в те годы, стояла керосиновая лампа или фонарь, освещавшие лестницу в ночное время.
Доходный дом конца XIX начала ХХ века под №7 имеет такую же красивую парадную с лестницей, о содержании которой заботятся жильцы.
Красив по фасаду дом №8. Этот жилой дом построен в 1890 году по проекту архитектора С.А. Ландесмана. На его фасаде пристроились маскароны, цветы, львиные головы.
А в доме №9, постройки середины ХIХ века, таком вот непритязательном по внешнему виду, принимали хирург А. Вильштейн и ветеринарный врач С.О. Орловский.
А в середине ХХ века размещалось домохозяйство №39 Центрального района.
На перекрестке улиц Коблевской и Ольгиевской все четыре угловых дома постройки середины ХХ века. Во время Великой Отечественной войны на перекресток упала авиационная бомба. Все четыре дома на перекрестке были снесены взрывом. И только после войны были построены эти дома.
Дом№10-12 – этот жилой дом построен в 1954-1956 году по проекту архитекторов Г.Т. Закияна и Я.Л. Портного.
Дом №11 - институт «Теплоэлектропроект» - построен в 1951-1952 году по проекту архитектора Л.Е. Хазина. Ранее в доме, который стоял на месте этого, проживал гласный городской думы Суворов И.С., здесь же в его ведении была камера мирового судьи, куда могли упрятать, например, должников, не отдавших вовремя долг, и держали должника до тех пор, пока долг не возвращался.
Дом №13 – в наши дни - управление здравоохранения Одесского горсовета.
В 1884-1894 гг. в доме, который был на этом месте, проживал украинский композитор-педагог Крыжановский Даниил Яковлевич, который родился 17(29).12.1856 года в Херсонской губернии. Скончался 14(26).02.1894 года в Одессе. Познания в области теории музыки и пения Крыжановский получил в Елизаветградском духовном училище и Одесской духовной семинарии в 1872-78 гг. В 1882 году Крыжановский, здесь же в Одессе, окончил филологический факультет Новороссийского университета. Преподавал в гимназии русский и латинский язык. В 1889-94 годах работал в канцелярии попечителя Одесского учебного округа. Автор вокальных и хоровых произведений, среди которых «Памятник» – ода для хора и фортепьяно, написанная к 50-летию со дня смерти А. С. Пушкина; песни – «Чи у полi, чи у бoрi» на слова неизвестного автора и «Реве та стогне Днiпр широкий» на слова Т. Г. Шевченко, посвященная украинскому театральному деятелю М. Л. Кропивницкому. Эта песня приобрела огромную популярность, став, по сути, народной песней.
В этом же доме доктор А. Галай лечил детские и внутренние болезни, здесь же проживал и В. Пиварович, пристав окружного суда.
Жилой дом №14-16 – детская поликлиника. В доме №16, который стоял до этого на этом месте, в начале ХХ века была мукомольная фабрика Фишмана. В бывшей при ней пекарне в апреле 1914 года открыли иллюзион "Венера", который был рассчитан на 300 мест. В 1925 году кинотеатр получил имя большевика А.В. Трофимова. Как было отмечено выше, в 1941 году от фашистской бомбы, упавшей на перекрестке, здание было разрушено. От кинотеатра остались только одни воспоминания.
Здесь же, на перекрестке улиц, хорошо просматривается трамвайная колея, которая поднимается к Новому базару.
Здесь ходил трамвай маршрута №23. Куликово Поле – Канатная – Греческая – Греческий рынок (объезд по кругу) – Преображенская – Садовая – Новый Рынок (объезд с правой стороны) –Конная – Коблевская – Ольгиевская – Старопортофранковская (Сенная пл.).
К середине ХХ века маршрут был продлен до улицы Пастера, конечной остановки трамвая №28. В наши дни трамвайного маршрута №23 нет.
Дома №17, 18, 19 построены, примерно, в середине ХІХ начале ХХ века. Непритязательная архитектура, но, по-своему, красивы.
Это дом №17.
В доме №17 лечил глазные болезни доктор Крымгольц М., внутренние и наружные болезни доктор Костевич И., внутренние болезни доктор Штейнгауз С. Здесь же была мебельно-столярная мастерская М.Ю. Гершбейна, проживал судебный следователь Глущинский.
Дом №18.
Дом №19.
В этом доме с 1896 по 1902 год проживал В. Палаузов. Юрист, профессор. В. Палаузов из русско-болгарской семьи. Родился в 1851 году. После окончания Ришельевской гимназии поступил, в 1868 году, на юридический факультет Новороссийского университета, который окончил со степенью кандидата в 1872 году. Был оставлен при университете для приготовления к профессорской деятельности. Магистерскую диссертацию "К вопросу о форме участия народного элемента к уголовной юстиции" защитил в 1878 году. Во время войны 1877 - 1878 гг. играл видную роль в деле устройства гражданского управления в Болгарии. В 1880 году был избран доцентом, в 1884 году - экстраординарным профессором уголовного права в Новороссийском университете. В 1885 году - доктор уголовного права по защите диссертации "Постановка вопросов присяжным заседателем по русскому праву». В 1886 году был назначен ординарным профессором уголовного права, а с 1887 года стал преподавать вместе с уголовным процессом и уголовное право. Палаузов выступал защитником суда присяжных заседателей. В 1894 году Палаузов издал труд "К вопросу о будущем нашем уголовном кодексе", который посвящен обзору возражений, сделанных разными лицами на первый проект общей части уголовного уложения. Ему принадлежит еще ряд статей в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", "Записках Императорского Новороссийского Университета", "Юридической Летописи" и "Журнале Министерства Народного Просвещения". Палаузов был сотрудником газеты "Правда" и других одесских газет.
В этом же доме с 1920 по 1944 год проживал и Борис Васильевич Варнеке (1874-1944) - филолог-классик, историк театра.
Б.В. Варнеке родился в Москве, с детства играл в театре. Окончил 1-ю Московскую гимназию. В 1898 г. окончил Петербургский историко-филологический институт, где обучался у Ф. Ф. Соколова и Ф.Ф. Зелинского. Преподавал древние языки в 5-й петербургской гимназии и в Николаевской царскосельской гимназии (с янв. 1902 по авг. 1904). Затем был профессором Казанского (1904—1910) и Новороссийского университета (Одесса). Варнеке оставил воспоминания о Н. С. Лескове, Д. Н. Мамине-Сибиряке, П. П. Гнедиче, Д. Н. Овсянико-Куликовском, К. Д. Бальмонте, П. А. Стрепетовой и др. Писал рецензии на трагедии И.Ф. Анненского, с которым состоял в переписке. В период Великой Отечественной войны он остался в оккупированной Одессе и работал в открытом нацистами Румынском университете.
И.И. Павлов в своих воспоминаниях о жизни в Одессе в годы оккупации и об учебе в лицее, открытом румынскими властями, писал о том, что латинский язык в лицее преподавал заслуженный деятель науки УССР профессор Борис Васильевич Варнеке.
Павлов вспоминал: "Изучали мы его (латинский язык) недолго, и все же с грехом пополам к концу года читали записки Юлия Цезаря и речи Марка Цицерона. Варнеке считался патриархом русского научного общества в Одессе, и румынские власти поручили ему обратиться через газету ко всем деятелям образования и науки с призывом сотрудничать с румынской администрацией. Для преподавателей это был почти единственный способ существования, и мало кто от него отказывался; да и учили они русских".
После освобождения Одессы в 1944 г. Варнеке был арестован по обвинению в измене Родине и этапирован в Киев, где и умер в тюремной больнице. Позднее ученый был реабилитирован.
Дом №20. Доходный дом Ганелина, построен по проекту архитектора М.Г. Рейнгерца в 1888 году. Дата постройки видна на фронтоне здания.
Красивы архитектурные изыски этого дома
Такой вот красивый дом, но время его не щадит. Видны следы запущенности. Жильцы этого дома, которых я встретил, не дождутся, когда их дом кто-нибудь выкупит, расселив все коммунальные квартиры этого дома.
По старой нумерации это был дом №18. Сохранились и ворота с датой постройки дома.
Когда-то они закрывались, предотвращая вход посторонних лиц во двор. И это было обязательным правилом. Так, в 1907 году временный одесский генерал-губернатор И.Н.Толмачев подписал обязательное постановление, в котором объявил: «В центре города, ограниченном Старопортофранковской улицей, считая также и Прохоровскую улицу на всем ее протяжении, закрывать ворота, выходные калитки и двери зимою и летом в 11 час. ночи... в районах Молдаванки, Бугаевки, Мельницы, Пересыпи, Слободки-Романовки и других предместьях закрывать зимою в 9 часов, а летом - в 10 часов вечера...». Закрывались ворота и в 50-е годы прошлого века. И жители дома, которые приходили к закрытым воротам, вынуждены были платить дворнику «за беспокойство», чтобы он открыл ворота.
Сам Ганелин в своем доме имел пекарню и булочную. Сохранилась реклама его деятельности
В первые послевоенные годы в здании размещалась Одесская пригородная прокуратура (был такой район – Одесский пригородный).
Дома №21, 22, 23. Дома построены примерно во второй половине XIX века. Архитектор неизвестен.
Около дома №21 даже сохранилась опора линии электропередачи, установленная в начале ХХ века.
Дом №22.
В доме №22 в первые послевоенные годы разместилась межобластная контора Главместпромснаба.
Дом №23.
В доме №23 в середине ХХ века размещалось домохозяйство №37 Центрального района города.
Далее перед нами Новый рынок, который заслуживает отдельного повествования.
На этом фото мы видим, что существовавшая трамвайная колея поворачивает налево, на Конную улицу, чтобы обогнуть Новый рынок.
После Нового рынка
на углу улиц Коблевской и
Торговой размещается
здание цирка в доме под №25.
Это был цирк
Санценбахера, построенный по проекту
архитектора А.Е.Шейнса, инженера А.Д.Гельфанда, архитектора К.К. Абта
(завершение строительства) в 1889, 1894, 1899.
В 1879 году на месте
нынешнего цирка было построено
кирпичное здание цирка Альберта Саламонского. Это было огромное каменное
здание
на 4 тысячи зрителей, которое было прекрасно выстроено по всем новейшим
правилам архитектурного искусства. Цирк отапливался паром, идущим по
трубам,
которые были проведены по всему строению. Но в силу целого ряда причин
здание
простояло недолго. Сам Саламонский уехал сначала в Берлин, а затем в
Москву,
где и построил новое здание цирка, известное в наши дни как «Цирк на
Цветном
бульваре им. Ю. Никулина».
А в Одессе крупный
одесский предприниматель, хозяин пивоваренного завода, купец второй
гильдии
Вильгельм Иванович Санценбахер решил выстроить новое стационарное
помещение
цирка на том же месте, где и стояло здание цирка Саламонского. В
1889
году здание цирка Саламонского было разобрано.
Строилось новое здание из железных конструкций, спроектированных и
изготовленных в Германии. На строительстве трудились 14 рабочих, один
инженер и
прораб. Собирались конструкции без сварки, на заклепках. Купол
гофрированный,
обшитый внутри досками и войлоком - для сохранения тепла и акустики.
Внутри
была своя природная вентиляция - летом прохладно, а зимой тепло.
Открытие цирка состоялось 25 января 1894 года гастролями широко
разрекламированной цирковой труппы братьев Феррони.
Цирк насчитывал 2300
мест и цена билетов на представление была от 8 руб. 40 коп. в
ложах и до
35 коп. на галерее(галерке).
Вообще-то
это было дороговато. И ложу себе не мог позволить обычный смертный.
С 1908 года во главе Одесского цирка стоял жандармский полковник С.А.
Малевич,
который сам держал антрепризу и приглашал на гастроли лучшие цирковые
труппы. В
здании цирка он же занимался и книжной торговлей. Летом здание цирка
использовалось под кинотеатр «Палас-Театр». В цирке регулярно
проводились
чемпионаты по борьбе с участием лучших борцов России и зарубежных стран.
В 1912
году проходил чемпионат Одессы по борьбе с участием сильнейших борцов
всего
мира.
После событий 1917
года здание Одесского цирка перешло в собственность городского совета. В
1925
году Одесский цирк получил статус государственного.
Одесский цирк
называют «железным», так как каркас
его сделан
из металла немецкого производства, состав которого неизвестен, но он не
ржавеет
и не поддается сварке. Необычность Одесского цирка заключается в том,
что
расстояние от манежа до купола составляет 22 метра, тогда как стандарт -
18
метров. Ну и главное, чем могут гордиться одесситы, - наш цирк самый
старый не
только в СНГ, но и в мире. Потому что стационарных цирков нигде, кроме
России и
Китая, не строили. В западных странах «обходились» передвижными шапито.
Цирк пользовался
необычайной популярностью у жителей города, и, особенно, у детей. Ю.
Олеша в
своей автобиографической повести «Ни дня без строчки» так писал о своем
посещении цирка: «Я приобрел этот билет путем непосредственной затраты
сил
физических и душевных – ждал в очереди, верил, что дождусь, вдруг терял
веру...
Я честно добился его, этого листка тонкой бумаги с лиловым штемпелем!
Вот он у меня в
руках. Да, тонкая, почти
просвечивающая
желтоватая бумага, да, лиловый штемпель... Но это право попасть в этот
плюшевый
рай, в этот рай мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок,
коридорчиков,
эха, хохота, блестящих глаз, запаха духов, стука каблуков – мало ли
чего!
Цирк в детстве
произвел на меня колоссальное
впечатление.
Мне иногда хочется сказать, что желтая арена цирка это и есть дно моей
жизни.
Именно так - дно жизни, потому что, глядя в прошлое, в глубину, я
наиболее
отчетливо вижу этот желтый круг с рассыпавшимися по нем фигурками людей и
животных в алом бархате, в блестках, в перьях и наиболее отчетливо слышу
стреляющий звук бича, о котором мне приятно знать, что он называется
шамбарьер,
а также крик клоуна: «Здравствуй, Макс!» - и ответ на него: «Здравствуй,
Август!»
А это уже пишет В.
Катаев: «К этому часу цирк уже
был
наполнен снизу доверху, до самой галерки, до железного рифленого купола,
а
первые ряды, до сих пор пустовавшие,теперь представляли великолепное зрелище больших дамских шляп со
страусовыми перьями, воздушных, как пена, боа на шеях городских
красавиц,
котелков, шелковых цилиндров, офицерских фуражек с цветными околышами и
щегольски поднятыми на прусский манер тульями.
Меха, гетры,лаковые
остроносые ботинки, узкие студенческие брюки на штрипках,трости с золотыми набалдашниками, цейсовские
полевые бинокли, отражающие снаружи в своих выпуклых стеклах миниатюрную
картину цирковой арены с ковром посередине, и висячие электрические
фонари,
шипящие вольтовой дугой между двух угольных стержней.
– Ван Риль,
Голландия, - беззвучно повторяли мои
губы, а
сердце леденело от восторга и счастья, - Мурзук,Абиссиния;Омер де Бульон, Франция; Мюллер, Германия; московский богатырь
Иван
Шемякин; непобедимый чемпион мира Иван Поддубный; Саракики иОкитаро Оно, Япония; Ян Спуль, Рига;
петербургский любитель, студент, пожелавший скрыть свое имя под
инициалами А.
Ш.; Дядя Пуд - борец самого тяжелого веса, самый толстый человек в мире,
одиннадцать пудов двадцать три фунта, Россия; вятский великан Григорий
Кащеев,
на два дюйма выше Петра Великого, - тощий, с обезьяньими руками,
висящими ниже
колен, с головой микроцефала и лицом, имевшим такой вид, будто в него
ударила
лошадь двумя подковами сразу и отпечатала на нем надбровные дуги, между
которыми еле виднелся вдавленный носик с раздутыми ноздрями, -
чудовищный сон
моего детства; затем негр Сальватор Бамбула с ловким маслянистым телом и
курчавыми, как бы закопченными волосами, для описания которого
потребовалось бы
по меньшей мере перо автора «Саламбо»; Збышко-Цыганевич, Польша;и прочие, и прочие, все чемпионы мира,
все
непобедимые, все знаменитые, чьи имена до сих пор заставляют дрожать мое
сердце».
Выступали не только борцы, но и артисты другого жанра.
Из собственного
детства выплывают строки насмешки
над
липовым силачом: «Силач Бамбула выжимает два стула и мокрое полотенце!»
Откуда они
впечатались в мое сознание? Оказывается,
что это
из Одесского цирка – был такой силач Сальватор Бамбула!
На сцене Одесского
цирка
выступали знаменитости, такие как Анатолий и Владимир Дуровы, братья
Никитины,
борцы Иван Заикин, Иван Поддубный, клоун Жакомино, дрессировщик лошадей
Владимир Труцци, позже Карандаш (М.Н. Румянцев), Юрий Никулин, братья
Ширман и
многие, многие другие.
Первым увлечением
Утесова был цирк. Еще, будучи студентом училища Файга, он подрабатывал
подставным. Профессиональные борцы гастролировали по городам и в каждом
делали
«чемпионат мира», всякий раз называясь разными именами. В Одесском цирке
Утесов
играл роль «товарища местного борца» и играл сценку, в которой «заводил»
публику ерническими речами.
Известен
трагикомичный факт
выступления в 1891 году Анатолия Дурова в Одессе, где градоначальником в
те годы
был адмирал П.А.Зеленый.
Однажды
Зеленый вошел в цирковой
буфет, все встали, но Дуров продолжал сидеть. «Встать!» - закричал
адмирал и,
обратившись к своему адъютанту, добавил: «Скажите этому олуху, что я
Зеленый!»
Дуров поднялся и произнес: «Вот когда ты созреешь, я буду с тобой
разговаривать». После столкновения с Зеленым Дуров вывел на арену цирка
борова,
выкрашенного в зеленый цвет, и заставил всех зверей ему кланяться,
приговаривая: «Кланяйтесь все ему, потому что он зеленый». И это в
присутствии
самого адмирала. Мало того, на следующий день он запряг зеленую свинью в
тележку и поехал в ней по городу. После этого случая Анатолия Дурова
выслали из
Одессы.
Одесский
цирк продолжает работать и
в наши дни, доставляя радость посетителям.
Здесь мы и отдохнем.
Ю. Парамонов
Подборку фотографий по Коблевской улице можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками "Улицы Одессы" - "Коблевская улица" или по ссылке: http://picasaweb.google.ru/avdotka/hSFbRH?feat=directlink
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
Столетие Одессы. Архитектура старой Одессы А. Фридман. Здания Одессы и их зодчие
А. Малиновский. Кино в Одессе
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках
Вся Одесса. Иллюстрированная адресная и справочная книга на 1900 г.
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г. Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Одесса. Справочник по состоянию на 1.03.1966 г.
Музыкальная энциклопедия
М. Бельский. Книжная торговля в дореволюционной Одессе