Ришельевский лицей по вопросам обучения и воспитания лицеистов подчинялся Харьковскому университету. Спустя год, после начала работы лицея, для инспекции дел прибыл инспектор от Харьковского университета. Инспектор находит множество недостатков. Основной недостаток – преподавание наук в основном ведется на французском языке, наличие прозелитизма (стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели). И, как вспоминали сами воспитанники, при чтении лекций на французском языке, большинство воспитанников записи французских слов вели русскими буквами, а потом уже с помощью воспитанников более-менее знавших французский язык записывали лекции так, как и было нужно. Были и другие недостатки, что привело к тому, что в 1820 году состоялся Высочайший рескрипт об увольнении аббата Николя со службы. Лицеисты жалели об увольнении аббата со службы. Они уважали его за ту заботу, которую он к ним проявлял. Он ни на кого не кричал. Делая замечание, говорил тихо. Посещал классы, обедал и ужинал с воспитанниками. Ночью обходил спальни, проявляя заботу об отдыхе воспитанников. Полагалось воспитанникам лежать в постели на спине, вытянув ноги и сложив руки крестообразно, положив левую руку на правое плечо, а правую на левое. Если кто-то лежал не так, то аббат осторожно будил его и просил переменить положение. Вообще-то лежать в таком положении очень неудобно (сам попробовал). Но таков был порядок.
Вместе с аббатом Николя ушли и другие преподаватели-французы. В первых числах июля 1820 года аббат прибыл в Париж. В следующем году его назначают ректором парижской академии. Жалованья он не получает (так захотел). В 1822 году, как пишут, у него на руках умирает его друг и покровитель герцог Ришелье. Не пошли дела и в академии. Студенты устроили беспорядки, требуя не допускать попов в учебный процесс. Аббат принимает предложение стать воспитателем малолетнего герцога Бордосского. Но либеральное движение во Франции требует вообще убрать духовенство из воспитательного процесса. В 1833 году аббат удалился в имение одного из своих друзей и жил в уединении. 2 сентября 1835 года аббат Николя скончался на 77 году жизни.
В деятельности аббата Николя на должности директора Одесского лицея можно было выделить, как положительные, так и отрицательные стороны его деятельности. Будучи иезуитом, как бы то ни было, он вольно или невольно приобщал детей к католицизму. Ревнители православия увидели в нем опасного человека. Также был широко внедрен в учебный процесс французский язык. Настолько широко, что русский язык, по сути, стал иностранным. Вместе с тем, это был одаренный педагог, понимающий душу детей. Его сердечное отношение к детям сыскало ему детскую любовь. О нем с большой теплотой впоследствии отзывались бывшие воспитанники.
С уходом аббата началась чехарда в назначениях директоров лицея. С 1820 по 1829 год сменилось 4 директора. После аббата Николя директором лицея стал Реми Акинфьевич Жилле, бывший до этого помощником директора. Он пробыл в должности директора до 1821 года. Причиной его увольнения стала недостача в кассе лицея 80 тыс. рублей. В 1830 году он стал преподавателем в Царскосельском лицее, пробыв в этой должности 10 лет. Скончался он в 1849 году, прожив более 80 лет.
Первый выпуск воспитанников лицея состоялся в 1821 году. Было выпущено с классными чинами 13 человек. Вот их имена: Константин Степанов, Николай Ларуй, Федор Андре, Александр Петкович, Иван Новицкий, Александр Ваникин, Николай Малиновский, Николай Дмитриев, Иван Флуки, Александр Прохницкий, Яков Вассинг, Николай Славич и Эдуард Стекль. Эти выпускники стали военными, преподавателями в лицее, переводчиками, дипломатами. Так Эдуард Стекль стал посланником российского правительства в Вашингтоне.
Иосиф Алоизий Иванович Гейнлейт, прибалтийский немец, сменил Жилле, и был директором до 1825 года. Выжил его архимандрит Феофил. Вина Гейнлета заключалась в том, что он иногда собирал служащих и пел с ними немецкие духовные гимны.
По воспоминаниям современников, выживший его архимандрит Феофил Фиников был большим франтом, красавцем. Вместе с тем современники отмечали его порочность, властолюбие и жестокость в обращении с детьми. Ему было около 30 лет. Первоначально, с прибытием в лицей, Феофил стремился показать себя аскетом. Для проживания занял всего одну комнату при церкви, без особых удобств. В комнате была только кровать и небольшой шкаф. Сама церковь располагалась во внутреннем дворе, что хорошо видно на этом рисунке.
Если судить по современному снимку эта церковь была, примерно, здесь.
После того, как аббат Николь был удален с директорства, Феофил потребовал предоставить ему квартиру в четыре комнаты, что и было сделано. Как писал, уже известный нам А. Сумароков, Феофил носил черную атласную рясу, полы и рукава которой были подбиты голубым атласом, подрясник из шелковой турецкой материи, пояс малинового бархата, вышитый золотом. Носил башмаки с золотыми пряжками. Носовой платок был надушен тонкими духами. На него засматривались одесские барыни, некоторые были от него без ума. Как писал А. Сумароков, в него была даже влюблена одна барыня, мать четырех дочерей. Иногда для увеселений он приглашал дам в мужской монастырь. К воспитанникам он относился жестоко. Преподавая Закон Божий, требовал ответы повторять слово в слово. Если кто-то не мог этого сделать, то такого воспитанника он драл, сопровождая бранью, греков обзывал пиндосами, устрицами, каракатицами. За это ученики также ему мстили. Однажды они разбили окна в его квартире. Впоследствии за все свои деяния и масонство Феофил был изгнан из лицея и заключен в исправительный Борисоглебский монастырь в г. Ростове Ярославской губернии.
С июля 1823 года и по июль 1824 года в Одессе проживал А.С. Пушкин.
Широко освещаются его посещения лицея. Из бывших лицеистов об этом оставил воспоминания А. Сумароков. Воспоминание А. Сумарокова о встрече с А.С. Пушкиным часто цитируется, и я не буду на нем останавливаться. Оставил воспоминания и еще один выпускник лицея А.Г. Тройницкий. Александр Григорьевич Тройницкий родился в 1807 году.
Когда ему исполнилось 9 лет, поступает в Одессе в Благородный институт, вскоре преобразованный в лицей. В 1824 году окончил 5-й класс лицея, что соответствовало 7 классу гимназии, и поступает в училище Правоведения и Политической экономии при лицее. В 1826 году окончил училище с правом на чин 9 класса. В апреле 1827 года был утвержден исправляющим должность адъюнкта физико-математических наук при лицее, а с января 1828 года – адъюнктом. В 1829 году назначается учителем истории и географии при институте благородных девиц с оставлением и при лицее. В 1831 году был назначен цензором и секретарём Одесского цензурного комитета. Позже получает назначение инспектора классов при этом же институте. В эти же годы стал заниматься изданием «Одесского вестника», где помещал и свои статьи. Свою жизнь Александр Григорьевич Тройницкий окончил в 1871 году в должности члена Государственного Совета Российской империи.
Он так описывал встречу с А.С. Пушкиным, скажем, не совсем очевидную: «Мне ни разу не довелось встретиться с Пушкиным, потому что он заходил в старшие классы, заходил, между прочим, и в ту классную комнату, которая обращена теперь в пивную, в доме Вагнера… Наша классная комната выходила окнами на Ланжероновскую улицу, и из них видно было море, теперь заслоненное домами. Нижняя часть окошек была заделана камнем, чтобы мальчики, сидя за уроком, не развлекались улицею. Помню, кто-то однажды крикнул: «Пушкин идет, Пушкин!» Кинулись к окошкам. Я тоже вскарабкался, но не мог просунуться за окошко, через вделанную в него решетку. Я заметил однакож человека, с палкою на плече, как он поворачивал за угол Лицея; он шел проворно, какой-то развалистой походкой. Это был Пушкин. Походка его напоминала такую же походку брата его, Льва Сергеевича, с которым позже я находился в самых дружеских отношениях». Позже, в 1828 году, будучи адъюнктом, А.Г. Тройницкий и его товарищ по лицею А.А. Ушаков стали издавать литературный рукописный журнал «Ареопаг». Журнал издавался до 1830 года. Вышло шесть томов. В нем было много переводных и оригинальных статей, рисунков пером, литературных заметок и рецензий. Лицеисты увлекались произведениями А.С. Пушкина. Читали его поэмы, хотя такую поэму, как «Руслан и Людмила» лицеистам начальство не рекомендовало. Но читали тайком.
В 1825 году в Одессу ссылается польский поэт Адам Мицкевич.
В Одессе он оказался по решению суда, разбиравшего деятельность объединения филоматов, тайного патриотического объединения студентов Виленского университета. По суду ему была определена высылка во внутренние районы Российской империи. Так он оказался в Одессе, где был назначен преподавателем в Ришельевский лицей. В Одессу А. Мицкевич прибыл в феврале 1825 года. Но руководство лицея, дав ему квартиру при лицее, не доверило преподавание. Но наравне с другими преподавателями он получил право пользоваться столом, получал денежное содержание и, кроме того, правительство также выделяло еще средства. Так он и прожил в Одессе до конца 1825 года, с перерывом на сентябрь, когда он поехал любоваться красотами Крыма. В Одессе он пишет цикл стихов. Но в конце 1825 года уезжает в Москву. В память о его пребывании в Ришельевском лицее на стене здания установлена мемориальная доска.
Назначенный на должность директора в 1825 году князь Шаховский в должность вступить не успел, скончался. Временно обязанности директора исполняли управляющий Одесской таможней Дитерихс и профессор лицея Дудрович. Хотели назначить директором лицея Дитерихса, но на таможне были выявлены неполадки и назначение не состоялось.
Следует отметить, что частая смена директоров не способствовала улучшению дел в лицее. Вместе с директорами менялись профессора, программы, вспомогательный персонал. До назначения де Витта управляющим лицея профессоров и адъюнктов лицея назначал Харьковский училищный комитет. Зачастую квалификация педагогов была низкой. Многие преподаватели были сами необразованны, малограмотны, не знали русского языка, были выходцами из смотрителей. И само преподавание велось на низком уровне.
Так, упоминается, что профессор риторики и теории красноречия Гриневич с помощью плагиата получил в Харьковском университете магистерскую степень. Пытался там же получить звание доктора, но был разоблачен и вынужден уехать из Харькова в Одессу. Кроме того, он был пьяницей, взяточником и тираном к своим крепостным слугам.
Ухудшалась дисциплина, как среди преподавателей, так и среди воспитанников. Мурзакевич в своей автобиографии отмечал «грязные связи» Дудровича, Феофила, Бабичева с кастеляншами лицея, пьянство Гриневича и адъюнкта Шкляревича. Все это видели воспитанники. Уже бывало так, что воспитанники, возвращаясь с хутора или загородного гулянья, приносили на руках замертво пьяных своих надзирателей. Воспитанников также стали исключать из лицея за дурное поведение.
Страдали финансы лицея из-за того, что находились в руках безответственных экономов. Некоторые из них на сэкономленные деньги покупали себе деревеньки, дома. Ухудшилось положение воспитанников. Они стали часто получать в пищу гнилую говядину, кашу с жиром, а иногда и со свечным салом. Зимой спали, не раздеваясь, из-за холода в помещениях. Появились вши. С упадком дисциплины аристократы стали забирать своих детей из лицея. На их место пришли дети греческих эмигрантов, которые, как писали, принесли в стены лицея неопрятность, буйство и пороки востока.
В 1826 году директором лицея стал Иван Семенович Орлай, прослуживший в этой должности до 1829 года.
До этого назначения он был директором Нежинского лицея. И.С. Орлаю к концу своего директорства удалось несколько наладить учебный процесс. В обучении лицеистов произошли изменения, способствовавшие улучшению учебного процесса. Были переработаны учебные программы, в них были включены математика, физика, химия, биология, география, история и прочие предметы, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), готовившее педагогические кадры для уездных и коммерческих школ. Служил бы И.С. Орлай и далее, но скончался в лицее, на рабочем месте в возрасте 59 лет.
Следует отметить, что при лицее, кроме директора, был управляющий лицеем, контролировавший дела лицея. Такую должность в лицее, как правило, исполнял генерал-губернатор. В 1823 году по личному приказу императора управляющим лицея был назначен не генерал-губернатор, а де Витт, командир кавалерийского корпуса. При этом было указано, что лицей должен быть изъят из ведения попечения Харьковского университета и граф де Витт по делам его должен был сноситься непосредственно с министром духовных дел и народного просвещения. Кроме того, ему же были переданы и обязанности председателя правления лицея, до того также исполнявшиеся одесским генерал-губернатором. Управляющим Ришельевским лицеем де Витт пробыл семь лет. Историки по-разному оценивают его деятельность на этом посту. Одни утверждают, что при нем лицей дошел до крайней степени упадка, другие, наоборот, считают этот период наиболее знаменательным в истории лицея. В это время он одновременно командовал и кавалерийским корпусом, и поселениями войск с их семьями и бесконечными хозяйственными делами. Как считают, главной задачей де Витта было искоренение масонства в стенах Ришельевского лицея, что он, как считают, и сделал. В заслугу ему ставят и то, что он избавил лицей от Феофила. У де Витта установились прекрасные личные отношения с директором лицея И.С. Орлаем. Сын директора лицея Андрей Орлай обучался в Ришельевском лицее и окончил его в 1833 году. По окончании обучения избрал военную службу. Во время службы находился под опекой де Витта. Впоследствии Андрей Орлай стал его адъютантом.
В 1832 году вступил в должность директора лицея Николай Иванович Синицын. Н.И. Синицын родился в 1800 году в Санкт-Петербурге. В 14 лет поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 году стал мичманом и в Морском кадетском корпусе был оставлен преподавателем. Совершал с гардемаринами морские походы, доходил до Англии и Исландии. В 1824 году стал лейтенантом и на военном транспорте «Кроткий» под командованием Гагемейстера совершил кругосветное путешествие, длившееся с августа 1828 года по сентябрь 1830 года. По окончании похода был произведен в капитан-лейтенанты. Вот такой человек и был назначен директором Ришельевского лицея. Но в 1844 году после тяжелой болезни Николай Иванович Синицын скончался. Пробыл он директором 12 лет. При Синицыне был проведен ряд преобразований в лицее. Хотя, как отмечали, - это была не его заслуга, а попечителя лицея Н.Ф. Покровского. Н.И. Синицын оставил за собой внешнюю сторону лицея (порядок), а учебный процесс уступил Н.Ф. Покровскому.
В 1832 году было введено внешнее отличие учащихся в форме одежды. Решили отличать пансионеров от приходящих учащихся. Было решено, что все ученики начального училища и первых трех классов гимназии должны носить вместо мундиров синие форменные сюртуки, а ученики остальных классов мундиры. Для пансионеров было установлено ношение на воротнике нашивных золотых звездочек по числу классов гимназии. Учащиеся философского и юридического отделения вместо звездочек носили позумент, вроде петлиц.
В 1833 году ученики 7-го класса гимназии, удостоенные по экзамену переводу в лицей, кроме наград за отличие, получали на торжественном собрании шпаги, как знак студенческого звания. При этом, шпагу давали только тем лицам, которые по выпуску имели право на классный чин.
Вместе с тем, с годами количество пансионеров при лицее уменьшалось, а приходящих – увеличивалось. Если в 1818 году было 110 пансионеров и 107 приходящих, то в 1832 году было 62 пансионера и 313 приходящих.
В 1832 году лицей был переформирован. Собственно в лицей, высший, в два отделения и лицей гимназический в семь классов.
В 1831 году в лицей на должность помощника учителя пришел Николай Никифорович Мурзакевич.
В лицее Н.Н. Мурзакевич прошел путь от рядового учителя до директора лицея. Николай Никифорович Мурзакевич родился 21 апреля (3 мая) 1806 года в Смоленске в семье священника. Н.Н. Мурзакевич воспитывался в Смоленской духовной семинарии; затем учился в Московском университете на нравственно-политическом (юридическом) отделении. В 1830 году по приглашению университетского товарища Михаила Михайловича Кирьякова переселился в Одессу. Здесь Мурзакевич сначала служил в таможенном управлении, затем был принят на должность учительского помощника; с 1836 года - учитель и одновременно преподаватель истории в лицее. С 1838 года он, после защиты магистерской диссертации, стал адъюнктом русской истории и статистики, а в 1840 году утвержден профессором русской истории лицея. В 1853 году стал исполнять должность директора лицея, и занимал ее до 1857 года. Преподавание в лицее Н. Н. Мурзакевич совмещал с разносторонней научной и общественной деятельностью: он был членом Общества сельского хозяйства Южной России, принимал участие в работе над «Новороссийским календарем» и «Одесским альманахом», сотрудничал в газете «Одесский вестник»; был директором Публичной библиотеки. В 1854 году, во время Крымской войны, Н.Н. Мурзакевич, по просьбе М. С. Воронцова, участвовал в спасении его уникальной библиотеки манускриптов. Разъезжая по южной России, Мурзакевич занимался её историей, археологией и этнографией, производил раскопки, изучал местные архивы. Его стараниями были найдены орденские знаки (звезды Андрея Первозванного, Георгия и Владимира) и аксельбант Г.А. Потемкина. Н.Н. Мурзакевич был основателем Одесского общества истории и древностей. В «Записках» Общества, выходивших под его редакцией, он поместил около 130 статей по нумизматике, истории и археологии. С 1865 года Н.Н. Мурзакевич - действительный член Московского археологического общества. Скончался в октябре 1883 года в Одессе.
Не знаю почему, но он оставил довольно негативные зарисовки из жизни лицея в своей автобиографии, до своего назначения на должность директора лицея, о которых будет сказано позже.
В 1837 году была проведена реорганизация лицея, и суммы на содержание лицея были сведены, по сути, от одного источника. Кроме городской думы, выделявшей определенную сумму на содержание Лицея, все оклады, положенные по штату, стали поступать из Государственного Казначейства.
В 1837 году состоялся одиннадцатый выпуск лицея по старому уставу. Было выпущено 8 человек. Один из выпускников был выпущен с правом на 12 класс, а остальные – на 14 класс. В мае этого же года был принят новый устав лицея. По этому уставу учащиеся лицея были отделены от учеников гимназии. Учащиеся лицея стали именоваться университетскими студентами. Им предоставлялись более широкие права по сравнению со старым уставом. Студенты лицея получили право, как и студенты университетов, соискания наград золотыми или серебряными медалями за удовлетворительную разработку тем, предлагаемых советом лицея. В 1838 году студентам лицея разрешено носить при мундирах шпаги, как и студентам университетов.
В 1838 году состав руководства и преподавателей лицея:
Директор: Николай Иванович Синицын. Инспектор: Михаил Данилович Деларю.
Профессора: Архимандрит Порфирий; Платон Алексеевич Симанович; доктор философии Александр Давидович Нордман; доктор философии Генрих Карлович Брун; доктор философии Филипп Карлович Брун; исправляющий должность профессора адъюнкт Павел Васильевич Беккер.
Адъюнкт Василий Егорович Левтеропуло; исправляющий должность адъюнкта Николай Никифорович Мурзакевич; кандидат, исправляющий должность профессора, Андрей Андреевич Гассгаген; магистр, исправляющий должность адъюнкта, Константин Петрович Зеленецкий; преподаватель Иван Иванович Дудрович; инспектор казенных училищ Одесского учебного округа Павел Васильевич Архангельский.
В этом учебном году в лицее изучались следующие дисциплины:
Физико-математическое отделение: Богословие; Философия; Русская словесность; Всеобщая История и Статистика; Математика; Физика и Физическая География; Химия; Технология; Естественная История; Коммерция.
Юридическое отделение: Богословие; Философия; Русская словесность; Всеобщая История и Статистика; Русская История и Статистика; Энциклопедия и История правоведения; Римское законоведение; Российское законоведение; Практическое судопроизводство; Римская словесность.
Кроме того, студентам лицея по их собственному выбору преподаватели преподают дисциплины: Антон Андреевич Пиллер - итальянский язык и литературу; Август Фавр - французский язык и литературу; Мориц Эртель - немецкий язык и литературу; Дмитрий Палеолог - новогреческий язык; Рыбников - рисование и черчение; Иван Буфье, директор Одесского театрального оркестра, - музыку; Буш - танцы.
Таким образом, с этого времени лицей практически стал давать полновесное университетское образование. Следует отметить, что в расписании занятий студенты лицея изучали, не считая латинского, два иностранных языка – немецкий и французский – два раза в неделю на каждый язык.
Остановлюсь на некоторых должностных лицах лицея.
Инспектор классов Михаил Данилович Деларю. Родился в Казани в 1811 году, где в это время служил его отец. Когда Деларю было 9 лет, его отвезли в Царскосельский лицей. В это время лицей был полон воспоминаниями о первом выпуске и свято хранил его традиции: лицеисты любили и занимались литературой. Пушкин - лицеист первого выпуска - уже завоевал себе литературное имя. Каждый курс имел своего поэта, которому прочили славу Пушкина. В V выпуске таким поэтом считался Деларю, который начал писать стихи со дня своего поступления в лицей. 29 июня 1829 года Деларю был выпущен из Императорского Царскосельского лицея с чином 9 класса и начал свою служебную карьеру, не оставляя и литературных занятий. В 1829 году Деларю был определен в департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. По окончании курса лицея, Деларю завязал литературные знакомства. В 1834 году Деларю был уволен за перевод стихотворения Гюго «Красавица», где автор выразил желание положить к ногам красавицы скипетр, трон и державу, если бы был королем. Увольнение подорвало силы Деларю. Только в 1837 году, благодаря ходатайству покровительствовавших ему лиц, ему удалось получить место инспектора в Ришельевском лицее. Но эта должность оказалась не по силам болезненному Деларю, и в 1841 году он оставил службу и поселился сначала в своем имении в Харьковской губернии, а потом переехал в Харьков. Скончался в феврале 1868 года.
Известной личностью был профессор лицея доктор философии Генрих Карлович Брун.
Г.К. Брун родился 26 мая 1806 года в Фридрихсгаме, в Финляндии, Его отец был видным коммерсантом. В самом раннем детстве Г.К. Брун обнаружил любознательность, и потому его дядя, к которому он, рано лишившись родителей, поступил на воспитание, в 1815 году поместил мальчика в лучший петербургский пансион пастора реформатской церкви Жана фон Муральта. После пятилетнего обучения Г.К. Брун поступил в Петербургский университет, но через год перешел в медико-хирургическую академию, где пробыл тоже около года, в 1823 году поступил на философский факультет Дерптского университета. Выдержав в 1825 году экзамен на степень кандидата философии, Г.К. Брун отправился в Германию и последовательно слушал лекции естественных и философских наук в Берлине, Геттингене и Гейдельберге. Защитив диссертацию, Г.К. Брун стал доктором философии и магистром свободных наук. В 1831 году Г.К. Брун получил приглашение занять кафедру физики в Ришельевском лицее, но вскоре перешел на кафедру чистой математики; 27 августа 1836 года вышел в отставку; 3 июля следующего года вновь занял кафедру и оставался на ней до дня смерти. Кроме лицея, Г.К. Брун с 6 ноября 1844 года и до 1851 года преподавал арифметику и геометрию в главном училище садоводства в Одессе, а с 16 сентября 1849 года состоял инспектором классов одесского Института благородных девиц. Научная деятельность Г.К. Бруна выразилась в ряде математических изысканий, которые, начиная с 1836 года, печатались в разных специальных изданиях в России и за границей. Работы Г.К. Бруна касались всех отделов чистой математики: аналитической геометрии, высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления и теории вероятностей. Умер Г.К. Брун 29 января 1854 года в Одессе.
Филипп Карлович Брун, старший брат предыдущего, - историк и археолог, родился в 1804 году.
Первоначальное образование, как и его брат, получил в пансионе Муральта, в Петербурге, затем слушал лекции в Дерптском университете. В 1832 году поступил в Ришельевский лицей, в качестве преподавателя всеобщей истории и статистики, а через четыре года был возведен в звание экстраординарного профессора. Следует отметить, Филипп Карлович Брун бы женат на Юлии Феликсовне Дерибас, племяннице Осипа Михайловича Дерибаса, личность которого в представлении не нуждается. С 1839 года, года основания в Одессе Общества истории и древностей, Брун стал работать по истории и археологии, сосредоточив главное внимание на исторической географии побережья Черного моря. Академия Наук стала печатать результаты его исследований, а археологическая комиссия - давать ему разного рода поручения. В 1864 году она предложила ему проверить на местности показания Геродота о Скифии. В 1866 году был назначен на должность доцента по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете; через четыре года советом Новороссийского университета удостоен звания почетного доктора всеобщей истории, а в следующем году назначен профессором. Изучение исторической топографии дало ему возможность заняться изданием и комментированием записок и путевых заметок разных путешественников прежнего времени. Академия Наук увенчала один из трудов Ф.К. Бруна Уваровской премией. Скончался в 1880 году в Одессе. Это его могила.
Еще один из профессоров лицея Александр Давидович Нордман.
Это был ученый-биолог, член-корреспондент Петербургской АН и Французской академии наук. Первый российский ученый, побывавший с исследованиями на территории черноморского побережья Кавказа. А.Д. Нордман родился в 1803 году на острове Руотенсальми близ южного побережья Финляндии в семье полковника русской службы Давида Антона фон Нордмана. Окончил университет в Або (Финляндия). Защитил диссертацию, став доктором медицины Берлинского университета. Был назначен профессором естествознания Ришельевского лицея. Кроме того, возглавлял Одесский ботанический сад, где под его руководством была собрана коллекция флоры юга России. Изучал животный мир Крыма, Кавказа, Украины, Молдавии, Карелии, Гельголанда и Аландских островов, а также занимался ботаническими, палеонтологическими и геологическими исследованиями этих мест. Автор 85 научных трудов. В 1835 году вместе с садовником Одесского ботанического сада Доллингером и известным писателем-декабристом А.А. Бестужевым предпринял поездку по Кавказу. Они проплыли на фрегате от Геленджика до Сухуми, совершая высадки на берег под прикрытием конвоя с пушкой для сбора образцов местной флоры и фауны. За время этой экспедиции Александром Давидовичем Нордманом была собрана уникальная по тем временам коллекция флоры и фауны Кавказа: 12 тыс. образцов растений, 300 моллюсков, 232 тушки птиц, 3600 насекомых и пр., а также описан целый ряд крупных животных (в том числе кавказский зубр) и растений. Среди них пихта Нордмана, получившая название в честь своего первооткрывателя и ставшая впоследствии излюбленным в Европе символом Нового года. В 1848 году после смерти жены вместе с детьми переехал в Германию. Скончался в Швейцарии в 1866 году.
Павел Васильевич Беккер, археолог, родился в Ревеле в 1807 году, образование получил в Ревельской гимназии и Дерптском университете. Изучал классическую филологию, а затем отправился за границу; в Лейпциге он два года занимался греческими древностями, после чего переехал в Берлин, где также около двух лет изучает латинский язык и римскую литературу. В 1834 году П.В. Беккер получил докторскую степень в Иенском университете и затем еще два года оставался за границей, продолжая заниматься классической археологией. По возвращении в Россию в 1837 году назначен в Ришельевский лицей адъюнктом латинской и греческой словесности (в следующем году преподавание последней было прекращено в лицее). Вместе с тем П.В. Беккер преподавал латинский язык в гимназических классах лицея. В 1839 году был утвержден в должности профессора. С 1848 по 1852 год состоял директором второй одесской гимназии; в 1857 году назначен был директором Ришельевского лицея и оставался в этой должности до 1862 года, когда был уволен с причислением к министерству народного просвещения, а в следующем 1863 году вышел в отставку и переехал в Дрезден. Скончался весной 1881 года.
Константин Петрович Зеленецкий, впоследствии профессор Ришельевского лицея. Родился в 1812 году. Окончил Ришельевский лицей в 1833 году. Был направлен для дальнейшего обучения в Московский университет, где через год выдержал экзамен на кандидата словесных наук, а спустя два года получил степень магистра, после чего вернулся в Одессу и преподавал в лицее словесность. Оставил воспоминания о бомбардировке Одессы в 1854 году объединенным англо-французским флотом. Скончался в 1857 году.
Иван Иванович Дудрович - статский советник, родился в 1782 году, умер 15 августа 1843 года. Окончил в 1815 году курс наук в Харьковском университете со степенью кандидата философии. В 1817 году занял должность старшего учителя коммерческой гимназии в Одессе. По преобразовании этой гимназии в Ришельевский лицей, в 1818 году, И.И. Дудрович в день открытия лицея произнес речь на латинском языке и, назначенный адъюнктом лицея, первоначально исполнял должность профессора по кафедре российской и латинской словесности. Позже утвержден в должности профессора философии, в этой должности оставался по день увольнения со службы в 1839 году. Кроме того, И.И. Дудрович в 1830 году был членом правления лицея, неоднократно исполняя должность первого инспектора лицея и трижды занимал должность директора, нес обязанности ученого секретаря. О нем очень нелицеприятно отзывался Н.Н. Мурзакевич.
Как видим, в лицее работали квалифицированные специалисты, которые могли дать воспитанникам качественное образование.
В 1838 году лицею было передано право издавать Новороссийский Календарь. Вырученные от продажи суммы предписывалось передавать на пособие нуждающимся воспитанникам и студентам. Первым редактором Новороссийского Календаря от лицея стал Николай Никифорович Мурзакевич.
В 1848 году от сумм, вырученных от продажи Календаря, в лицее содержался один воспитанник с выдачей ему 250 рублей в год. Кроме того, нуждающимся студентам выдавалось от 100 до 150 рублей серебром в год, в зависимости от покрытия сумм на издание Календаря. В 1850-е годы Новороссийский Календарь издавался в количестве 2200 экземпляров.
Для раздела IV Календаря писали историко-статистические статьи о Новороссийском крае профессора лицея и другие ученые. В 1848 году в Новороссийском Календаре были помещены статьи: О внешней торговле Новороссийского края и Бессарабии в 1846 году; Пространство и народонаселение Новороссийского края в 1845 году; Историко-статистический очерк г. Бахчисарая; Об эпидемической болезни холере в городе Одессе и его уезде в 1848 году; Одесская городская публичная библиотека; Об учреждении в Одессе второй гимназии; описание гербов главных городов Новороссийского края и Бессарабии.
Как видим, к концу 1830-х годов лицей прочно стал на путь университетского образования. Впереди была работа по получению статуса университета.
На этом пока остановимся. Окончание будет
Ю. Парамонов
Источники:
Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1817 по 1857 год. Составлен Инспектором Лицея Иосифом Михневичем. 1857 г.
Сборник, издаваемый бывшими воспитанниками Лицея и Университета. Часть 1. 1898 г.
Обозрение преподавания наук в Ришельевском лицее в первую половину 1838 г.
Обозрение преподавания наук в Ришельевском лицее в течение 1842-1843 учебного года. 1843 г.
Обозрение преподавания наук в Ришельевском лицее в течение 1843-1844 учебного года. 1843 г.
Обозрение преподавания наук в Ришельевском лицее в течение 1844-1845 учебного года. 1844 г.
Исторический очерк Ришельевской гимназии. Составил преподаватель той же гимназии Р.Э. Заузе. 1881г.
А. Скальковский. Участие Одессы в подвигах на поприще наук, отечественной истории и словесности. 1841 г.
Николай Никифорович Мурзакевич. Автобиография. 1889 г.
К. Скальковский «Воспоминания молодости (по морю житейскому) 1843-1869». 1906 г.
Из прошлого Одессы. Сборник статей. Составлен Л.М. де Рибасом. 1894 г.
Столетие Одессы. Издание Н. Федорова. 1894 г.
Википедия
|