Давайте представим себе эту местность в конце ХVIII века. Обрывистое плато, прорезанное оврагами, возвышающееся над морем почти на 30 метров. Один из таких оврагов вот здесь как раз и подходил к морю. Весной по нему бежали потоки воды, грязи и всякого другого мусора… На самом плато было татарское поселение Хаджибей или Гаджибей. Неподалеку были другие поселения: Усатово, Нерубайское, Чубаевка и другие, в которых проживали беглые крестьяне из Малороссии.
Для защиты населения от разбойников, сбора податей, решения спорных вопросов на этом плато, вот как раз на этом месте, где видна колоннада Воронцовского дворца, торчали стены крепости Ени-Дунья (Новый Свет).
Небольшая крепость, дурно построенная, но она охраняла залив, где могли укрываться, как военные, так и торговые корабли Турции от непогоды. Крепость занимала пространство примерно в пределах квартала, ограниченного Приморским бульваром, Екатерининской площадью и Воронцовским переулком. Крепость имела почти четырехугольную форму и была окружена высокой стеной с бойницами и круглыми башнями по бокам. В центре обращенной к берегу крепостной стены находилась широкая прямоугольная главная башня с аркой ворот посередине и конусообразной крышей. Со стороны суши крепость была еще окружена и земляным валом. Посередине крепости возвышался дом паши размером около шести саженей в длину и четырех в ширину. В стороне от дома устроена была глубокая штольня для хранения пороха. Гарнизон крепости насчитывал около 300 человек. Около крепости расположились дома татарского поселения (татары – вассалы Турции), которые заняли площадь от памятника Дюку до городской думы и в глубину до Греческой улицы. Поселение было многонациональным. В поселении существовали торговые лавки, кофейни, пекарня. Одна из кофеен была в районе оперного театра. Еще одно татарское поселение было в районе Пересыпи. На картине Г. Ладыженского, написанной в 1889 году и выставленной в Одесском художественном музее, изображено это татарское поселение. На картине в глубине видна крепость.
В Хаджибее работал порт, куда заходили преимущественно турецкие корабли. Отсюда увозили кожу, ячмень, соль, масло, сыр, а ввозили фрукты, апельсины, восточные сладости и даже вина для северных соседей (сами татары, как и турки, вина не употребляли).
Россия в конце ХVIII века ведет войну с Турцией за право владеть побережьем Черного моря. Хотя Россия и владеет уже Крымом, но для окончательного уничтожения владычества Турции над побережьем Черного моря надо захватить ее крепости, находящиеся в разных местах. В этих баталиях принимает участие и Дерибас. В декабре 1788 года захвачена турецкая крепость Очаков, стены ее срыты. После Очакова настал черед Хаджибея. По приказу Дерибаса черноморские казаки Чепиги истребляют у Хаджибея, построенные на берегу моря магазины с большими запасами муки, пшена и овса. Турецкая армия остается на голодном пайке. 13 сентября 1789 года, в ночь на 14-е, батальон под командованием полковника Хвостова и других войск, используя складки местности, через Пересыпь, сосредоточились вот в этом самом овраге до нынешнего Сабанеева моста. Передовым отрядом русских войск командовал Дерибас. И 14 сентября ранним утром русские войска начали штурм крепости, используя приставные лестницы. На картине П.П. Пархета показан этот штурм. Картина выставлена в Одесском краеведческом музее.
Ни беспорядочный огонь крепостных орудий, ни корабельной артиллерии турок не смогли нанести существенный урон русским. Первыми в крепость ворвались солдаты во главе с капитаном Трубниковым. Еще часть войска атаковала крепость со стороны нынешнего Приморского бульвара – оперного театра, перекрывая пути отхода из крепости и исключая помощь с суши и моря. Уже в первые часы утра 14 сентября 1789 года крепость была захвачена. Потери атакующих составили: 5 убитых и 33 раненых. Турецкие потери выглядели значительно ощутимее: более двухсот убитых. Воспоминания очевидцев штурма говорят о том, что атакующие потеряли 15 человек убитыми и 50 ранеными, турок было убит до 70, ранено до 120 душ, остальной гарнизон сумел пробраться на корабли.
Были взяты в плен двухбунчужный паша (генерал, имел два конских хвоста, четыре имел только султан) Ахмет-бей, Бин-паша, 5 агов (старшины, начальники, ), 5 байрактаров (знаменосцы), 1 капитан судна и 66 нижних чинов. Русским достались также неплохие трофеи: 12 пушек, 22 бочки с порохом, 800 ядер и, кроме того, 7 знамен и 2 флага. Были подбиты два турецких лансона (одно - двухмачтовые парусно-гребные суда, вооружение: 4-8 пушек или 1-2 мортиры), один из которых вскоре затонул, а другой вынужден был подойти к берегу и сдаться.
А уже через месяц стены крепости были срыты…
В 1790 году пал Измаил. Владычество Турции над Черным морем было практически ликвидировано.
И, как мы знаем, в 1794 году было положено начало новому городу Российской империи – Одессе.
Как развивался Военный спуск, превратившись из оврага во вполне благоустроенную улицу?
Близость улицы к порту определила ее статус – статус портовой улицы. Здесь располагаются кузницы, склады с зерном, идущим на экспорт, специализированные склады, различные канатные и якорные мастерские, корабельные маклеры, забегаловки и тому подобные заведения столь необходимые морякам в любом порту. Практически отсутствуют так называемые культурные заведения.
Как артерия, питающая порт, улица требовала ухода и благоустройства. И уже в 20-е годы ХІХ века она, одной из первых в городе, начинает благоустраиваться. Проезжая часть вымащивается камнем, который привезен кораблями в порт в качестве балласта. За это капитаны кораблей получали льготы в виде постановки корабля под погрузку без очереди. Проводятся работы по укреплению склонов.
Слева вверху мы видим колоннаду Воронцовского дворца.
Через улицу перекинут мост, который именуется «Тещин», хотя его официальное название ранее было – мост имени Жанны Лябурб.
Почему тещин? Об этом рассказано в статье «Гоголя улица». Мост был построен в 1966 – 1969 годах, по проекту архитектора Владимирской. Это однопролетный мост, вросший своими ногами-опорами в склон оврага.
Если на мосту попрыгать слегка, то ощущается его раскачивание. С моста открывается великолепный вид на акваторию моря.
С левой стороны улицу открывает дом№1. В начале прошлого века дом принадлежит потомкам семейства Воронцовых – М. Воронцову-Шувалову. Дом построен в 1888 году по проекту арх. Климова Д.Я.
В доме сохранилась родная лестница в парадном подъезде, сделанная из металла на заводе Мюльнера в Одессе.
В наши дни это жилой дом с административными помещениями.
По четной стороне дом №2 отсутствует. В 1900 году в этом доме располагались конторы корабельных маклеров: Грагерова А.А., Розенблита Я.М., Розенфельда Н.
На месте этого дома зеленая зона, которая когда-то была благоустроена, но в наши дни находится в запущенном состоянии.
Дом №3 Доходный дом Наума, построен в начале ХХ века по проекту арх. Панпулова А.С.
В наши дни это жилой дом с административными помещениями.
На месте дома №4 небольшое кафе
Дом №5. Жилой комплекс «Шахнаме». Построен в 2008 году.
В середине ХХ века на этом месте размещался летний кинотеатр дневной проекции «Черноморец». Кинотеатр был построен в 50-х годах, закрылся в конце 60-х годах прошлого века из-за нерентабельности.
Дом№6. Построен в начале ХХ века. С дворовой стороны имеет множество переходов, лесенок, террас…
В наши дни это жилой дом.
Дом №8. Дом Евангелиди. Построен в 1898 году по проекту инженера Сталь М.И.
В этом здании в 1918-1919 гг. размещался подпольный комитет портовиков. Здесь же ночлежка для моряков.
Дома №7, 9 отсутствуют. Свободное место. Отсюда дорога ведет к Екатерининской площади. В глубине виден памятник Екатерине.
Дом №10. На этом месте возводится многоэтажный дом.
В середине ХХ века в доме, стоявшем на этом месте, было управление транспорта, перевозок и связи Совета народного хозяйства Черноморского экономического района.
Дом №14. В начале прошлого века дом принадлежит И. Ковалевскому. Своими архитектурными формами строение напоминает бывший склад для хранения зерна, как и дом Папудова на Соборной площади. Дом построен в первой половине ХIX века. В середине ХIX века, как и другие зерносклады, переделан под жилое помещение.
Дом №18. Жилой дом Чижевича. Построен в 1875 году по проекту арх. Брунса В.Г.
Очень интересен своими переходами, лесенками, монументальным подъездом.
За домом №18, вот выше этой стены находилась усадьба М.М. Толстого.
Ныне Дом ученых. Сам дом выходит на переулок Сабанеев мост.
Перед нами Сабанеев мост.
Один из старейших мостов города.
Был перекинут через овраг еще в 1831 году, о чем свидетельствует соответствующая доска, установленная на мосту.
Назван по предложению графа М.С. Воронцова в честь известного участника суворовских походов, одного из первых библиофилов Одессы генерала И.В. Сабанеева. Строительство моста начал архитектор Боффо Ф.К., а завершали архитектор Торичелли Г.И., инженеры Казаринов А.Н., Уоптон Д.И.
Этот мост потрясает воображение своими мощными устоями, незыблемостью, основательностью. Он не качается, как Тещин мост. От Сабанеева моста ведут ступени вверх, впереулок того же имени.
Этот мост показан в эпизодах многих фильмов, снятых на разных киностудиях.
Мост, если можно так сказать, делит Военный спуск на две части. Нижнюю часть – менее фешенебельную, и верхнюю, которая ближе к Дерибасовской улице, более благоустроенную.
Если с моста смотреть на окончание Военного спуска, то слева у нас видна музыкальная школа Столярского.
На ее месте в прежние годы стояла гостиница Крымская, которая имела 92 номера по цене от 1-го до 3-х рублей в сутки. В гостинице останавливались многие известные поэты и писатели. В годы гражданской войны гостиница сгорела и на ее месте в 1939 году была построена музыкальная школа Столярского. В годы Великой Отечественной войны школа сильно пострадала.
В 1952 году в одесских газетах появилась заметка: «Восстановлено и вступило в строй здание музыкальной школы им. П.С. Столярского, построенное в 1939 году и разрушенное во время войны. 4-этажный учебный корпус на 440 учащихся соединяется с новым 3-этажным зданием интерната. Директор музыкальной школы-интерната - Григорий Бучинский».
За Сабанеевым мостом практически вся левая сторона спуска отдана под строительство.
Справа, за мостом видим торцевую часть дома №3 по улице Сабанеев мост.
В начале ХХ века он принадлежал Колачевскому С. Дом построен в 1896 году по проекту архитектора Шевалева В.А.
А в доме №13, ныне разрушенном, который размещался в конце Военного спуска перед Гаванной улицей находились «Мраморные бани», которые пользовались большой популярностью горожан. Где-то вот на этой строительной площадке располагались "Мраморные бани"
Перед революцией банями владел грек по фамилии Гуссиди. В своих воспоминаниях «Театр моей юности», рассказывая об одноклассниках по частной прогимназии Ковальчука (угол Софиевской и Торговой) В. Галицкий писал: «Запомнился Жора Гуссиди, грек, сын хозяина бань на Военном спуске, - главным образом из-за его головы странно удлиненной формы, чем-то напоминавшей его фамилию. В эти бани мы не раз ходили с папой, и как-то сложно усваивалось, что они принадлежат папе Жоры Гуссиди и это он получает наши пятачки. Запомнился Жора еще и тем, что на большой перемене аппетитно уплетал огромные бутерброды с жирнющей ветчиной. Я довольствовался тем, что можно было купить на отпускаемый мне пятачок: печатным пряником та яблоком». Отсюда можно сделать вывод, что бани приносили неплохой доход их хозяину».
Дом №20. Небольшое одноэтажное здание, представляющее одно целое с домом №3 по переулку Сабанеев мост.
В наши дни в этом здании детская театральная школа.
Дом №22. Ничем не примечателен. Жилой дом кардинально переделанный.
В первые послевоенные годы в здании размещался Воднотранспортный районный комитет ЛКСМУ (Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины) города.
Дом №24. Дом расположился в глубине двора. Кованная старинная решетка с воротами отделяет двор от улицы. Здание построено приблизительно во второй половине ХІХ века.
До революции в нем размещался Цандеровский с механико-терапевтическим лечением институт.
На углу Военного Спуска и переулка Маяковского (Малого), на плане города Одессы за 1916 год стоит дом под №24, ныне находящийся на реставрации.
Это здание принадлежало Молодецкой, и было построено по проекту архитектора Даллаква И.О. в 1848 году.
В 1900 году дом принадлежит уже Гуровичу, о чем сообщала реклама кондитерской Олинкова.
А в 1907 году в одесских газетах появилось объявление: с разрешения одесского градоначальника начат прием в женскую школу классических танцев Летиции Теттони (Военный спуск, 24; дом Вассала), где будет вестись специальная подготовка театральных балерин. Принимаются лица не моложе 10 лет. Занятия начнутся с 1 сентября 1907 года.
Сейчас здесь идет строительство нового здания.
В начале прошлого века по Военному спуску проходила линия конки, впоследствии по которой пустили трамвай. Называлась эта линия «Карантин»: от угла улиц Успенской и Ремесленной по улицам: Ремесленной, Еврейской, Польской, Польскому спуску, Приморской до Военного спуска и отсюда двумя разветвленными линиями: одним по Военному спуску, Гаванной улице до соединения с линией «Ришельевская – Херсонская» и другим по Приморской улице до Нарышкинского спуска, соединяясь с линиями «Московская», «Преображенская», «Балковская» и «Старопотофранковская». Впоследствии линия была демонтирована.
В годы Великой Отечественной войны по Военному спуску в конце сентября началась прокладка линии морского водопровода специально для тушения пожаров. В порту монтировалась насосная станция, а трубопровод прокладывался по Военному спуску прямо по поверхности земли. Это позволяло городу экономить питьевую воду, а для тушения пожаров использовать морскую воду.
Такова краткая история Военного спуска. Далее путь лежит на Гаванную улицу, которая является своеобразным продолжением Военного спуска, являясь частью того, старого, упоминавшегося в начале статьи, оврага
Боле полную подборку фотографий по Военному спуску можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Военный спуск» или по ссылке: http://picasaweb.google.ru/avdotka/jRCHFJ?feat=directlink
Ю. Парамонов
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы.
В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник.
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)
Вся Одесса. Иллюстрированная адресная и справочная книга на 1900 г.
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность.
А. Третьяк. Рождение города.
А. Красюк, Г. Кязымова. История Одесского водопровода /Краткий исторический очерк/
В. Галицкий. Театр моей юности.
В. Нетребский. Военный спуск.
О. Губарь. Военный спуск – важнейшая транспортная магистраль Одессы.
Википедия.
|