Вопрос может показаться странным. Всем известно, что
Потемкинская лестница связывает город с морем, связывает город со своими
морскими воротами – морским вокзалом. Но это сейчас. А что было много лет
назад, на заре юности Одессы?
Представьте
себе возвышенное плато на берегу моря, с чахлыми деревьями в районе
полуразваленной бывшей турецкой крепости, длиной по берегу моря в несколько сот
метров. Слева и справа плато прорезано глубокими с крутыми обрывами оврагами, один
из которых начинался в районе существующей Греческой площади, а другой в районе
Большой Арнаутской улицы (нынешние Военный спуск и Карантинная балка). Летом
зной, в дождливое время непролазная грязь, скудные источники пресной воды. И
вот в этом месте в 1794 году по указу императрицы Екатерины II закладывается
город Одесса.
Но благодаря
труду замечательных архитекторов города уже
к 1820 году формируется административно-культурный комплекс города со
своими площадями, рынками, театром… Обозначается Приморский бульвар, открытый к
морю…
В 1820 году
утвержден генеральный план развития города, разработанный архитектором Шалем,
который был призван упорядочить планировку города. Выход города к морю требовал
монументального решения его морского фасада. На плане Шаля посредине
Приморского бульвара, которого еще практически нет, намечена улица, а в месте
пересечения бульвара с улицей полукруглая площадь с памятником посредине. И нет
никакого намека на парадную лестницу к морю.
С 1823 года
над памятником герцогу Ришелье, который было решено установить на Приморском
бульваре, на круглой площади трудятся архитекторы И.П. Мартос и А.И. Мельников,
который был женат на дочери Мартоса. И.П. Мартос создает статую знаменитого
градоначальника Одессы, а А.И. Мельников постамент. До этого И.П. Мартос и А.И.
Мельников совместно трудились над памятником Минину и Пожарскому, который был
установлен в Москве на Красной площади.
В 1823 году
генерал-губернатором Новороссии и полномочным наместником Бессарабии
назначается 41-летний М.С. Воронцов, который энергично взялся за претворение
генерального плана Одессы в жизнь. В 1826 году М.С. Воронцов приглашает А.И.
Мельникова разработать план круглой площади Приморского бульвара в
объемно-пространственных и архитектурно-художественных формах. С этой задачей
А.И. Мельников справляется успешно. Полукруглая площадь Приморского бульвара
должна была быть образована полукруглыми
зданиями присутственных мест и Петербургской гостиницы.
Претворял в
жизнь замыслы И.П. Мартоса и А.И. Мельникова городовой архитектор Ф.К.
Боффо. Ф.К. Боффо осуществил
строительство домов на площади и руководил установкой памятника Ришелье. Ф.К.
Боффо смело внес свои коррективы в проект А.И. Мельникова. В частности, он
приподнял памятник Ришелье, добавив 4 ступени к постаменту.
Памятник
Ришелье был открыт в феврале 1828 года, когда еще здания на полукруглой площади
были в лесах, когда еще во всю кипела стройка, строился по проекту Ф.К. Боффо и
дворец М.С. Воронцова. А весь комплекс полукруглых зданий был готов только в
1830 году. И никакой парадной лестницы еще нет, хотя ее в своих замыслах, возможно,
и имеет Ф.К. Боффо, добавляя к постаменту памятника Ришелье ступени.
Следует
помнить, что весь комплекс стоит рядом с крутым скалистым морским обрывом,
высота которого около 30
метров. Чтобы представить это, заберитесь на крышу 9-ти
этажного дома и посмотрите вниз. Как я думаю, у Вас захватит дух от такой
высоты. И вот, чтобы случайный обыватель не сорвался вниз, обрыв огородили деревянными
перилами, которые хорошо видны на рисунках Карла Бассоли.
По склону вниз, к морю, сбегали
кое-где тропинки, висели деревянные лесенки, кто-то сделал земляные ступеньки, которые
смывались в непогоду. Так это выглядело в те годы. Об этих кручах писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»,
описывая путешествие Онегина в Одессу: Бывало пушка зоревая
Лишь только
грянет с корабля,
С крутого
берега сбегая,
Уж к морю
отправляюсь я.
И нет еще никакого
«парадного входа» города. Нет еще мола, на котором стоит нынешний морской
вокзал. Берег дик и пустынен. У самого города множество проблем. Город тонет в
грязи в ненастную погоду и задыхается от пыли в жару. В том же путешествии
Онегина сказано:
А где,
бишь, мой рассказ несвязный?
В Одессе
пыльной, я сказал.
Я б мог
сказать: в Одессе грязной –
И тут бы,
право, не солгал.
В году
недель пять-шесть Одесса,
По воле бурного
Зевеса,
Потоплена,
запружена,
В густой
грязи погружена.
Все домы на
аршин загрязнут,
Лишь на
ходулях пешеход
По улице
дерзает вброд;
Кареты,
люди, тонут, вязнут,
И в дрожках
вол, рога склоня,
Сменяет хилого коня.
В своих
воспоминаниях, более чем через 10 лет после Пушкина, О.О. Чижевич писал: «На
некоторых улицах в Центре города незнакомому с местными ухабами, покрытыми
грязью, нельзя было проехать без проводника. Я сам видел в конце Дерибасовской,
против теперешней кондитерской Либмана,
как выброшенный из опрокинувшихся дрожек господин в цилиндре попал в яму
головою вниз и выскочил из нее, как из ванны, по шею в грязи. Там же, на
Дерибасовской, для перехода через улицу появились носильщики из евреев, которые
за гривенник
переносили на спине прохожих. Близ Собора, против дома Папудова, на улице
какой-то француз поставил паром и стоял на нем с удочкой в руках. В сочельник
Р. X. ехавшие ко мне на кутью родные в карете попали в такой ухаб на
Ришельевской улице, что карета сломалась, лошадей выпрягли, а дамы по колено в
грязи вернулись домой пешком и остались без ужина.
На
Канатной улице, близ дома Meшкова, в котором я квартировал, стояло такое озеро,
что весною, во время перелета, я на нем стрелял бекасов. Самые высокие галоши
не помогали.
Пешеходы
должны были носить высокие сапоги. Бывали случаи, что пьяный, упавший на улице,
захлебывался и тонул в грязи».
Корабли, прибывающие из-за
границы, принимаются в Карантинной гавани, за Карантинной балкой, расположенной
слева, если смотреть с моря на город. Там пассажиры и груз выдерживались до 40
суток, чтобы случайно не завезти в город чуму или какую-то другую грозную
болезнь.
Суда каботажного (внутреннего)
плавания принимаются на Платоновском молу, который также расположен в стороне
от «парадного входа» Одессы. Одесса к этому времени насчитывает около 60 тысяч
жителей. Портовый люд движется на работу по Военному спуску и Карантинной
балке. На берегу в хорошую погоду иногда сидели рыбаки…
Однако, к
середине 30-х годов XIX
века бульвар полностью застроен элитарными особняками местной знати, как
отмечает в своих заметках краевед О. Губарь, и М. Воронцов принимает решение о
завершении всего ансамбля лестницей-монстром. Разработка проекта поручена Ф.К.
Боффо. Проект был представлен на рассмотрение в феврале 1836 года, а
строительство начали в 1837 году. В 1841 году строительство гигантской лестницы
было завершено. А сдача в эксплуатацию произошла лишь в 1842 году. На ее
строительство было затрачено немного менее 1 миллиона рублей, при годовом бюджете
города чуть более 1,3 миллиона рублей.
По сути это
была никому не нужная в то время лестница, которая вела в никуда. Лестница не
несла никакой функциональной нагрузки. Она не являлась «парадным входом»
города. Лестница служила только праздной публике для более легкого спуска к морю.
Появившееся в последнее время суждение о том, что лестница была построена Воронцовым
в подарок своей жене, как мне кажется,
является мифом. Для подарка можно было построить лестницу поближе к дворцу.
Что же представляет собой
лестница?
Это был
массивный клин, длиной 142 и высотой около 30 метров, сложенный из
местного известняка и покоящийся на деревянных сваях. Этот клин прорезан
девятью поперечными и тремя продольными сводчатыми галереями, которые на своем
пересечении образуют массивные столбы. Столбы и поддерживают лестницу с
уложенными на нее ступенями, первоначальное количество которых было 200, и
ступени были сделаны из зелено-серого песчаника, доставленного в Одессу из
Триеста. В 1933 году лестница была реконструирована и ступени из песчаника были
заменены гранитными. Ширина лестницы вверху – 21,7 метров, а внизу – 13,4 метра, что при
взгляде сверху создает иллюзию одинаковой ширины на всем ее протяжении.
Лестница имеет 10 площадок. При взгляде снизу видны только ступени лестницы, а
сверху – только площадки. Но лестница не казалась массивной, громоздкой. Она
висела, парила в воздухе, что хорошо видно на картине Айвазовского «Одесский
рейд». Одновременно со строительством лестницы шло укрепление обрыва, по
проекту архитектора Г.И. Торичелли. Постепенно была проведена трассировка
склонов, и у подножия бульвара, внизу был разбит парк. А в начале ХХ века около
лестницы был сделан фуникулер. Все эти нововведения со временем «подорвали
здоровье» лестницы. Лестница перестала свободно дышать, ее галереи перестали
проветриваться, стала накапливаться сырость, которая вела и ведет к разрушению
известняка, из которого сделана лестница. Постепенно лестница перестала парить,
а опустилась на землю и в настоящее время представляет собой, особенно со
стороны фуникулера, полотнище ступеней, лежащих на склоне…
Первоначально,
ступени лестницы доходили почти до самой воды. С
левой стороны от лестницы, торчали скалы, на которых раздевались купающиеся,
как отмечал в своих воспоминаниях старожил О.О. Чижевич. Неподалеку
располагалась единственная в городе на то время купальня. Через некоторое время
появилось заведение теплых морских ванн. Но слева и справа к лестнице, как и
прежде, невозможно было подъехать. Все было диким и неухоженным. Устроенная небольшая
Бульварная набережная у подножия лестницы сути не меняла. В разное время
лестница называлась Гигантской, Бульварной, Потемкинской. На почтовых открытках
начала ХХ века лестница именуется лестницей у Николаевского бульвара, лестницей
при Николаевском бульваре, лестницей Николаевского бульвара, как будто издатели
открыток не знали, какое настоящее название лестницы.
Таким образом, к середине XIX века
пока и нет еще никакого «парадного входа» города.
И только, в
связи с началом строительства Нового мола почти у подножия лестницы в 1866
году, начинается прокладка Приморской улицы. Благоустраивается Бульварная
набережная, по которой прогуливается праздный люд. Отвоевывается суша у моря
путем насыпи грунта. Идет «война» людей с морем. Как и всякая война, эта война
имела свои «жертвы». Жертвой стала лестница. Семь ее ступеней были засыпаны
землей и сверху проложена дорога, которая и в настоящее время скрывает эти семь ступеней. Тех первоначальных ступеней, которых не коснулась рука
реставраторов и восстановителей. Тех ступеней, по которым ходил граф Михаил
Семенович Воронцов со своей женой, красавицей Елисаветой (Елизаветой) Ксаверьевной,
архитектор Ф.К. Боффо и многие другие именитые граждане Одессы и не мене
именитые гости.… Таким образом, у лестницы осталось на данный момент 192 ступени. И состоит она из 9 маршей. В каждом марше по 20 ступеней, кроме предпоследнего, в котором 19, и 13 ступеней, оставшихся от последнего марша.
После
строительства Нового мола в 1877 году на противоположной стороне улицы, прямо
напротив лестницы, закладывается храм во имя Святого Николая, покровителя всех
моряков и путешествующих. На рисунке к статье, в каталоге статей, видно, что и в эти годы, по прошествии более 30 лет после постройки лестницы - ее подножие не является привлекательным местом для прогулок.
Но постепенно
Новый мол становится главными воротами города. Но это происходит не сразу. На почтовых открытках, размещенных ниже, видно, что и до середины 60-х годов Потемкинская лестница упирается в места неухоженные. До постройки современного морского вокзала, пассажирские суда принимались в районе Военной гавани. Потемкинская лестница в разные годы Потемкинская лестница. 30-е годы ХХ века. Видны развалины храма Св. Николая
Потемкинская лестница. 50-е годы ХХ века
Потемкинская лестница. 60-е годы ХХ века. Начато строительство морского вокзала
И только уже во второй половине ХХ
века на Новом молу сооружается современный морской вокзал с входным павильоном на месте храма
Святого Николая.
Лестница приобретает свой законченный вид, становится главной визитной карточкой города. Лестница встречает прибывающих в
город морским путем и провожает убывающих морем. На весь мир ее прославил С.
Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец Потемкин», показав на ней события,
которых в действительности-то и не было. Но важно не это, а то, что Лестница
стала узнаваемой во всем мире.
Каждый человек, прибывающий в
Одессу, неважно каким путем, стремится, как минимум, побывать на Дерибасовской улице и Потемкинской
лестнице.
Таким образом, Лестница, проложенная при своем
рождении, как казалось в никуда, вела Город в будущее …
|