Среда, 27.11.2024, 03:46

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Куда вела Потемкинская лестница?
Вопрос может показаться странным. Всем известно, что Потемкинская лестница связывает город с морем, связывает город со своими морскими воротами – морским вокзалом. Но это сейчас. А что было много лет назад, на заре юности Одессы?
Представьте себе возвышенное плато на берегу моря, с чахлыми деревьями в районе полуразваленной бывшей турецкой крепости, длиной по берегу моря в несколько сот метров. Слева и справа плато прорезано глубокими с крутыми обрывами оврагами, один из которых начинался в районе существующей Греческой площади, а другой в районе Большой Арнаутской улицы (нынешние Военный спуск и Карантинная балка). Летом зной, в дождливое время непролазная грязь, скудные источники пресной воды. И вот в этом месте в 1794 году по указу императрицы Екатерины II закладывается город Одесса.
Но благодаря труду замечательных архитекторов города уже к 1820 году формируется административно-культурный комплекс города со своими площадями, рынками, театром… Обозначается Приморский бульвар, открытый к морю…
В 1820 году утвержден генеральный план развития города, разработанный архитектором Шалем, который был призван упорядочить планировку города. Выход города к морю требовал монументального решения его морского фасада. На плане Шаля посредине Приморского бульвара, которого еще практически нет, намечена улица, а в месте пересечения бульвара с улицей полукруглая площадь с памятником посредине. И нет никакого намека на парадную лестницу к морю.
С 1823 года над памятником герцогу Ришелье, который было решено установить на Приморском бульваре, на круглой площади трудятся архитекторы И.П. Мартос и А.И. Мельников, который был женат на дочери Мартоса. И.П. Мартос создает статую знаменитого градоначальника Одессы, а А.И. Мельников постамент. До этого И.П. Мартос и А.И. Мельников совместно трудились над памятником Минину и Пожарскому, который был установлен в Москве на Красной площади.
В 1823 году генерал-губернатором Новороссии и полномочным наместником Бессарабии назначается 41-летний М.С. Воронцов, который энергично взялся за претворение генерального плана Одессы в жизнь. В 1826 году М.С. Воронцов приглашает А.И. Мельникова разработать план круглой площади Приморского бульвара в объемно-пространственных и архитектурно-художественных формах. С этой задачей А.И. Мельников справляется успешно. Полукруглая площадь Приморского бульвара должна была быть образована полукруглыми зданиями присутственных мест и Петербургской гостиницы.
Претворял в жизнь замыслы И.П. Мартоса и А.И. Мельникова городовой архитектор Ф.К. Боффо. Ф.К. Боффо осуществил строительство домов на площади и руководил установкой памятника Ришелье. Ф.К. Боффо смело внес свои коррективы в проект А.И. Мельникова. В частности, он приподнял памятник Ришелье, добавив 4 ступени к постаменту.
Памятник Ришелье был открыт в феврале 1828 года, когда еще здания на полукруглой площади были в лесах, когда еще во всю кипела стройка, строился по проекту Ф.К. Боффо и дворец М.С. Воронцова. А весь комплекс полукруглых зданий был готов только в 1830 году. И никакой парадной лестницы еще нет, хотя ее в своих замыслах, возможно, и имеет Ф.К. Боффо, добавляя к постаменту памятника Ришелье ступени.
Следует помнить, что весь комплекс стоит рядом с крутым скалистым морским обрывом, высота которого около 30 метров. Чтобы представить это, заберитесь на крышу 9-ти этажного дома и посмотрите вниз. Как я думаю, у Вас захватит дух от такой высоты. И вот, чтобы случайный обыватель не сорвался вниз, обрыв огородили деревянными перилами, которые хорошо видны на рисунках Карла Бассоли.
По склону вниз, к морю, сбегали кое-где тропинки, висели деревянные лесенки, кто-то сделал земляные ступеньки, которые смывались в непогоду. Так это выглядело в те годы.

Об этих кручах писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», описывая путешествие Онегина в Одессу:

Бывало пушка зоревая
Лишь только грянет с корабля,
С крутого берега сбегая,
Уж к морю отправляюсь я.

И нет еще никакого «парадного входа» города. Нет еще мола, на котором стоит нынешний морской вокзал. Берег дик и пустынен. У самого города множество проблем. Город тонет в грязи в ненастную погоду и задыхается от пыли в жару. В том же путешествии Онегина сказано:

А где, бишь, мой рассказ несвязный?
В Одессе пыльной, я сказал.
Я б мог сказать: в Одессе грязной –
И тут бы, право, не солгал.
В году недель пять-шесть Одесса,
По воле бурного Зевеса,
Потоплена, запружена,
В густой грязи погружена.
Все домы на аршин загрязнут,
Лишь на ходулях пешеход
По улице дерзает вброд;
Кареты, люди, тонут, вязнут,
И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет хилого коня.

В своих воспоминаниях, более чем через 10 лет после Пушкина, О.О. Чижевич писал: «На некоторых улицах в Центре города незнакомому с местными ухабами, покрытыми грязью, нельзя было проехать без проводника. Я сам видел в конце Дерибасовской, против теперешней кондитерской Либмана[1], как выброшенный из опрокинувшихся дрожек господин в цилиндре попал в яму головою вниз и выскочил из нее, как из ванны, по шею в грязи. Там же, на Дерибасовской, для перехода через улицу появились носильщики из евреев, которые за гривенник[2] переносили на спине прохожих. Близ Собора, против дома Папудова, на улице какой-то француз поставил паром и стоял на нем с удочкой в руках. В сочельник Р. X. ехавшие ко мне на кутью родные в карете попали в такой ухаб на Ришельевской улице, что карета сломалась, лошадей выпрягли, а дамы по колено в грязи вернулись домой пешком и остались без ужина.
На Канатной улице, близ дома Meшкова, в котором я квартировал, стояло такое озеро, что весною, во время перелета, я на нем стрелял бекасов. Самые высокие галоши не помогали.
Пешеходы должны были носить высокие сапоги. Бывали случаи, что пьяный, упавший на улице, захлебывался и тонул в грязи».
Корабли, прибывающие из-за границы, принимаются в Карантинной гавани, за Карантинной балкой, расположенной слева, если смотреть с моря на город. Там пассажиры и груз выдерживались до 40 суток, чтобы случайно не завезти в город чуму или какую-то другую грозную болезнь.
Суда каботажного (внутреннего) плавания принимаются на Платоновском молу, который также расположен в стороне от «парадного входа» Одессы. Одесса к этому времени насчитывает около 60 тысяч жителей. Портовый люд движется на работу по Военному спуску и Карантинной балке. На берегу в хорошую погоду иногда сидели рыбаки…
Однако, к середине 30-х годов XIX века бульвар полностью застроен элитарными особняками местной знати, как отмечает в своих заметках краевед О. Губарь, и М. Воронцов принимает решение о завершении всего ансамбля лестницей-монстром. Разработка проекта поручена Ф.К. Боффо. Проект был представлен на рассмотрение в феврале 1836 года, а строительство начали в 1837 году. В 1841 году строительство гигантской лестницы было завершено. А сдача в эксплуатацию произошла лишь в 1842 году. На ее строительство было затрачено немного менее 1 миллиона рублей, при годовом бюджете города чуть более 1,3 миллиона рублей.
По сути это была никому не нужная в то время лестница, которая вела в никуда. Лестница не несла никакой функциональной нагрузки. Она не являлась «парадным входом» города. Лестница служила только праздной публике для более легкого спуска к морю. Появившееся в последнее время суждение о том, что лестница была построена Воронцовым в подарок своей жене, как мне кажется, является мифом. Для подарка можно было построить лестницу поближе к дворцу.
Что же представляет собой лестница?
Это был массивный клин, длиной 142 и высотой около 30 метров, сложенный из местного известняка и покоящийся на деревянных сваях. Этот клин прорезан девятью поперечными и тремя продольными сводчатыми галереями, которые на своем пересечении образуют массивные столбы. Столбы и поддерживают лестницу с уложенными на нее ступенями, первоначальное количество которых было 200, и ступени были сделаны из зелено-серого песчаника, доставленного в Одессу из Триеста. В 1933 году лестница была реконструирована и ступени из песчаника были заменены гранитными. Ширина лестницы вверху – 21,7 метров, а внизу – 13,4 метра, что при взгляде сверху создает иллюзию одинаковой ширины на всем ее протяжении. Лестница имеет 10 площадок. При взгляде снизу видны только ступени лестницы, а сверху – только площадки. Но лестница не казалась массивной, громоздкой. Она висела, парила в воздухе, что хорошо видно на картине Айвазовского «Одесский рейд». Одновременно со строительством лестницы шло укрепление обрыва, по проекту архитектора Г.И. Торичелли. Постепенно была проведена трассировка склонов, и у подножия бульвара, внизу был разбит парк. А в начале ХХ века около лестницы был сделан фуникулер. Все эти нововведения со временем «подорвали здоровье» лестницы. Лестница перестала свободно дышать, ее галереи перестали проветриваться, стала накапливаться сырость, которая вела и ведет к разрушению известняка, из которого сделана лестница. Постепенно лестница перестала парить, а опустилась на землю и в настоящее время представляет собой, особенно со стороны фуникулера, полотнище ступеней, лежащих на склоне…
Первоначально, ступени лестницы доходили почти до самой воды. С левой стороны от лестницы, торчали скалы, на которых раздевались купающиеся, как отмечал в своих воспоминаниях старожил О.О. Чижевич. Неподалеку располагалась единственная в городе на то время купальня. Через некоторое время появилось заведение теплых морских ванн. Но слева и справа к лестнице, как и прежде, невозможно было подъехать. Все было диким и неухоженным. Устроенная небольшая Бульварная набережная у подножия лестницы сути не меняла. В разное время лестница называлась Гигантской, Бульварной, Потемкинской. На почтовых открытках начала ХХ века лестница именуется лестницей у Николаевского бульвара, лестницей при Николаевском бульваре, лестницей Николаевского бульвара, как будто издатели открыток не знали, какое настоящее название лестницы.

Таким образом, к середине XIX века пока и нет еще никакого «парадного входа» города.
И только, в связи с началом строительства Нового мола почти у подножия лестницы в 1866 году, начинается прокладка Приморской улицы. Благоустраивается Бульварная набережная, по которой прогуливается праздный люд. Отвоевывается суша у моря путем насыпи грунта. Идет «война» людей с морем. Как и всякая война, эта война имела свои «жертвы». Жертвой стала лестница. Семь ее ступеней были засыпаны землей и сверху проложена дорога, которая и в настоящее время скрывает эти семь ступеней. Тех первоначальных ступеней, которых не коснулась рука реставраторов и восстановителей. Тех ступеней, по которым ходил граф Михаил Семенович Воронцов со своей женой, красавицей Елисаветой (Елизаветой) Ксаверьевной, архитектор Ф.К. Боффо и многие другие именитые граждане Одессы и не мене именитые гости.… Таким образом, у лестницы осталось на данный момент 192 ступени. И состоит она из 9 маршей. В каждом марше по 20 ступеней, кроме предпоследнего, в котором 19, и 13 ступеней, оставшихся от последнего марша.
После строительства Нового мола в 1877 году на противоположной стороне улицы, прямо напротив лестницы, закладывается храм во имя Святого Николая, покровителя всех моряков и путешествующих.
На рисунке к статье, в каталоге статей, видно, что и в эти годы, по прошествии более 30 лет после постройки лестницы - ее подножие не является привлекательным местом для прогулок.
Но постепенно Новый мол становится главными воротами города. Но это происходит не сразу. На почтовых открытках, размещенных ниже, видно, что и до середины 60-х годов Потемкинская лестница упирается в места неухоженные. До постройки современного морского вокзала, пассажирские суда принимались в районе Военной гавани.


Потемкинская лестница в разные годы

Потемкинская лестница. 30-е годы ХХ века. Видны развалины храма Св. Николая



Потемкинская лестница. 50-е годы ХХ века


Потемкинская лестница. 60-е годы ХХ века. Начато строительство морского вокзала

И только уже во второй половине ХХ века на Новом молу сооружается современный морской вокзал с входным павильоном на месте храма Святого Николая.

Лестница приобретает свой законченный вид, становится главной визитной карточкой города. Лестница встречает прибывающих в город морским путем и провожает убывающих морем. На весь мир ее прославил С. Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец Потемкин», показав на ней события, которых в действительности-то и не было. Но важно не это, а то, что Лестница стала узнаваемой во всем мире.
Каждый человек, прибывающий в Одессу, неважно каким путем, стремится, как минимум, побывать на Дерибасовской улице и Потемкинской лестнице.
Таким образом, Лестница, проложенная при своем рождении, как казалось в никуда, вела Город в будущее …


[1] перекресток Дерибасовской и Преображенской улиц

[2] десять копеек


 Старая Одесса на почтовых открытках представлена на сайте:
http://picasaweb.google.ru/avdotka/qwDwEI#



Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (25.03.2008)
Просмотров: 11479 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1
29.08.2009 Спам
1. александр [Материал]
Как всегда ВЕЛИКОЛЕПНО!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]