Пятница, 24.11.2017, 17:40

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Одесское музыкальное училище. Порядки и правила для учащихся

В 1897 году в Одессе было основано Музыкальное училище с научными классами. Здание училища было построено в 1901 году по проекту архитектора Семена Андреевича Ландесмана на углу улиц Новосельского и Дворянской.


Здание Одесского музыкального училища (ныне консерватория), построенное по проекту архитектора С.А. Ландесмана

Позднее на базе музыкального училища в 1913 году была создана консерватория, а для музыкального училища было построено новое здание на противоположном углу тех же улиц архитектором И. Жуковским, в котором и поныне оно находится.

Из стен музыкального училища вышло множество выдающихся музыкантов и певцов. Достаточно назвать такие имена, как Антонина Нежданова, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. Этот список можно продолжать и продолжать…

Но я не буду останавливаться на именах, а остановлюсь на тех порядках и правилах для учащихся, которые были в училище.

Прежде всего, обучение для большинства учеников музыкального училища было платное. Вся плата вносилась в два срока: к 8 сентября и 8 января. Соответственно, учащиеся, не внесшие своевременно плату за обучение, к занятиям не допускались.

Учащиеся были обязаны посещать все классы, как специальных, так и обязательных предметов обучения в дни и часы, которые им были назначены.

Учащимся не дозволялось без особенно уважительных причин пребывание на каждом курсе обязательных предметов более двух лет.

В назначенные дни и часы преподавания учащиеся собирались в классе и ожидали преподавателя; если преподаватель опаздывал, то по истечении получаса учащиеся могли разойтись, предварительно известив об этом классную даму. Учащиеся, явившиеся на занятие позже указанного им времени, к занятиям не допускались.

По окончании занятий учащиеся обязаны были тотчас расходиться, а кому необходимо было дожидаться следующего урока, собирались в специально отведенных для этого комнатах, так называемых, сборных комнатах.

Если учащийся по какой-либо причине не мог явиться на занятие, то он обязан был своевременно известить об этом директора училища письменно.

Неявка в класс без уважительной причины, особенно в класс хорового пения или в класс ансамбля и оркестровых игр, где отсутствие учащегося срывало занятия остальных, подвергалось взысканиям. Основными видами взыскания были: выговор от директора училища, как негласный, так и в присутствии всего класса; исключение из числа учеников и перевод в вольнослушатели.

О частой неявке малолетних учащихся уведомлялись родители или другие лица, которые вносили за них плату.

За частую неявку стипендиатов, т.е. лиц, которые обучались за счет других, могли лишить стипендии. А учащиеся, обучающиеся бесплатно, могли быть лишены бесплатного посещения училища. Такому же наказанию подвергались и учащиеся, которые дерзили, неприлично вели себя, были непослушными.

В случае неявки на занятие по болезни, учащийся обязан был предоставить докторское свидетельство.

Учащимся воспрещалось участвовать где-либо в публичных собраниях в качестве исполнителей, без особого на то согласия преподающего соответствующий предмет и разрешения директора. Запрещалось участвовать и музыкальными сочинениями своими, печатать статьи о музыке без особого разрешения вышеуказанных лиц.

Учащимся запрещалось делать какие-либо подарки директору и преподавателям училища.

Учащемуся разрешалось менять преподавателя какого-либо предмета и переходить к другому преподавателю, преподающему тот же предмет, только по особо уважительным причинам и только в начале полугодия, заявляя об этом директору.

Ученикам и ученицам старших курсов, специально изучающим фортепианную игру, вменялось в обязанность по назначению директора, проводить занятия на младших курсах под руководством преподавателя.

Каждый учащийся обязан был извещать канцелярию о своем месте жительства и о его перемене.

Каждому учащемуся выдавалась «Памятная и поверочная книжка», в которой были изложены Правила для учащихся и назначенные им занятия по специальным и другим дисциплинам.

Каково же было значение баллов, которые получали учащиеся в процессе учебы?

1 – слабо.

2 – посредственно.

3 – достаточно.

3 ½ – весьма достаточно.

4 – хорошо.

4 ½ - очень хорошо.

5 – отлично.

Таким образом, в музыкальном училище существовала семибалльная шкала оценок.

Ученики, успешно выдержавшие, по окончании полного курса, установленные испытания, удостаивались аттестатов 1-й и 2-й степени.

Аттестаты первой степени выдавались учащимся, показавшим отличные успехи, как в художественных, так и в научных предметах. Такие учащиеся имели право быть учителями или учительницами музыки, управляющими хорами, учителями или учительницами в приходских и начальных народных училищах. Аттестаты 2-й степени выдавались прочим окончившим с успехом полный курс ученикам. Такие учащиеся могли быть учителями или учительницами музыки и управляющими хорами.

Ученики, удостоенные аттестата 1-й степени, пользовались льготой 1-го разряда по отбыванию воинской повинности. Льгота 1-го разряда по отбыванию воинской повинности предусматривала полное освобождение данного лица от воинской службы и зачисление его сразу в ополчение, т.е. в запас до 43-летнего возраста.

Ученики, получившие аттестат 2-й степени – льготою 2-го разряда, которая предусматривала условное освобождение данного лица от воинской службы, если на призывном участке оказывалось достаточное количество годных к службе новобранцев.

Ученики музыкальных училищ призывались к исполнению воинской повинности по достижении определенного для того возраста, т.е. 21 года. Но для окончания образования, поступление призванных на службу в войска по вынутому жребию, в случае заявленного ими желания, отсрочивается: всем вообще – до достижения 22 лет, а выдержавшим с отличием поверочное испытание по классу пения и продолжающим артистическое образование в училище – до 24 лет от роду.

Лица мужского пола, окончившие курс в музыкальных училищах Императорского Русского Музыкального общества, в случае поступления их на государственную службу, производились в первый классный чин без испытаний.

Источники:

Памятная и поверочная книжка учащихся музыкальных училищ.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Ю. Парамонов

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (25.05.2008) | Автор: Юрий
Просмотров: 12214 | Комментарии: 4 |
Всего комментариев: 4
25.07.2009 Спам
4. abnotatroxone
Все-таки на самом деле нравится мне Ваш блог. Всегда очень интересно читать, включая эту тему
Ответ: Спасибо. Рад тому, что Вам интересно

16.02.2009 Спам
3. Nataly
С удовольствием читаю статьи автора об Одессе, с появлением данного сайта с большим вниманием и любовью воспринимаю родной город.Спасибо!
Ответ: Спасибо за комментарий

26.05.2008 Спам
2. Юрий
Сохранение традиций - вопрос очень сложный и непростой. Мы пережили бесплатное обучение и вновь перешли к платному. Говорить о каких-то стойких традициях не приходится. Меняется и оценка знаний учащихся. Старое изживается быстро, а новое приживается сложно...

26.05.2008 Спам
1. Галина
Очень интересная статья. Интересно, сохраняются ли эти традиции при современном обучении в консерватории?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]