В 1897 году в Одессе было основано
Музыкальное училище с научными классами. Здание училища было построено в 1901
году по проекту архитектора Семена Андреевича Ландесмана на углу улиц
Новосельского и Дворянской.
Здание Одесского музыкального училища (ныне консерватория), построенное по проекту архитектора С.А. Ландесмана
Позднее на базе музыкального училища в
1913 году была создана консерватория, а для музыкального училища было построено
новое здание на противоположном углу тех же улиц архитектором И. Жуковским, в котором и поныне оно находится.
Из стен музыкального училища вышло
множество выдающихся музыкантов и певцов. Достаточно назвать такие имена, как
Антонина Нежданова, Давид
Ойстрах, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. Этот список можно продолжать и
продолжать…
Но я не буду
останавливаться на именах, а остановлюсь на тех порядках и правилах для
учащихся, которые были в училище.
Прежде всего, обучение
для большинства учеников музыкального училища было платное. Вся плата вносилась
в два срока: к 8 сентября и 8 января. Соответственно, учащиеся, не внесшие своевременно
плату за обучение, к занятиям не допускались.
Учащиеся были
обязаны посещать все классы, как специальных, так и обязательных предметов
обучения в дни и часы, которые им были назначены.
Учащимся не
дозволялось без особенно уважительных причин пребывание на каждом курсе
обязательных предметов более двух лет.
В назначенные дни и
часы преподавания учащиеся собирались в классе и ожидали преподавателя; если
преподаватель опаздывал, то по истечении получаса учащиеся могли разойтись,
предварительно известив об этом классную даму. Учащиеся, явившиеся на занятие
позже указанного им времени, к занятиям не допускались.
По окончании занятий
учащиеся обязаны были тотчас расходиться, а кому необходимо было дожидаться
следующего урока, собирались в специально отведенных для этого комнатах, так
называемых, сборных комнатах.
Если учащийся по
какой-либо причине не мог явиться на занятие, то он обязан был своевременно известить об этом директора
училища письменно.
Неявка в класс без
уважительной причины, особенно в класс хорового пения или в класс ансамбля и
оркестровых игр, где отсутствие учащегося срывало занятия остальных, подвергалось
взысканиям. Основными видами взыскания были: выговор от директора училища, как
негласный, так и в присутствии всего класса; исключение из числа учеников и
перевод в вольнослушатели.
О частой неявке
малолетних учащихся уведомлялись родители или другие лица, которые вносили за
них плату.
За частую неявку
стипендиатов, т.е. лиц, которые обучались за счет других, могли лишить
стипендии. А учащиеся, обучающиеся бесплатно, могли быть лишены бесплатного посещения
училища. Такому же наказанию подвергались и учащиеся, которые дерзили, неприлично
вели себя, были непослушными.
В случае неявки на
занятие по болезни, учащийся обязан был предоставить докторское свидетельство.
Учащимся
воспрещалось участвовать где-либо в публичных собраниях в качестве исполнителей,
без особого на то согласия преподающего соответствующий предмет и разрешения
директора. Запрещалось участвовать и музыкальными сочинениями своими, печатать
статьи о музыке без особого разрешения вышеуказанных лиц.
Учащимся запрещалось
делать какие-либо подарки директору и преподавателям училища.
Учащемуся
разрешалось менять преподавателя какого-либо предмета и переходить к другому
преподавателю, преподающему тот же предмет, только по особо уважительным причинам
и только в начале полугодия, заявляя об этом директору.
Ученикам и ученицам
старших курсов, специально изучающим фортепианную игру, вменялось в обязанность
по назначению директора, проводить занятия на младших курсах под руководством
преподавателя.
Каждый учащийся
обязан был извещать канцелярию о своем месте жительства и о его перемене.
Каждому учащемуся
выдавалась «Памятная и поверочная книжка», в которой были изложены Правила для
учащихся и назначенные им занятия по специальным и другим дисциплинам.
Каково же было
значение баллов, которые получали учащиеся в процессе учебы?
1 – слабо.
2 – посредственно.
3 – достаточно.
3 ½ – весьма достаточно.
4 – хорошо.
4 ½ - очень хорошо.
5 – отлично.
Таким образом, в
музыкальном училище существовала семибалльная шкала оценок.
Ученики, успешно
выдержавшие, по окончании полного курса, установленные испытания, удостаивались
аттестатов 1-й и 2-й степени.
Аттестаты первой
степени выдавались учащимся, показавшим отличные успехи, как в художественных,
так и в научных предметах. Такие учащиеся имели право быть учителями или
учительницами музыки, управляющими хорами, учителями или учительницами в
приходских и начальных народных училищах. Аттестаты 2-й степени выдавались прочим
окончившим с успехом полный курс ученикам. Такие учащиеся могли быть учителями
или учительницами музыки и управляющими хорами.
Ученики, удостоенные
аттестата 1-й степени, пользовались льготой 1-го разряда по отбыванию воинской
повинности. Льгота 1-го разряда по отбыванию воинской повинности предусматривала
полное освобождение данного лица от воинской службы и зачисление его сразу в
ополчение, т.е. в запас до 43-летнего возраста.
Ученики, получившие
аттестат 2-й степени – льготою 2-го разряда, которая предусматривала условное
освобождение данного лица от воинской службы, если на призывном участке
оказывалось достаточное количество годных к службе новобранцев.
Ученики музыкальных
училищ призывались к исполнению воинской повинности по достижении определенного
для того возраста, т.е. 21 года. Но для окончания образования, поступление
призванных на службу в войска по вынутому жребию, в случае заявленного ими
желания, отсрочивается: всем вообще – до достижения 22 лет, а выдержавшим с отличием
поверочное испытание по классу пения и продолжающим артистическое образование в
училище – до 24 лет от роду.
Лица мужского пола,
окончившие курс в музыкальных училищах Императорского Русского Музыкального
общества, в случае поступления их на государственную службу, производились в
первый классный чин без испытаний.
Источники:
Памятная и
поверочная книжка учащихся музыкальных училищ.
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона Ю. Парамонов
|