Среда, 24.04.2024, 16:12

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Трамвай в Одессе
10 ноября ст. стиля 1907 года в Одесскую Городскую Думу поступил проект договора с Бельгийским Обществом конно-железных дорог на переустройство линий конно-железных дорог и парового трамвая на электрическую тягу и на постройку новых линий электрических железных дорог в г. Одессе. Это был проект договора о пуске электрического трамвая в городе. Линии трамвая намечались в основном по существующим линиям «конки» и парового трамвая. Вместе с тем, планировались и новые линии.
Остановлюсь на основных линиях, по которым намечалось пустить трамвай.
По существующим линиям конно-железных дорог или просто «конки» и парового трамвая.

Трамвай на улице Одессы

Линия «Ришельевская – Херсонская»:
от Херсонского спуска, по улицам Херсонской, Торговой, Елисаветинской, Малому переулку, Гаванной, Ланжероновской, поворачивая около городского театра на Ришельевскую, Ришельевской, до Александровского полицейского участка и далее по Ново-Рыбной до Павловского здания дешевых квартир (нынешняя конечная остановка трамвая маршрута №17, 18 на Канатной).
Линия «Преображенская»: от станции на Хаджибейский лиман, внизу Херсонского спуска (нынешняя конечная остановка трамвая№30, 3, 12) по Нарышкинскому спуску (Спуск Маринеско) по Софиевской, Преображенской до ворот Старого Христианского кладбища (парк Ильича). Этот маршрут в настоящее время является частью маршрута трамвая №3, 12.
Линия «Торговая – Малороссийская»: от Большого Вокзала на Молдованке до Института благородных девиц (нынешняя морская академия) по улицам Степовой, Алексеевская площадь, Малороссийской, Преображенской, Нежинской и Торговой, соединяясь с линией «Старопортофранковская».
Линия «Большой Вокзал – 3-я гимназия – дача «Ланжерон»: от Большого Вокзала по улицам Степовой , Прохоровской, мимо Толкучего Рынка, Тираспольской до Дегтярной, поворот на Успенскую, по Успенской, по Лидеросовскому бульвару до дачи «Ланжерон». Предусматривалось, что в случае, если позволят технические условия, линию продлить до берега моря и далее низом мимо купален всех классов.
Линия «Юнкерское училище – Старо-Конная площадь»: от Юнкерского училища (район театра музкомедии) по улицам Белинского, Большой Арнаутской, мимо Толкучего рынка, Колонтаевской и Косвенной до Градоначальнической.
Линия «Московская» от низа Нарышкинского спуска по Московской улице и Николаевской дороге до Зерновых рынков.
Линия «Старая Кладбищенская»: от ворот Старого Христианского кладбища по Старо-Портофранковской, мимо Богадельни и «Чумки» под виадуком железной дороги с выходом на Больше-Фонтанскую дорогу, Большефонтанской дороге до приюта Общества призрения неимущих.
Линия «Слободка-Романовка»: от угла улиц Преображенской и Жуковского по улицам: Тираспольской, нежинской, Дворянской, Лютеранскому переулку, Градоначальнической, пересекая Балковскую улицу, и далее по Нерубайской, с поворотом мимо зданий Психиатрической больницы, прачечной, хлебопекарни, Новой Городской больницы и до места, назначенного для постройки клиник. Это маршрут нынешнего трамвая №15.
Линия «Малый Фонтан»: от угла улиц Преображенской и Большой Арнаутской, по Большой Арнаутской улице, по улице Белинского и Французскому Бульвару до берега моря на Малом Фонтане.
Линия «Большой Фонтан»: от Павловского здания дешевых квартир по улице Канатной, Средне-Фонтанской дороге до станции Большой Фонтан (нынешний маршрут трамвая №18).
Линия «Ковалевская»: от последней станции трамвая на Большом Фонтане по дороге на Люстдорф до дачи Ковалевского. Линия должна была проходить не через существующий деревянный мост.
Линия «Хаджибейский лиман»: от Херсонского спуска до городских купален на Хаджибейском лимане. Предусматривалось, что в случае, если купальни будут отодвинуты или перенесены в другое место, то и маршрут трамвая будет продлен до этих купален. По этой линии до электрического трамвая курсировал паровой трамвай.
Линия «Дальницкая – Столбовая»: от угла улиц Жуковского и Преображенской, по Тираспольской, мимо Толкучего рынка, по улицам Прохоровской, Дальницкой, Столбовой до Элеватора.
Линия «Карантин»: от угла улиц Успнеской и Ремесленной по улицам: ремесленной, еврейской, Польской, Польскому спуску, приморской до Военного спуска и отсюда двумя разветвленными линиями: одним по Военному спуску, Гаваной улице до соедининения с линией «Решельевская – Херсонская» и другим по Приморской улице до Нарышкинского спуска, соединяясь с линиями «Московская», «Преображенская», «Балковская» и «Старопотофранковская».
Как отмечалось выше, все эти линии существовали и по ним курсировали «конки» или паровой трамвай.
Кроме этих линий намечалось строительство новых линий для электрического трамвая.
Линия «Левый берег Хаджибейского лимана»: от линии «Московская» около аудитории для народных чтений, по Балтской дороге и далее вдоль левого берега Хаджибейского лимана до дачи Ратнера.
Линия «Куяльницкий лиман»: От Куяльницкого лимана возле городского лечебного заведения, по направлению замощенной городской дороги до сединения с линией «Московская» у Николаевской дороги и далее по линии «Московская» до Персыпи.
Линия «Жевахова»: от линии «Левый берег Хаджибейского лимана» до соединения с началом линии «Куяльницкий лиман».
Линия «Ближние Мельницы»: по улицам: от Евдокимовой, по Пишениной,, Молчановской, Коссовской, мимо станции «Малая Одесса», по Большефонтанской дороге под виадук на Кладбищенском переезде, по Воронцовской, Алексеевской площади, по Степовой, через Михайловскую площадь, по Косвенной до угла Градоначальнической и далее по путям линии «Слободка-Романовка» до соединения с линией «Балковская».
Линия «Дальние Мельницы»: от угла Степовой и Мельничной по улицам: Мельничной, Балковской, Никифоровой, Антоновской и Борисовской до Бумаго-Джутовой фабрики.
Линия «Ново-Рыбная» - Средне-Фонтанская улица»: от Ново-Рыбной улицы мимо Торговой школы и пассажирского вокзала III класса до Казенного очистного склада и по Средне-Фонтанской улице до переезда железной дороги у дачи Штапельберга. Эта линия должна соединяться с линиями «Ришельевская – Херсонская», Старопортофранковская» и «Круговая».
Линия «Новая Кладбищенская»: от Ново-Рыбной мимо Торговой школы и пассажирского вокзала III класса до Казенного очистного склада по Пироговской и Водопроводной улицам и далее по Больше-Фонтанской дороге, до прияюта Общества призрения неимущих. Эта линия должна соединяться с линиями «Ришельевская – Херсонская», Старопортофранковская» и «Круговая».
Линия «Канатная»: от станции линии «Большой Фонтан» у Павловского здания дешевых квартир, по Канатной, Греческой с двумя разветвлениями вокруг дома бывшего Майюрова (круглое здание на нынешней Греческой площади) опять по Греческой до Преображенской, по улицам: Преображенской, Садовой, Дворянской, Коблевской до Нового базара, с двумя разветвлениями по сторонам Нового базара, далее опять по Коблевской, Ольгиевской и до соединения с линиями «Старопортофранковская» и «Старая – Новая городская больницы».
Линия «Ланжерон»: от угла улиц Жуковского и Преображенской, по улице Жуковского, через мост, по Канатной, Сабанскому переулку, через Александровский парк, к берегу на даче «Ланжерон» и далее низом мимо купален всех классов.
Линия «Аркадия»: от угла улиц Большая Арнаутская и Преображенская, по Большой Арнаутской до Земской улицы, по этой улице, по улице с правой стороны Куликова поля, мимо пассажирского вокзала «Одесса – Главная», по Пироговской, Канатной, по переулку, ведущему к Ботаническому саду, через Ботанический сад, к берегу моря возле дачи «Аркадия».
Линия «Аркадия – 7 или 8 станция Большого Фонтана – Чубаевка»
Линия «Круговая»: от здания Александровского полицейского участка по улицам: Ришельевской, Ланжероновской, Гаванной, Малому переулку, Преображенской, Новой-Рыбной до Ришельевской.
Линия «Старопортофранковская»: от Нарышкинского спуска до Херсонского спуска, по Херсонскому спуску, по Херсонской, до Старой Городской больницы, по Старопортофранковской, Ново-Рыбной, по улице Белинского, Лидеросовскому бульвару, по даче «Ланжерон» к берегу моря и далее низом мимо купален всех классов.
Линия «Новое кладбище – Монастырь – дача Ковалевского»
Линия «Балковская» от Нарышкинского спуска по улицам: Балковская, Мельничная до Степовой, с соединением с другими линиями, проходящими по Степовой.
Линия «Новая – Старая Городская больница»: от клиник на Слободке-Романовке, под мостом железной дороги, по Ольгиевскому спуску, по Старопортофранковской до Старой Городской больницы.
Таким образом, предусматривалось создание 30 маршрутов движения электрического трамвая. На большинстве маршрутов предусматривалось создание линий в два пути для обеспечения малых интервалов движения трамвая. Там, где линии были в один путь, предусматривались разъезды. Договором предусматривалось, что через 20 лет все одноколейные пути должны быть переоборудованы на два пути.
До настоящего времени еще видны следы от трамвайных путей на улицах, по которым в настоящее время трамвай не ходит. Это видно на улицах Садовой, Коблевской, Греческой, Успенской до последней реконструкции, Торговой и некоторых других улицах.
На почтовой открытке начала прошлого века представлена улица Ланжероновская и трамваи на ней
Проектом Договора предусматривались требования к электрической силовой станции и подстанциям, линиям передачи электрической энергии, устройству пути и другим техническим вопросам.
В частности, предусматривалось, что вагоны трамвая должны быть, как открытыми, так и закрытыми. Предусматривалось два типа моторных вагонов: на 36 мест (24 внутри и 12 на площадках) и на 48 мест (36 внутри и 12 на площадках). В каждом вагоне, кроме всех необходимых атрибутов в виде ручных тормозов, фонарей и т.п., должны быть установлены выверенные часы и удобные для сидения места шириной не менее 50см для каждого пассажира.
На конечных пунктах линий трамвая предусматривалось устройство легких и изящных вокзальных помещений и павильонов, снабженных скамьями для ожидающих пассажиров. Таких пунктов было всего 70. В 35 из них предусматривалось устройство образцовых клозетов с писсуарами, при чем пользование писсуарами должно быть бесплатным, за пользование клозетами могла быть взимаема плата не свыше 5 коп. с особы. Эх, где теперь те времена и те павильоны, легкие и изящные? Некоторые из них остались, изуродованные последующими переделками и ремонтами, но уже без удобств для пассажиров. Даже скамьи трудно найти…
На промежуточных пунктах предусматривались обязательные и необязательные пункты остановок трамвая, которые обозначались металлическими столбами-указателями и оборудованы скамьями для ожидающих пассажиров. Обязательные пункты остановок располагались на расстоянии не менее 200 саженей, а необязательные – 100 саженей. Все павильоны и остановки трамвая должны были быть освещены электрическими фонарями.
В основном движение трамвая на линиях начиналось в половине шестого утра и оканчивалось в 12 ночи. Расписание было летним и зимним. Зимой движение на линиях начиналось на полчаса позже. Интервал движения на линиях с интенсивным пассажиропотоком предусматривался от 5 до 10 минут. На загородных линиях до 30 минут. Каждая линия имела свой график движения.
Плата за проезд в трамвае предусматривалась в размере 5 коп. от одного конца линии до другого; 6 коп. с одной пересадкой на другую линию; 10 коп. на загородных линиях (15 коп. с пересадкой). Но на отдельных участках загородных линий плата была и 5 коп.

Трамвайный билет

Полицейские чины и пожарные Одесских пожарных частей в форме при исполнении ими служебных обязанностей пользуются правом проезда по всем линиям бесплатно, при чем нижние полицейские чины могли пользоваться правом бесплатного проезда стоя на передней площадке.
Воспитанники и воспитанницы учебных заведений платят за проезд 3 коп. вместо 5; 4 – вместо 6 или 8; 5 – вместо 10 и 8 вместо 15. Доказательством нахождения в учебных заведениях служила форма одежды или справки, выданные учебными заведениями. Кроме того, для льготного проезда должны были выдаваться в отдельные учебные заведения льготные билеты Городскою Управою.
Дети до 5 лет, если они не занимали отдельного места, перевозились бесплатно.
Льготным тарифом проезда по линиям: «Большой Фонтан», Новое кладбище – Дача Ковалевского» и «Аркадия» пользовались нижние чины, офицеры войск Одесского гарнизона и военные врачи в форме.
Число служащих иудейского вероисповедания не должно было превышать 25% от общего количества служащих на электрической дороге. Общество могло приглашать зарубежных специалистов, но постепенно они должны были заменяться таким образом, чтобы через 10 лет не менее 95% служебного персонала были русскоподданными.
Лица с кожными болезнями к работе, связанной с обслуживанием публики, не допускались.
Бельгийское Общество несло ответственность за своевременную очистку путей и их правильное содержание. За нарушение этих условий, если это приводило к нарушению графика движения трамвая, на Общество налагались штрафные санкции.
Предусматривалось, что со времени переустройства существующих линий на электрическую тягу, Бельгийское Общество вносит ежегодно в городскую кассу 5% от валового дохода, с последующим увеличением по 0,2% в год. При этом Бельгийское Общество гарантирует, что сумма ежегодных взносов будет: до 1920 года не менее 70000 рублей в год, с 1920 по 1925 год – 80000 рублей, с 1925 по 1930 – 90000 рублей, с 1930 по 1935 – 100000 рублей, с 1935 по 1940 – 110000 рублей. По истечении срока концессии или по заявлению Городская Управа могла взять в свое ведение электрические дороги.
Трамвай в Одессе пустили в 1910 году.
В 1911 году город получил 2% от валового дохода конно-железных дорог более 1,8 тыс. рублей (доход от «конки») и 5% от валового дохода трамвая около 1,5 тыс. рублей. Суммы, как видим, значительно уступают обещанным Бельгийским Обществом.
В настоящее время трамвай является убыточным для города и не дает доход…
Ю.Парамонов


 Старая Одесса на почтовых открытках представлена на сайте: http://picasaweb.google.ru/avdotka/qwDwEI#



Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (25.03.2008)
Просмотров: 9650 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2
01.05.2012 Спам
2. елена [Материал]
из воспоминаний моего отца, Станкова Юрия Александровича "Одесские трамваи – это отдельная история. Я ее не знаю, нигде не читал, но мне известно, что трамвайное движение в Одессе организовывала бельгийская компания. Все первые трамваи были из Бельгии, все трамвайные остановки-павильоны имели однотипную архитектуру, одинаковыми были здания трамвайных диспетчерских пунктов со встроенными городскими туалетами, например, на Греческой площади, на Куликовом поле, на Тираспольской площади и еще в нескольких местах. Летом по Большому фонтану ходили открытые вагоны-пульманы (вагоны более длинные). В наше время иногда в сохранившемся таком вагоне по городу возят экскурсии. До войны вагоновожатых называли «ватманами», токосъемное устройство (теперь пантограф) в виде дугообразного подпружиненного рычага называли «бигелем». Когда в вагон заходил контроллер, он кричал на весь вагон: «кондуктор передайте фельдеруд (это такой листок, на котором записывались номера билетов, выданные кондуктору на каждую его смену)». В Одессе первоначально было построено свыше 30 трамвайных маршрутов. Почему-то их постепенно сокращали. В первый день в Одессе мы ехали по маршруту от Куликового поля, мимо вокзала через центр города по Садовой, далее по Торговой и конечная остановка была у ворот водного института. Там долгие годы сохранялись фрагменты трамвайной типовой остановки. Некоторые маршруты были ликвидированы во время оккупации. Румыны демонтировали рельсы, столбы, линии контактных проводов и вместе с вагонами вывозили в Бухарест."

28.04.2009 Спам
1. Всеволод [Материал]
спасибо за интересную статью! Трамвай в Одессе - отдельная страница, которая так ее украшала и продолжала бы украшать если бы у руководителей города были другие взгляды (очень надеюсь, что линию 17,18 трамвая восстановят).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]