Одесский национальный академический театр оперы и балета. История
Строительство первого здания городского театра в городе начали в 1804 году и завершили в 1809 году. Торжественное открытие театра состоялось в феврале 1810 года. Давайте мысленно представим себе Одессу тех лет.
От рождения города прошло 10 лет. Пустынное, обрывистое плато с чахлой растительностью на берегу моря, кое-где прорезанное балками, развалины бывшей турецкой крепости на месте нынешнего дворца Воронцова на Приморском бульваре, несколько солдатских казарм. Самого бульвара нет еще и в проекте. Хотя и строятся отдельные 2-х этажные дома по кварталам города, прилегающих к порту, но большая часть будущих кварталов города обозначена только землянками и хижинами. Часть 10 тысячного населения города живет в этих землянках. Проблемы с водой, грязь весной и осенью от дождей, пыль и изнуряющая жара летом, холода зимой, идет строительство порта, но торговые суда порт уже принимает. Однако, несмотря на такие неблагоприятные условия для жизни, город стремительно развивается. Торговля влечет в город все новых и новых людей, стремящихся сделать себе состояние. Прошел год пребывания в должности одесского градоначальника герцога де Ришелье.
Заботясь о культурном воспитании граждан города, которые в свободное время в основном играли в карты и сидели по трактирам, герцог Ришелье посылает императору ходатайство с просьбой о выделении денег на постройку театра (!!!) и поручает городскому архитектору Ф. Фраполли разработать план здания театра. Такой план Ф. Фраполли разработал. Проект плана был направлен в Петербург, где архитектор Тома де Томон внес свои исправления. Тома де Томон до этого спроектировал и построил целый ряд зданий в Петербурге. Наиболее известным является здание бывшей биржи, ныне здание Центрального военно-морского музея, с ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова. После исправлений и корректив план здания театра был утвержден императором Александром І и на строительство театра было выделено 20000 рублей.
Здание первого театра располагалось почти на месте нынешнего. Архитектура здания была выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращённым к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей Морского флота). Если смотреть на современный театр, на его главный вход, то была бы видна боковая стена старого театра с пристроенным фойе, то есть, боковой стеной старый театр выходил на улицу Ришельевскую.
Театр вмещал 800 зрителей, которые размещались в 17 ложах трех ярусов, в партере было всего 44 кресла. Остальное пространство выделялось для стоячих мест по образцу старых итальянских театров. Позже места для простолюдинов были перенесены на верхний ярус и стали называться «райком». Фойе театр не имел и был несколько неудобен для зрителей.
В этом театре часто бывал А. С. Пушкин во время его пребывания в Одессе в 1823-1824 годах. В своем романе в стихах «Евгений Онегин» он оставил такие слова:
"Финал гремит; пустеет зала; Шумя, торопится разъезд; Толпа на площадь побежала При блеске фонарей и звезд, Сыны Авзонии счастливой Слегка поют мотив игривый, Его невольно затвердив, А мы ревем речитатив. Но поздно. Тихо спит Одесса; И бездыханна и тепла Немая ночь. Луна взошла, Прозрачно-легкая завеса Объемлет небо. Все молчит; Лишь море Черное шумит..."
Для исправления недостатков здания театра производились неоднократные перестройки: в 1820-1822, 1831-1833, 1836, 1857 и 1872 годах. В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 1 января 1873 театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. Погиб и дежуривший в театре сторож. Театр выгорел полностью и восстановлению не подлежал.
Для одесситов это была большая трагедия. Не стало театра, со сцены которого звучали голоса Щепкина, Мочалова и других видных актеров, как отечественных, так и зарубежных. Не стало театра, в котором бывал А.С. Пушкин.
Город, избалованный гастролями артистов, нуждался в театре. Идея нового театра для города постоянно обсуждалась общественностью. В 1875 году муниципалитет проводит конкурс на строительство нового театра. Но ни один из 40 проектов, как отечественных так и зарубежныхархитекторов, не был принят.
Комиссия по строительству театра обратилась к венским архитекторам Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру, по проектам которых были построены театры в Вене, Будапеште, Праге, Кракове, Варшаве и других городах Европы.
В феврале 1884 года был подписан подряд с венским строителем Р. Фреем, которым предусматривалось строительство театра в течение 3-х лет на 1728 зрительских мест. В сентябре 1884 года состоялась закладка фундамента, а 1 октября 1887 года был положен последний камень на верхней площадке главной лестницы со стороны английского клуба. Этот день считается днем рождения современного одесского театра.
Здание театра выполнено в стиле венского «барокко». Снаружи здание структурно состоит из трёх этажей. Первый (цокольный) и второй этажи, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и выглядят грузно и фундаментально, придавая зданию вид статичности, устойчивости «на века». Третий этаж - более лёгкий, ажурный, с утонченной обработкой деталей с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера - скрадывает тяжесть нижних этажей и создаёт иллюзию воздушности. Добавочные эффекты вносят изящный портик и куполообразная крыша. В итоге здание как бы «парит» над землёй.
Здание украшено аллегорическими фигурами и бюстами Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. Бюсты расположены по фронтону здания два слева и два справа от главного входа театра в нишах. Над скульптурами работали Ф. Нетали и Ф. Фридль, лепные работы выполнил Л. Стрикциус под руководством Ф. Этеля.
Главный портик театра украшен группой, изображающей одну из муз – покровительницу искусств Мельпомену с факелом в левой руке, которую в колеснице везут четыре разъяренные пантеры, укрощенные ею.
По бокам от нее два коленопреклоненных гения с лавровыми венками в руках. Ниже музы римскими цифрами показаны годы постройки театра и его первой реставрации. Римские цифры: М – 1000, D – 500, С – 100, L – 50, Х – 10, V – 5, I – 1. Таким образом, первая строка – год начала и окончания строительства «1884 – 1887». Вторая строка – «Горел, реставрация 1967». По бокам помещены две группы, олицетворяющие танцы и музыку. На одной из них, с правой стороны, - Терпсихора, обучает молодую девушку танцам, с левой, – Аполлон, играет на лире для Кентавра. Ниже надписей два горельефа, изображающих Славу.
У главного входа в театр, слева и справа, две аллегорические группы - Комедии и Трагедии. Слева от входа Трагедию изображает сцена из трагедии Еврипида "Ипполит", где Федра, оплакивает погибшего Ипполита, лежащего у ее ног.
В правой руке у нее чаша, из которой она только что приняла яд. Вверху опечаленный ангел и у ног Федры в глубине виден хвост какого-то морского чудовища.
История Федры и Ипполита печальна и трагична. Федра вышла замуж за Тесея, отцом которого был Посейдон. Того Тесея, который убил Минотавра в лабиринте на острове Крит. Воспользовавшись клубком, который ему дала Ариадна, Тесей выбрался из лабиринта и увез с собой Ариадну. Но бросил ее на пустынном острове, когда она спала, а впоследствии женился на сестре Ариадны – Федре. У Тесея был сын Ипполит от первого его брака с амазонкой Антиопой. Федра полюбила своего пасынка. Однако красивый юноша не уступил мачехе, и она пожаловалась Тесею на пасынка, обвинив его в домогательствах. Тесей, чтобы наказать сына, обратился к своему отцу Посейдону и тот напугал коней, которые влекли колесницу Ипполита, морским чудовищем, вышедшим из воды. Лошади понесли, и Ипполит погиб под их копытами. Федра этого не пережила и приняла яд.
Справа - эпизод из комедии Аристофана "Птицы".
Аристофан в своей комедии показывает, что люди, стремясь уйти от земных проблем, строят город между небом и землей вместе с птицами. Но постепенно все те земные проблемы, от которых люди уходили, вновь их настигли.
Весь стиль внутренней отделки театра выполнен в стиле эпохи Людовика XVI, стиль "рококо". Потолок зрительного зала расписан венским художником Лефлером в виде медальонов, на которых изображены сцены из произведений Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "«Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Изящны ажурные детали большой люстры в центре потолка.
В зале и во всех ярусах много разнообразных лепных украшений. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам.
Оригинально и изобретательно сделаны всевозможные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций.
Зрительный зал имеет пять ярусов для зрителей, которые вмещают 1600 зрителей. Для их выхода имеется 320 дверей. Сцена от зрительного зала, кроме театрального занавеса, могла еще отделяться железным занавесом - это на случай пожара, чтобы огонь со сцены не перекинулся в зрительный зал. Занавес сцены был выполнен также Лефлером. На занавесе были изображены сцены из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".
В марте 1925 года в театре возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена, занавес и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений.
В путеводителе по Одессе Г. Москвича к достоинствам театра отнесено: «…прекрасное отопление и вентиляцию, которые поддерживают равномерную температуру не только зимою, но и летом… Наружный воздух пропускается предварительно мимо парусов, обдаваемых водой, которая в знойные дни охлаждается льдом, и затем, посредством нагнетательного вентилятора, приводимого в движение паровой машиной, воздух очищенный и согретый зимою или охлажденный летом, распространяется равномерно по всему театру».
Театр обошелся городу в 1300000 рублей. Кроме того, осуществлялись ежегодные доплаты в 50-60 тыс. рублей на ремонт и содержание постоянного оркестра.
Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театру принадлежит большая заслуга в развитии музыкальной культуры. Здесь исполняли свои произведения П. И. Чайковский, Н. Ф. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие. Выступали артисты, чьи имена прославили отечественное искусство. Здесь пели великий Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Титто Руффо, Баттистини, Джеральдони, танцевала первая балерина мира - Анна Павлова, танцевали А. Дункан (жена С. Есенина), Е. В. Гельцер.
Время и просчеты в проектировании фундамента привели к тому, что театр начал разрушаться. Первая реставрация театра была проведена в 1967 году. В основание фундамента было залито жидкое стекло. Но принятые меры не дали ожидаемого результата. Фундамент театра вновь "поехал", что привело к образованию трещин в стенах, двери лоджий перекосились и не закрывались. С 1998 года по 2007 год в театре проводится вторая реставрация. В основание фундамента забили 1800 свай. Проведена полная реставрация всего здания, включая кровлю, обновлена позолота орнаментов. Стоимость реконструкции по смете Кабинета министров Украины составила 197 миллионов гривен или примерно 39400000 долларов. На реставрационные работы ушло 7,5 кг сусального золота. Также в смете указаны технические данные театра после реконструкции: количество мест - 1636, площадь земельного участка под зданием и прилегающей территории - 2,96 гектара, площадь застройки - 0,54 гектара, общая кубатура - 102757,7 м³, общая площадь - 8123,6 м².
Остается пожелать зданию театра еще долгих-долгих лет, а творческому коллективу успехов на замечательной сцене театра и бурных аплодисментов зрительного зала.
Ю. Парамонов
Фотографии оперного театра, как снаружи, так и внутри, можно увидеть на сайте: http://picasaweb.google.ru/vonomarap/KspeuC#
Старая Одесса на почтовых открытках на сайте: http://picasaweb.google.ru/avdotka/qwDwEI#
Источники:
Г. Москвич. «Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе», 1914 г.
В. Голота. «Театральная Одесса»
А. Скальковский. «Первое тридцатилетие истории города Одессы 1793-1823»
Сайт замечательный. Хотелось бы только добавить одно забытое имя артиста, работавшего в этом театре, любимца одесской публики Платона Ивановича Цесевича. Книгу о его жизни и творчестве можно прочесть на сайте fenina.hmarka.net.
Ответ: Большое спасибо за комментарий. Будем считать, что это имя еще не забыто...
Фото старого здания театра не то. В старом театре было 6 колон. Смотрите книгу Губаря "Пушкин, театр, Одесса".
Ответ: Говорить о том, что старое здание театра не то, не совсем соответствует действительности. На фото подпись: "Городской театр после реконструкции (40-е годы ХІХ века)". До реконструкции здание имело 6 колонн. В ходе реконструкции крайние колонны были заложены и сделано дополнительное помещение. За счет этого была увеличена полезная площадь театра. Удлинен был и входной вестибюль, который был увеличен на всю длину старого здания театра. Горело именно это здание - с четырьмя колоннами... Спасибо за комментарий
Потрясающе! Случилось бы чудо, раз - и ты в Одессе! Я была в Одессе в 2007, мне хватило 12 дней, чтобы влюбиться в этот город. Он достоин любви, уважения, признательности.
Ответ: Огромное Вам спасибо за столь приятные слова о городе, в который влюблены жители многих городов бывшей общей страны