Бульвар, как таковой, начал обустраиваться в 1822 году. Его
обустройство пошло более быстрыми темпами с 1823 года, когда в начале бульвара начал
строиться дворец для генерал-губернатора Новороссии и полномочного наместника
Бессарабии 41-го летнего графа Михаила Семеновича Воронцова. И городская элита стала селиться поближе к начальству.
В 1827 году бульвар назывался Новым, с 1831 года – Приморским,
с 1857 года – Городским, с 1877 года (и в 1941-1944 году) – Николаевским, с 1920
года – бульвар Фельдмана, с 1944 года и по настоящее время – Приморским.
Бульвар расположен на высоком обрывистом берегу.
(Вид бульвара для сайта любезно предоставила Т. Шапиро)
Бульвар начинается от дворца
Воронцова и оканчивается зданием Городской думы (в прошлом биржа), которые словно
ограничивают длину бульвара, глядя на него своими фасадами. Левая сторона
бульвара от дворца к думе открыта к морю, а правая сторона застроена элитными
по, меркам XIX века, особняками, которые в последующие годы неоднократно
перестраивались.
В создании ансамбля Приморского бульвара принимали участие
архитекторы Ф. Боффо, А. Мельников, И. Мартос, Г. Шеврембрандт, Ю. Дмитренко,
Ф. Гонсиоровский, Ф. Моранди и другие.
В центре бульвара расположена небольшая площадь,
образованная двумя полуциркульными зданиями, с памятником первому
градоначальнику Одессы герцогу Ришелье (авторы И. Мартос, А. Мельников, Ф.
Боффо). Мартос и Мельников – создатели известного памятника Минину и Пожарскому
в Москве на Красной площади.
На полукруглую площадь выходит Потемкинская
лестница, построенная в 1841 году архитектором Ф. Боффо, насчитывающая 192
ступени (при постройке было 200 ступеней, 8 ступеней засыпано при планировке
улицы Приморской у подножия лестницы).
Пройдем по Приморскому бульвару, начиная от дворца
Воронцова.
Дворец Воронцова красивейшее здание, построенное по проекту
архитектора Ф. Боффо в 1828 году, а весь комплекс зданий дворца в 1829 году.
Дворец расположен на высоком утесе, на месте турецкой крепости Ени Дунья. Это ансамбль
из нескольких корпусов, решенных в различных архитектурных вариантах. Небольшой
по объему, кубической формы дворец привлекает легкостью исполнения фасада.
Неотъемлемой частью дворцового ансамбля является колоннада, поставленная на
высокий ступенчатый цоколь на самом краю обрыва. Десять пар колонн тосканского
ордера образуют легкую дугу, необычайно эффектную со стороны моря.
Художественным оформлением внутренних залов, росписью, мрамором каминов, хрусталем
люстр это здание могло бы поспорить со многими дворцами своего времени. Впоследствии
в этом здании размещалась частная мужская гимназия А. Юнгмейстера, а в
советское время Дворец пионеров.
А так это выглядит в наши дни.
На контрфорсной стене в районе дворцав 1952 году пионерами был высечен портрет
писателя Максима Горького.
На бульваре селилась элита Одессы. Здесь построили дома
Потоцкий, Нарышкин, Марини, Серато, Зонтаг, Золотарев, Маюров, Вагнер и другие
лица. Дома впоследствии переходили к новым владельцам.
Привлекает внимание здание под номером 5. Это бывший доходный
дом Лерхе. 4-х этажный фасад этого здания изобилует лепниной. Рустованные стены
первого и второго этажа, две пары колонн балконов второго этажа, дуги окон первого
этажа и центральной части фасада второго этажа, маскароны придают зданию
величественно-монументальный вид.
Работы выполнил в 1892 – 1893 годах
архитектор Г. Шеврембрандт, о чем свидетельствует памятная табличка на фасаде
здания.
Привлекают внимание лаконичные балконные решетки дома №6,
принадлежавшего Зонтагу.
О площади, образованной полуциркульными зданиями, мы уже
упоминали. Здания были построены по проекту архитектора Мельникова в 1827 –
1830 годах. Руководил работами Боффо. В правом полуциркульном здании
размещались городские учреждения: присутственные места, суд, городская дума. В
этом здании военно-окружным судом за революционную деятельность был приговорен
к смерти Г.И. Котовский. Впоследствии смертная казнь была заменена бессрочной
каторгой.
В левом полуциркульном здании находилась Петербургская
гостиница.
Гостиница имела 60 номеров стоимостью от 1 р. 50 коп. до 25 руб. в
сутки. При гостинице прекрасный ресторан. В гостинице останавливались такие
знаменитости, как В. Белинский, М. Щепкин и другие… В настоящее время на первом
этаже здания размещается ресторан «Бульвар», интерьер которого выполнен в духе
начала прошлого века.
По оси Потемкинской лестницы и Приморского бульвара
расположен памятник Ришелье. Так он выглядел на почтовой открытке середины прошлого века.
А на этой открытке площадь с видом на памятник и на станцию фуникулера в начале прошлого века.
Закладка памятника была произведена 30 июля 1827 года. В основание фундамента памятника были заложены разные медали и монеты, отчеканенные в царствование Людовика XVI, Екатерины ІІ, Павла I, Александра I и Людовика XVIII, при которых Ришелье служил. Была также заложена медаль Николая I, несколько серебряных монет и бронзовый медальон с изображением Ришелье, отчеканенный в Париже в 1822 году по случаю его смерти. С трех сторон памятника аллегорические барельефы, изображающие торговлю, правосудие и земледелие. На лицевой стороне памятника вырезаны слова: "Герцогу Эммануилу Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостоянию Одессы. Благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний: Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятник сей в 1826 году при Новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове"
Слова "воздвигли памятник сей в 1826 году" не совпадают с датой закладки памятника (1827 год) и тем более с датой его открытия (1828 год). По всей видимости, доска, укрепленная на лицевой панели памятника, была заказана заранее, но деньги на памятник собрать не успели. Поэтому закладка и открытие памятника произошли позднее. Но это мое мнение. Возможно, что оно и ошибочно.
Вот как описывается история создания памятника: «В начале
лета 1822 г.
в Одессу пришло известие о смерти герцога Ришелье. Одесса мысленно прощалась с
тем, кто за годы пребывания ее градоначальником сделал для юного города и
пользовался уважением ее граждан.
Вот почему призыв графа Ланжерона начать сбор средств на
сооружение памятника бывшему одесскому градоначальнику нашел отклик не только
среди купечества, высокопоставленных лиц или окружения Новороссийского
генерал-губернатора, но и стал понятным простым людям, от рабочих мукомольных
заводов до портовых грузчиков. Воистину, редкий и удивительный для того времени
гражданский порыв.
Получив именное разрешение Александра I на сооружение
памятника, одесситы обратились к одному из крупнейших русских скульпторов Ивану
Петровичу Мартосу и Аврааму Ивановичу Мельникову авторам памятника Минину и
Пожарскому в Москве (Мартос – скульптура, Мельников – постамент).
Отлитая в бронзе петербургским мастером литейных дел
Ефимовым, статуя Ришелье и три латунных барельефа, символизирующих
"Земледелие", "Торговлю" и "Правосудие", прибыли
в Одессу. Розовый гранит для постамента был привезен из-под Вознесенска. Его подарил херсонский помещик Скаронинский.
Наступило 22 апреля 1828 г. (по старому стилю) – день открытия
первого одесского памятника.
Накануне, с субботы на воскресенье, лил дождь, и устроители
праздника волновались. Однако воскресное утро принесло яркое солнце и голубизну
неба, соответствовавших праздничному настроению одесситов, которые устремились
к центру города. Согласно обычаям того времени, была отслужена торжественная
литургия в Преображенском соборе, а затем процессия, возглавляемая
генерал-губернатором Новороссийского края М.С. Воронцовым, направилась на
бульвар. Вокруг пьедестала памятника была сделана специальная решетка, на углах
которой развевались четыре флага: русский, английский, французский и
австрийский – как дань международного признания деятельности Ришелье при
строительстве Одесского порта. Напротив статуи, со стороны моря, был выстроен
батальон Уфимского пехотного полка, с другой стороны разместились воспитанники
и профессора Ришельевского лицея, нарядный вид которых подчеркивал
торжественность момента.
Естественно, всех желающих находиться в непосредственной
близости к центру событий вместить бульвар не смог, поэтому людское море простиралось
во все видимые стороны этого живописного места. Когда упал покров, скрывавший
статую, раздались пушечные залпы с кораблей, стоявших в гавани, салютовавших
событию, ожидавшемуся гражданами города несколько лет.
Воспетый в стихах и песнях, памятник Ришелье за эти годы
стал олицетворять собой нечто большее, чем просто символ Одессы – он стал ее
талисманом».
В страстную субботу 10 апреля 1854 года Одесса подверглась
бомбардировке франко-английской эскадрой.
В бомбардировке принимало участие 28 судов, на которых было в общей сложности 1600 пушек. Бомбами было убито 3 гражданских лица, ранено 8. Солдат выбыло из строя около 50 человек. Сгорело в порту 9 купеческих судов, сгорело 14 домов на Пересыпи. В самом городе было повреждено 52 каменных дома. Больше всего пострадал дворец Воронцова. До настоящего времени в стене дворца видно ядро, которое застряло там при обстреле.
Одно из ядер откололо угол постамента
памятника. Отколотый угол постамента был заделан чугунной накладкой со
вставленным ядром и гравировкой о произошедшем событии.
Так эта площадь выглядит в наши дни.
За Петербургской гостиницей расположен бывший дворец, построенный в
1829-1830 годах по проекту архитектора Ф.К. Боффо, по заказу помещика
Р. Шидловского. Позднее, в 1835 году, дворец приобрела графиня М.А. Нарышкина. Затем дом перешел к Волохову, который сделал во дворце капитальный ремонт. Для росписи дворца были приглашены мастера-художники, которые затем остались в Одессе. Дворец подчеркнуто монументален. С обеих
сторон первый этаж украшен величественными арочными порталами. Парадная
лестница сверкает белым мрамором, бронзой и зеркалами. Залы второго этажа восхищают
своим великолепием и затейливой лепниной, в которой проявляются черты рококо.
Со временем этот дом перешел к Абазе, а затем в казну и назначался для пребывания в нем генерал-губернаторов. Впоследствии это был дворец
Командующего войсками Одесского военного округа. В этом дворце в 1877-1878 году
находился на излечении главнокомандующий русской армией на Балканах во время
русско-турецкой войны великий князь Николай Николаевич, сын императора Николая
І, брат императора Александра ІІ. В честь Николая Николаевича бульвар был
назван Николаевским. В годы советской власти в этом здании разместился Дворец
моряков. Сейчас в нем демонстрируют змей…
Привлекает внимание надворотная решетка на доме №10, построенного по проекту Ф. Моранди. Но на ней почему-то
указан №19.
Почему это так остается загадкой… Может кто-то из читателей
подскажет.
Здание под №11 – гостиница «Лондонская». Здание построено по проекту
архитектора Ф. Боффо в 1826 – 1829 годах. Здание принадлежало князю Лопухину. В
50-е годы здание было перепрофилировано под гостиницу.
На рубеже веков
гостиница перестраивается. Фасад гостиницы выполнен по проекту архитектора Ю.
Дмитренко, автора памятника Екатерине II на Екатерининской площади в Одессе. Гостиница была роскошно обставлена по образцу лучших европейских
отелей, имея все новейшие приспособления и удобства. Гостиница имела 60 номеров
ценою от 2 р. 50 коп. до 30 руб. в сутки. В гостинице останавливались многие известные
лица: Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ» (этой книгой все зачитывались
в детстве), танцовщица Айседора Дункан, актриса Сара Бернар, писатели Антон
Чехов, Максим Горький, Валентин Катаев, Константин Паустовский… В наши дни –
Монсерат Кабалье и другие лица.
Напротив гостиницы археологами обнаружены остатки греческого поселения V – III
веков до нашей эры. Это фундамент дома, ритуальные ямы с останками животных,
которых приносили в жертву. Остатки фундамента помещены под стеклянный колпак,
возле которого постоянно находится публика, желающая посмотреть на древности.
Мы подошли к зданию Горсовета. В прошлом – это здание биржи,
где осуществлялись операции купли-продажи, затем здесь заседала Городская дума.
Здание было построено в 1834 году по проекту арх. Торичелли. Впоследствии в
проект здания были внесены изменения арх. Ф. Моранди.
Слева и справа в нишах здания установлены скульптуры Цереры (богини плодородия
и земледелия) и Меркурия (покровителя купцов и путешественников). Скульптуры
выполнены одесским скульптором Луиджи Иорини.
Над колоннадой, символизируя
вечность времени, расположились две женские фигуры – День и Ночь. Часы каждый
час играют мелодию из оперетты И. Дунаевского «Белая акация». Эти часы были
сделаны в 1886 году в Лондоне фирмой "Смит и сыновья" по специальному заказу городской Думы. Диаметр циферблата часов - 2 метра, масса 1500 кг, масса цифры около 5 кг, гиря часов весит 33 кг. Во время войны, при пожаре в здании, часть часов рухнула вниз и только в 1946 году их восстановили. Часы заводятся ключом, похожим на заводную рукоятку автомобиля, только массивнее.
Таким было здание в годы войны.
Так выглядит здание горсовета ночью в наши дни
Перед зданием Горсовета находится памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину,
сооруженный в 1888 году (архитектор П. Васильев, скульптор Ж. Полонская). Фамилия Жозефины Полонской выгравирована с обратной стороны памятника на мантии бюста А.С. Пушкина.
Памятник был сооружен местным Славянским обществом на собранные по подписке деньги, при значительном пожертвовании со стороны Городского общественного управления.
Бюст поэта установлен на пьедестале, основанием которого служит фонтан. К углам средней части пьедестала прикреплены бронзовые изображения дельфинов. Из пастей дельфинов бьют небольшие струи воды, стекающие в чугунные вазы. Из ваз вода стекает в гранитный бассейн у основания памятника. На стороне памятника, обращенной к бульвару, надпись: "А.С. Пушкину - граждане Одессы". С обратной стороны: "Сооружен в 1888 году".
Памятник был заложен в 1887 году к 50-летию со дня смерти поэта. Памятник был вторым в России
после памятника, установленного в Москве. По портретному сходству этот памятник
считается одним из лучших.
Перед зданием Городской думы в 1904 году была установлена на пьедестале
250-пудовая чугунная пушка, жерло которой направлено в сторону моря. Это
событие было приурочено к 50-летию крымской войны 1853 – 1856 годов. Эта пушка
с английского фрегата «Тигр», который в составе англо-французской эскадры
принимал участие в бомбардировке Одессы в 1854 году и затонул, получив пробоины
от огня береговых батарей. Впоследствии водолазами со дна были подняты 11 пушек
затонувшего фрегата, одна из которых и напоминает о героизме защитников города.
А кресло из каюты капитана этого фрегата в настоящее время находится в одесском
краеведческом музее.
А такой вид открывался в начале прошлого века от здания думы на море, на то место, где ныне находится морской вокзал.
Вот и завершилась наша небольшая прогулка по Приморскому
бульвару. На память о прогулке можно и сфотографироваться вместе с экзотическим запорожцем на верхних ступенях Потемкинской лестницы.
А это будущее Одессы, с любопытством всматривающееся в день сегодняшний...
Ю.
Парамонов
Источники:
Г. Москвич. «Иллюстрированный
практический путеводитель по Одессе», 1914 г.
Я. Майстровой «Улицы Одессы»
А. Дроздовский. «Одесса на старых
открытках»
В.Р. Файтельберг-Бланк. Т.Н.
Колесниченко. «Серебряный век Южной Пальмиры» часть ІІ
Приморский бульвар 10 ( на данный момент) был под номер 19 в 1819 году , когда в Одессу приехал Федор Павлович Родоканаки - банкир , меценат, глава греческой общины , а в целом российский купец греческого происхождения. Именно в этом году он приобрел участок по данному адресу ( разница в нумерации из за перестройки бульвара ) и открыл там банк "Родоканаки и Ко". Сейчас никакие детали не упоминают этого факта на самом здании.
Уважаемый Юрий Александрович! Нельзя ли попросить Вас о такой любезности-потратить часть Вашего драгоценнейшего времени для проведения настоящей, "живой" экскурсии по Приморскому Бульвару в один из летних дней этого года? Именно по Приморскому, о большем не смею и мечтать... Заранее благодарна, давняя и страстная поклонница Вашего сайта. А если нет, то просто извините за беспокойство. Остаюсь преданной Вам и Вашему городу))))
Ответ: Экскурсию можно совершить в любое время года, в любое время суток и по любому маршруту...