Пятница, 19.04.2024, 08:09

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

1885 год. Зима. Одесса. Часть І

Зима с 1884 на 1885 год в Одессе выдалась суровой. Оттепели в те годы были редкими. На новый год выпал снег.

В городском саду начал работу ледяной каток для публики. Во время катания с 13 до 19 часов ежедневно играл оркестр военной музыки под управлением Г. Гофмана. Ледяной каток появился и в саду Форкатти внизу Приморского бульвара. На катке прошли состязания конькобежцев на призы. За первое место победитель получал - серебряный позолоченный кубок, за второе - мельхиоровую пепельницу, за третье - мельхиоровую чернильницу. Дистанция состояла из шести кругов вокруг катка. Первый приз заслужил вольноопределяющийся люблинского полка Соловьев, второй приз завоевал Стронский, третий – Джонсон. Победитель пробежал шесть кругов за 1 минуту 59 секунд.

К середине января одесский рейд покрылся толстым слоем льда. Так примерно выглядел одесский рейд в 1885 году, хотя приведенная фотография сделана зимой 1890-1891 года.

Фото с  этого сайта

Но навигация не прерывалась. Хотя при тяжелой ледовой обстановке корабли с отправкой задерживались. В начале января на рейд из плавания на Дальний Восток прибыл пароход «Нижний Новгород». Он остановился в нескольких сотнях метров от причала, т.к. лед не дал возможности подойти к причалу. Лед был настолько прочным, что по нему осуществлялась конная езда. «Нижний Новгород» вышел из Одессы на Дальний Восток в августе 1884 года с партией ссыльнокаторжных. 21 октября 1884 года пароход прибыл на Сахалин. В ноябре 1884 года пароход отправился в обратный путь в Одессу.  

Ледовая обстановка внушала опасение руководству порта. 19 января собралась комиссия, где рассматривался вопрос об устройстве искусственного канала для пропуска судов к причалам. Капитану карантинного порта Владимиру Платоновичу Перелешину и начальнику минной части полковнику Афанасьеву было предписано дать свои соображения об устройстве канала путем пропила льда или взрывным способом. Даны были соображения и об устройстве ледокола. Как видим, заранее никто не беспокоился, и морозы наступили внезапно. Но к постройке каналов никто не приступил, т.к. вскоре наступила оттепель и ледовая обстановка улучшилась.

Владимир Платонович Перелешин

Уже в начале февраля у Платоновского мола отшвартовалось парусное судно балтийского русского флота «Феодор», прибывшее из Риги. Судно прибыло с грузом в 800 мест телеграфной проволоки, 2000 мест гвоздей и 16 бочек заклепок железных обручей для торговой фирмы Трестера, 187 мест картона и 230 мест пробковых обрезков для фирмы Энгеля. Сразу же началась разгрузка судна.

Вслед за «Феодором» из Константинополя прибыл пароход «Трувор» с пассажирами и грузом, состоящим из 103 бочонков маслин, 183 бочонков деревянного масла, 43 бочонков коринки. Кроме того, 35 бочонков и ящиков разной зелени и 8 кип бумажных обрезков. В Карантинную гавань также зашли три английских парохода, на одном из которых были бакалейные и колониальные товары для конторы одесского купца Гугона Семеновича Супичича. Кроме перечисленных пароходов, в Карантинной гавани стояло еще 26 пароходов, т.к. лед, встречающийся местами, препятствовал свободному судоходству.

С наступлением холодов торговцы углем сразу подняли цены. До морозов пуд угля стоил 18 коп., а с морозами поднялся до 30 коп. Бывший городской голова Н.А. Новосельский  занялся вопросом поставки в Одессу каменного угля с Кавказа и устройством пароходного сообщения между Одессой Поти и Батуми. 

Подорожала соль от 1 до 2 коп. за пуд. Это объяснялось тем, что были затруднения в ее подвозе из Геническа, Керчи, Евпатории, Арбатской стрелки. Что характерно, всегда находились объяснения подорожанию, как и в наши дни (вырос доллар, вырос в цене газ и т.п.)

С холодами здания полицейских участков обследовал полицмейстер города. Было отмечено неудовлетворительное состояние зданий полицейских участков. Прежде всего, низкая температура в помещениях (13 градусов тепла), по причине неисправности печей.

Страдали от холодов неимущие слои населения. Страдали бездомные работники порта. Ночлежные приюты не могли принять всех желающих, поэтому было решено предоставлять арестные камеры в качестве приютов для бездомных.

В ночь на 3 января около дома Островского по Ямской улице (ныне улица Новосельского) был найден замерзшим в сидячем положении ночной сторож Федор Андреев.

Со снегом извозчики перешли на сани. Но на многих санях отсутствовали номера. С этим «злом» боролась полиция.

Конка (конный трамвай), осуществлявшая перевозку пассажиров с 1880 года, перешла на зимние вагоны, хотя по Неженской линии продолжали ходить летние вагоны, в которых пассажиры страдали от холода и неоднократно обращались к властям с требованием принять меры к перевозчику - Бельгийской компании конных железных дорог. Выпавший снег затруднял движение конки. Полиция запретила посыпать рельсы солью (?). На линиях с подъемами в вагоны пришлось запрягать по тройке, а то и по четверке лошадей, с помощью которых вагоны все равно еле двигались.

Что осталось неизменным, так это преступления, количество которых с наступлением холодов незначительно уменьшилось. Грабежи, кражи, мошенничество процветали.

Вот некоторые из них, освещенные в печати.

На углу Госпитальной улицы и Глухого переулка, на заре, на мещанина с фамилией Мазепа, шедшего в пекарню за хлебом, напали три человека. Требовали от него деньги. Денег не оказалось, тогда с него сняли пальто и отобрали мешки, в которые Мазепа собирался положить хлеб. Все это произошло поблизости от поста городового, стоявшего на углу этих улиц.

В квартиру Гречухина, квартировавшего в доме Черепенникова на Екатерининской улице, вошла неизвестная женщина и, взяв со стола самовар, намеревалась скрыться. Это заметила служанка и задержала воровку с помощью дворника. Но оказалось, что воровкой была не женщина, а переодетый в женское платье мужчина. Пока все приходили в себя от изумления, вор успел скрыться.

С телеги, проезжавшей по Еврейской улице, злоумышленники сняли бочонок, в котором было пять ведер водки. На улице Московской, на Пересыпи, с повозки стащили на ходу пятипудовый мешок с мукой. Это, конечно, лихо.

Около полуночи на приказчика, проходившего по Прохоровской площади, напали пять злоумышленников, но приказчик оказался шустрым и смог от них убежать.

Около 10 часов вечера на Гофмана, проходившего по Греческому базару (ныне Греческая площадь), напали 6 человек. Сильным ударом в грудь его свалили на землю. Но Гофман стал отчаянно защищаться и звать на помощь. Подоспели городовые и задержали одного из нападавших.

Как известно, все краденые вещи, как правило, сбывались перекупщикам. В январе месяце помощник пристава Бульварного участка Антон Степанович Чебанов (позже стал приставом) и околоточный надзиратель Дрелиховский в квартире Шулипского на Садиковской улице в два часа ночи провели обыск и обнаружили целый склад краденых вещей на сумму в несколько тысяч рублей. Были обнаружены золотые кольца с бриллиантами, шелковые платья, шубы, золотые часы и даже костюмы наездниц и клоунов из цирка Саламонского. Хозяин квартиры Шулипский 23 лет был арестован.

Среди пассажиров конки «работали» карманники, среди которых попадались и женщины.

Похищались породистые щенки. Так, из дома Посохова на Екатерининской улице был похищен 4-х месячный щенок датской породы, о чем было дано объявление в газету. Объявление

В суде в закрытом режиме рассматривалось дело по обвинению Повзнера, Гринберга и других в насильственном уводе (?!) жены от мужа.

Еще одно курьезное разбирательство было в суде. Женатый мужчина сошелся с женщиной и приобрел ей вид на жительство. Обвенчался с ней и отправился с ней в Турцию. В г. Солоники мужчина уговорил свою жену поступить в дом терпимости и жить на ее средства, что и было сделано. Со временем женщина заболела и была перевезена в Одессу на излечение. По излечении женщина пришла к мужчине, но он уже сошелся с женой и выгнал сожительницу. Она подала в суд. Суд оправдал женщину по факту проживания по чужому виду на жительство, а мужчину приговорил к 3 месяцам тюрьмы.

Преступления совершали не только гражданские лица, но и военные, находившиеся на службе или в запасе. Так, рядовой запаса армии Николай Нехороший, кузнец, находясь в нетрезвом состоянии, сильно избил 12 летнюю девочку, находившуюся у него в услужении. Дело было рассмотрено в суде. Присяжные признали, что побои были нанесены в состоянии невменяемости и оправдали Николая Нехорошего.

На этом с преступлениями покончим.

Какова была смертность в те годы в Одессе?

Так, с 6 по 12 января в Одессе умерли 133 человека: 82 мужчины и 51 женщина. В детском возрасте умерло: от оспы 6, от кори – 3, дифтерии – 6, от горячки – 1, от воспаления легких 4 и от поноса 2, мертворожденных 6. Среди взрослых: от дизентерии 1, от родов 2, от воспаления легких 4, от поноса 1, от чахотки 17, от угара 1, 1 мальчик утонул, от попадания под вагон 1, один убит, от перелома костей черепа при падении 1.

Как видим, статистика смертности весьма разнообразна.

Людей лечило несколько больниц, работали лечебницы. Чем занималась одна из лечебниц приведено на этой рекламе.
 

Больных принимали доктора, ведущие частную практику

и акушерки.

Кроме того, любого доктора в любое время дня и ночи можно было вызвать к больному. Не по телефону, конечно, а путем личного обращения. Эти обращения закладывали мину замедленного действия. Зимой это привело к обострению отношений между врачами и публикой. Недовольны были, как врачи, так и публика. Бывало, что врачи отказывались посещать пациента в 3-4 часа ночи, отказывались даром посещать больного или получали от пациента низкий гонорар. В то же время и положение врачей зачастую желало лучшего. Посещение заразных больных, чумных бараков угрожало здоровью врача. Часто врачи не имели достаточного капитала, чтобы в случае его болезни семья не впала в нищету. Врачей грабили. Так, одного врача в 12 часов ночи неизвестные лица пригласили к больному и по дороге ограбили его. 

Было решено этот вопрос взаимоотношений обсудить на комиссии.

Уйдем от печального. Что хорошего было в городе? Прежде всего, отметим, что в городе широко шла торговля разнообразным товаром.

Разнообразные часы предлагал Исаак Яковлевич Кохрихт, в будущем купец первой гильдии.

Кроме него часами торгует ювелир Свенцицкий, торговля идет в Московском магазине на углу Троицкой и Преображенской в доме №49.

В театральном переулке в доме Боффо, №5 предлагал туркменские и персидские ковры М. Муратов. Всевозможные шляпы и шапки по улице Преображенской в доме рядом с полицией продавал Карл Мартен.

В магазине А. Бродского на углу улиц Почтовой и Александровского проспекта можно было приобрести мануфактурные товары. Предлагался их широкий ассортимент, начиная от материи и кончая бельем и кружевами. Принимались заказы на пошив костюмов и дамских туалетов. 

Слесарная мастерская М. Шлосса, располагавшаяся на углу улиц Преображенской и Базарной в доме Николенко, против немецкой бани предлагала железные кровати, умывальники, садовые столики. Принимались заказы на слесарные работы. 

Перечислять магазины, в которых продавались разные товары можно долго. Их в городе было много.

А что предлагалось для желудка? Для удовлетворения потребностей в пище в городе работали рестораны, трактиры, съестные лавки и другие заведения «общественного» питания. Вот некоторые из них.

В лавке №71 А. Дамаско в доме Маюрова на Греческом базаре предлагалась домашняя солонина из первого сорта мяса, соленая 15 коп. фунт, копченая 20 коп. фунт и разные языки.

Кефирное заведение Розалии Фишман, удостоенное медали Министерства финансов за очень хороший кефир, в Пале Рояле предлагало ежедневно свежий кефир и грибки для его изготовления.

В том же Пале Рояле в Крымской молочной можно было отведать ежедневно в любое время дня блины со сметаной, приготовленные на свежем масле, по 15 коп. порция, вход в молочную был с Екатерининской улицы.

«Польско-американская молочная и хозяйственный обед» П. Войцицкой, располагавшаяся на углу улиц Почтовой и Ришельевской в доме Диалегмено, по четвергам и воскресеньям предлагала рубцы по-варшавски. Блюдо готовилось из говяжьей требухи. Это было жидкое блюдо, и в холодное время года у населения пользовалось большой популярностью. У поляков блюдо именовалось «фляки по-варшавски». Блюдо готовилось из говяжьего (реже телячьего) рубца с добавлением кореньев, овощей, костей и приправ. 

Блюдо было дешево, т.к. в зимнее время шел массовый забой скота, нагулявшего за лето на вольных пастбищах товарный вид. Только в декабре на скотопригонном дворе было забито 7337 голов крупного рогатого скота и 3807 мелкого.

А что с пищей духовной?

В 1884 году было начато строительство театра оперы и балета по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.

 

                  Фердинанд Фельнер                         Герман Гельмер 

Театр строился на месте старого театра, сгоревшего на новый 1873 год. Зимой 1885 года заседала театральная комиссия. На ее заседаниях было рассмотрено два вопроса. По первому вопросу были рассмотрены образцы плит и штучного камня для строительства театра. Образцы были одобрены и переданы за печатью управы и предпринимателя в строительное отделение.  

По второму вопросу рассматривались образцы камней для наружного украшения балюстрад и колонн. Были представлены образцы камней из каменоломен Николаева, Аккермана и из двух каменоломен южной Франции. Для окончательного решения по выбору камней образцы были отправлены архитектору Фельнеру в Вену. Им было принято решение использовать камень из марсельских каменоломен. Комиссия решила запросить сведения из Марселя - какой образец из представленных камней менее подвержен выветриванию. По получении сведений из Марселя предполагалось принять окончательное решение.  

Отсутствие городского театра не препятствовало широкой театральной деятельности. А пока театр строился, разного рода спектакли проводились в других театральных залах. Это были Русский театр и Мариинский. В русском театре шли спектакли и оперы, а в Мариинском театре – оперетты. Устраивались любительские спектакли в биржевой зале и других местах, позволявших принимать зрителей. Работал цирк Альберта Саламонского.

Фото отсюда

Цирк представлял собой огромное каменное здание на 4 тысячи зрителей, отапливался паром, идущим по трубам, которые были проведены по всему строению. В 1889 году здание цирка было разобрано и на его месте построено нынешнее здание цирка на улице Коблевской.

Кроме перечисленного, устраивались благотворительные вечера с широким привлечением профессиональных артистов и любителей. Проводились бенефисы.

10 января в Русском театре состоялся прощальный спектакль В.Н. Андреева-Бурлака. Театр был переполнен. Публика до часа ночи не расходилась и все вызывала талантливого артиста.

Василий Николаевич Андреев-Бурлак (настоящая фамилия Андреев) - русский актёр, чтец и писатель. Он родился 1 января 1843 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск) в дворянской семье. По окончании гимназии учился в Казанском университете, но полного курса так и не закончил. В начале своей творческой карьеры участвовал в любительских спектаклях. Несколько лет водил пароходы по Волге, что впоследствии нашло своё отражение в его литературном творчестве. В 1868 году становится профессиональным актёром. В 1880 году по инициативе В.Н. Андреева-Бурлака был открыт первый московский драматический театр («Пушкинский театр»), в 1883 году создаёт Русский драматический театр. В том же году вместе с актёром М. И. Писаревым организует «Первое товарищество русских актёров» (иначе «товарищество артистов Пушкинского театра»). Много ездил с гастролями по России. В.Н. Андреев-Бурлак начинал как комический актёр, затем играл и в драмах. Большую известность имел также как художественный чтец прозаических произведений. Наряду с замечательным актёрским талантом отличался склонностью к алкоголизму. Василий Николаевич Андреев-Бурлак скончался 10 мая 1888 года в городе Казани.

В различных спектаклях вместе с Андреевым-Бурлаком участвует молодая актриса Глама-Мещерская.

Глама-Мещерская (настоящая фамилия - Барышева), Александра Яковлевна (1859 - 1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В. Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 году дебютировала в Александринском театре, но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию. Играла в Киеве, Житомире, Вильно и других городах. Роли: Офелия; Мария («Материнское благословение» Деннери), Фадетта («Сверчок домашнего очага» Бирх-Пфейфера). В 1880 году вступила в труппу Пушкинского театра (театр Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение наряду с М.И. Писаревым (её будущим мужем, бывшим женатым на актрисе Стрепетовой), П.А. Стрепетовой, В.Н. Андреевым-Бурлаком, А.И. Южиным, В.П. Далматовым и др. После закрытия Пушкинского театра работала в Москве в театре Лентовского («Скоморох») и театре Корша, а затем вновь в Киеве в театре Соловцова. «Артистка большого интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою роль и детально её прорабатывать» (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами искусства Гламы-Мещерской были простота и искренность. Вела переписку с А.П. Чеховым. В 1889 году от А.П. Чехова получила письмо и его фотографию.

9 ноября 1889 г. Москва.

Многоуважаемая Александра Яковлевна!

Простите, что я до сих пор не поблагодарил Вас за любезное письмо и за прекрасную фотографию. Виновен, но заслуживаю снисхождения. Во-первых, мне долго не высылали моих карточек из Петербурга, и, во-вторых, я собирался нанести Вам визит и вручить свою фотографию собственноручно. Погода безнравственна и обещает быть таковою еще долгое время, а медицина не пускает меня из дому в дурную погоду. Посему визит отлагаю до ясных дней, а карточку посылаю теперь и прошу Вас бросить ее под стол, так как она в миллион раз хуже Вашей.

А какой у Вас чудесный почерк! Если по почерку судить о характере, то Вы должны быть мужественны, смелы и великодушны; последнее дает мне право рассчитывать, что Вы уже не сердитесь и простили искренно Вас уважающего и душевно преданного моветона

А. Чехова.

С 1895 года по болезни оставила сцену и до 1927 года занималась педагогической деятельностью. В 1919-1926 гг. преподавала в Ленинградском институте экранного искусства. Последние годы жизни провела в ленинградском Доме ветеранов сцены. Работала над книгой «Воспоминаний», которая вышла в 1937 году. Умерла в 1943 году в блокадном Ленинграде. Похоронена на Серафимовском кладбище.

В том же Русском театре состоялся бенефис артистки малорусской труппы А.П. Затыркевич.

 

Шла комедия Старицкого «За двома зайцами», где она исполняла роль Лымарихи. В спектакле также принимали участие Заньковецкая (Проня), Кропивницкий, Садонский и другие.

Анна Петровна Затыркевич-Карпинская (1856-1921) - актриса, из помещичьей семьи Полтавской губернии, по мужу Карпинская-Кравцова. Воспитывалась в киевском Институте благородных девиц; на сцене появилась в 1883 году, сначала в труппе М. Л. Кропивницкого, а затем М. П. Старицкого и др. Во многих городах России и в столицах имела выдающийся успех в ролях сварливых и бойких баб, комических старух и пр. В 1919-1921 годах - в Народном театре (Киев, ныне Украинский драматический театр им. Заньковецкой во Львове).

Мария Константиновна Заньковецкая (псевдоним, урожденная Адасовская, 23 июля (4 августа) 1854, Заньки - 4 октября 1934, Киев) - украинская и советская актриса, Народная артистка УССР (1922).

Мария Заньковецкая родилась в деревне Заньки Неженского уезда Черниговской губернии (ныне Черниговская область) в семье Константина Константиновича Адасовского, обедневшего помещика и судьи. Окончила женскую гимназию в Чернигове. Уже с юных лет Мария Заньковецкая выступала в любительских концертах. В 1882 году состоялся её дебют на профессиональной сцене - в опере «Наталка Полтавка», в Елисаветграде. Красивый голос Марии Константиновны (меццо-сопрано) способствовал её успеху на сцене. Служила в крупнейших украинских труппах под руководством М.Л. Кропивницкого, М.П. Старицкого, Н.К. Садовского, П.К. Саксаганского, И.К. Карпенко-Карого и других. В 1907 году вместе с Садовским организовала первый профессиональный стационарный украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала вместе с Саксаганским в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой во Львове).

Расцвет таланта Заньковецкой относится ко времени её пребывания в богатой яркими дарованиями труппе М. Л. Кропивницкого и позже в труппе Н. К. Садовского. Критика высоко ценила артистическое дарование Заньковецкой, которая не только воплотила национальные образы, но и возвысилась до общечеловеческих типов. Гастроли же в Москве и Санкт-Петербурге создали ей большую известность. В 1906 году Мария Заньковецкая участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве, в 1918-м - Народного театра в Киеве (ныне Украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой во Львове).

Заньковецкая играла самые разнообразные роли, и весёлые, вроде Приськи («По ревизии»), и глубоко-драматические - в пьесах «Наймычка», «Пока солнце взойдёт, роса очи выест», «Не так склалося, як жадалося» и др. Особенно ей удавались роли беззаветно любящих и кротких молодых женщин. В Петербурге Заньковецкая с успехом выступала и в русской пьесе А. С. Суворина «Татьяна Репина». Ее изображали на почтовых открытках.

Признавая её сценические заслуги, в июне 1918 гетман Скоропадский утвердил принятое Советом министров постановление о назначении ей пожизненной государственной пенсии. Умерла 4 октября 1934 года, похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Марк Лукич Кропивницкий (7 мая 1840 - 21 апреля 1910) - украинский театральный деятель, актёр, режиссер, певец, драматург, прославившийся как один из ярчайших знатоков и выразителей жизни украинского села.

Марк Кропивницкий родился 22 мая (10 мая) 1840 года в Херсонской губернии в селе Бежбайраки (ныне село Кропивницкое, Кировоградская область, Украина) в семье управляющего имением помещика. В 1856 году окончил Бобринецкое уездное училище. В 1861-1871 годах служил в уездном суде канцеляристом. Недолго учился на юридическом факультете Киевского университета.

В 1882 году в Елисаветграде (теперь - Кропивницкий) составил собственную труппу, более известную как театр корифеев. В состав этой труппы вошли Мария Заньковецкая, Анна Затыркевич, Николай Садовский (Тобилевич). Позже к ней присоединились Мария Садовская-Барилотти (Тобилевич), Панас Саксаганский (Тобилевич), Иван Карпенко-Карый (Тобилевич) и некоторые другие .Во время гастролей в Петербурге зимой 1886-1887 гг. своим невиданным успехом труппа Кропивницкого затмила Александринский и Мариинский императорские театры, а также гастролировавшие в это время в северной столице труппы из Германии, Италии и Франции. В игре украинских актеров искушенную петербургскую публику привлекали, с одной стороны, высочайшее индивидуальное мастерство исполнителей, а с другой - филигранный актерский ансамбль, чего ценители искусства не видели на русской сцене со времен Михаила Щепкина. Выступления украинских актеров 4 ноября 1887 года посетил Александр III, для которого были сыграны два спектакля за пьесами Т. Шевченко («Назар Стодоля») и М. Старицкого («Если колбаса и чарка, то пройдет и ссора»). 25 января того же 1887 года украинские актеры еще раз выступили в присутствии царской семьи, но теперь уже на сцене знаменитого Мариинского театра, где до этого не играла ни одна провинциальная труппа. Исключение для труппы Кропивницкого сделал лично император. В этот день украинские корифеи играли «Наталку Полтавку» И. Котляревского и один из водевилей А. Велисовского. Петербуржская аристократия во главе с Александром ІІІ стоя аплодировала украинским актерам. Не меньшей популярностью пользовался Кропивницкий и его собратья по сцене также в Москве и других городах России. Примечательно, что после окончания гастролей в Петербурге, которые длились три месяца, директор императорских театров г. Погожев сделал предложение М.Кропивницкому и М. Заньковецкой на очень выгодных для них условиях перейти служить на сцену Александринского театра. Но знаменитые актеры, хорошо понимая, что такое их решение нанесет непоправимый урон еще не окрепшему родному украинскому театру, отказались. Впоследствии на основе театрального коллектива «батька украинского театра» (так уважительно драматурга называли современники) образовалось несколько самостоятельных трупп.

Кропивницкий позировал в качестве модели для образа одного из казаков к картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Свои драматические произведения Кропивницкий писал на украинском языке. Сборник драм Кропивницкого - «Дай серцю волю - заведе в неволю», «Глитай», «Невольник» и «Помирились» - вышел в Киеве в 1882 году; во 2-е издание (Харьков, 1885) вошли ещё и «Пошились у дурнi» и «Лихо не кожнему лихо». Позднее вышли «Доки сонце зiйде - роса очi виїсть» и водевиль «По ревiзiї». Этот водевиль пользовался в то время большой известностью.

Произведения Кропивницкого отличаются знанием народной жизни, сценичностью и хорошим украинским языком. В 1911 году вышло 4-е издание сочинений Кропивницкого: «Збiрника творiв», из девяти пьес. Всего Марк Кропивницкий написал около 40 пьес.

Ещё большее значение имеет Кропивницкий как артист. Умер Марк Лукич Кропивницкий 8 (21) апреля 1910 года по дороге из Одессы, где был на гастролях. Похоронен в Харькове.

3 апреля 1914 года на городском кладбище в Харькове был открыт памятник Кропивницкому (скульптор Ф. Балавенский). На гранитной глыбе помещён бронзовый бюст Кропивницкого.

Имя Марка Кропивницкого присвоено Кировоградскому академическому областному украинскому музыкально-драматическому театру, Центральной библиотеке Николаева. Его именем названы улицы в Киеве, Харькове, Кропивницком (бывшем Кировограде) и некоторых других населенных пунктах Украины. В честь основателя знаменитого театра корифеев переименовано село, в котором он родился. 14 июля 2016 года Кировоград был переименован в Кропивницкий.

На этом пока остановимся, но окончание будет.

 

Ю. Парамонов

 

Источники:

Газета «Одесские новости» за декабрь 1884 и январь, февраль 1885 года
Википедия
Сайт 1
Сайт 2

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (07.08.2018)
Просмотров: 1437 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]