Пятница, 26.05.2017, 04:30

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Бунина улица. От улицы Польской до Пушкинской
Начнем осмотр от дома 11. Угол Польской улицы. Небольшой дом в два этажа. Это дом Балихова. Построен в 1881 году по проекту архитектора А.Э. Шейнса.

С конца позапрошлого века и до начала 10-х годов прошлого века домом владеет Адольф Вейсман. Надо отметить, что Адольф Вейсман занимался разноплановой деятельностью. Возглавлял Акционерное общество Адольф Вейсман и Ко, занимавшееся устройством электрического освещения и другими вещами, связанными с электричеством,

он же представлял акционерное общество «Артур Коппель», занимавшееся паровыми машинами, котлами, рельсами, вагонетками, паровозами для узкоколейных дорог и другими изделиями.

Кроме того, Адольф Вейсман занимался мельничными, сельскохозяйственными машинами и принадлежностями к ним.

Он же держал склад бумажной фабрики «Ключе».
В начале прошлого века по этому адресу находится Одесское отделение Лодзинского купеческого банка. Управляющий С.Я. Барцинский.
К 1914 году указанным домом владеет Зигмунд Нафталевич Коган.
В 10-е годы прошлого века по этому адресу проживал купец 2-й гильдии Христиан Иванович Шлегель, Фишер и Фельджер занимались реализацией кроватей.
В доме размещалась и частная женская гимназия Б.М. Фельдман, урожденной Рашкович. Эта гимназия была открыта в 1892 году. В 1895 году преобразована в училище 1 разряда, а в 1906 году – в частную женскую гимназию. К 1914 году гимназия обучала детей в приготовительном классе 1 год, 7 лет – в основных классах и 1 год в дополнительном, где готовили домашних учительниц.
Преподавателями гимназии в 10-х годах прошлого века были: Ф.К. Булатович, Е. Дикер, Ш. Крук, Г. Блиер, В.И. Подлесный, Г. Лиссер, Г.Б. Фукс, З. Гольденштейн, С. Корсаюций, Р. Айнгорн, Е. Гительман.
В 20-е годы прошлого века в доме открыта государственная аптека №18.
В наши дни это жилой дом с административными помещениями, в частности, кафе «Шерлок», стилизованное под старинное английское питейное заведение.
 
Дом 12. Угол Польской улицы. Величественное здание Одесского частного ломбарда. Памятник архитектуры. Построено в 1904-1905 году по проекту архитектора В.И. Прохаска.


Одесский частный ломбард был открыт в 1886 году. Первоначально ломбард арендовал дом Сикарда, который находился на этом месте, а в 1889 году этот дом был полностью выкуплен у хозяина.

От начала создания ломбарда его председателем правления был Болеслав Альбертович Ришави, а директором-распорядителем - городской аукционист Владимир Викентьевич Кирхнер.

Владимир Кирхнер, кроме того, совместно со своим братом Леонидом занимался издательским делом. Их плод – еженедельная общественно-политическая и литературная газета «Пчелка». Впоследствии Владимир все издательское дело передал Леониду. В 1906 году брат Леонид был убит на улице Пушкинской у дома №4. Убийца - Израиль Покатилов, 26 лет, уманский мещанин, иудей, проживавший в доме № 8 по Госпитальной улице. Преступник заявил, что убил Кирхнера за неудовлетворение предъявленных тому требований бастовавших рабочих типографии.
Но вернемся к Владимиру Кирхнеру. С отъездом Б.А. Ришави в 1891 году в Киев Владимир Кирхнер стал председателем правления Одесского частного ломбарда и пробыл в этой должности до революции.
В 1893 году в состав правления ломбарда, кроме председателя правления В. Кирхнера, входили: крупный землевладелец Николай Антонович Гофман; отставной поручик Алексей Александрович Шостак. К 1899 году ломбард имел, кроме главной конторы еще 5 отделений на разных улицах города.

К середине нулевых годов прошлого века имелось семь отделений ломбарда, четыре из них общего назначения - на Тираспольской, 26; Ришельевской, 62; Преображенской, 16; Степовой, 44; и три специализированных - на Успенской, 22, с просторными складами для хранения мебели; на Михайловской, 29, где можно было заложить автомобиль, экипаж, велосипед, ножную швейную машину и другие громоздкие вещи, а на Дерибасовской, 14, принимали в заклад золото, серебро, драгоценные камни и часы. Отделение ломбарда на Дерибасовской работало до позднего вечера.
Помимо ссуд под залог вещей принимались для продажи от частных лиц: мебель, картины, зеркала, ковры, бронза и прочие вещи. Сдающим вещи на продажу выдавались авансы с платой 9% годовых. За хранение вещей в магазине ломбарда взималась плата 1/2% с продажной цены, 1/10% за страховку. За хранение вещей без выдачи ссуд: по общим вещам от 1/2% до 1% в месяц, а по драгоценным мехам по особой таксе. Квитанции на закладываемые вещи выдавались как безыменные, так и именные.
Не стесненные в средствах жители города часто пользовались услугой ломбарда и сдавали туда различные вещи только на хранение, например, при отъезде в командировку или отъезде на лето на дачу, в отделениях ломбарда вещи благополучно хранились до возвращения хозяев.
Все невыкупленные вещи по определенным дням недели продавались с аукциона в главной конторе ломбарда: драгоценности - по понедельникам, мебель - по средам, меха и одежду - по четвергам, велосипеды - по пятницам…
Кроме ломбарда по этому адресу в 1914 году торговлю вином ведет Е. Заболотный.
С победой Октябрьской революции Одесский частный ломбард прекратил свое существование. В здании в 20-е годы прошлого века разместилось Одесское губернское объединение швейной промышленности, директор-распорядитель Г.А. Литвак, зам. С.С. Ильинский, секретарь П.И. Черников. Здесь же фабрика платьев и белья. Позднее в этом здании на протяжении многих лет размещалось швейное объединение имени В. Воровского.

В наши дни в здании размещаются различные административные и развлекательные заведения.
 
Дом 13. Дом А. Гавриленко. Дом постройки второй половины позапрошлого века. В 1891 году произведена надстройка по проекту архитектора И.Ф. Яценко.

С 1899 года домом владеет С. Альтдорфер, с 1902 по 1907 год -  Ю. Альтдорфер; с 1908 года – М.Я. Альтдорфер; с 1914 года – Владимир Степанович Альтдорфер; управляющий Э. Максимович.
Сохранившиеся ажурные ворота ведут во внутренний двор.

В 90-е годы позапрошлого века по этому адресу проживает помощник начальника ремонта Одесского участка Одесского отделения общества юго-западных железных дорог инженер Максим Рудольфович Сундерлянд.
По этому адресу долгое время находился склад бумаг Юлиана Шраера.

Юлиан Шраер, кроме того, занимался продажей автомобилей, шин фирмы «Континенталь»,  гвоздей, кроватей общества «М. Вещицкий».
Здесь же находилось Товарищество по производству и продаже земледельческих машин В. Агрикола, Финкельштейн и Клубис; акционерное общество Ф.Г. Лендерс. Операции с зерном и продажей зеркал занимался купец 2-й гильдии Ю.А-М. Тетельман. А. Ткач занимается продажей пишущих машинок «Континенталь».

По этому адресу в разные годы проживали: врач Я. Гофман; купец О.С. Мизин; купец 2-й гильдии Михаил Абрамович Розенблат; член Одесского биржевого комитета Наум Григорьевич Рейберман; чиновник по особым поручениям Херсонско-Бессарабского управления земледелия и государственных имуществ Борис Карлович Леммерман.
В 20-е годы прошлого века в доме проживает И.Г. Гладков, член одесского горсовета.
В наши дни жилой дом с административными помещениями.
 
Дом 14. Угол Пушкинской улицы. Великолепное здание, напоминающее своей отделкой, лепными украшениями, вензелями, окнами, решетками что-то воздушно легкое, невесомое, похожее на огромный свадебный торт. Памятник архитектуры. Здание построено в 1898 - 1899 гг. по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса в стиле необарокко, и на то время являлась одной из самых роскошных гостиниц Одессы и была первой 4-х этажной гостиницей Одессы.
Как отмечали путеводители, в начале прошлого века гостиница имела 100 номеров ценою от 1 рубля 50 коп. до 15 рублей в сутки.


По некоторым данным название отеля позаимствовали у одноименной гостиницы в Австрии («Hotel Bristol», Вена), которая в те годы была любим местом отдыха одесской знати.
Здание гостиницы «Бристоль» было признано одним из лучших и самых благоустроенных в России на тот момент: удобства в каждом номере, телефоны, вышколенная прислуга - все к услугам гостей. При гостинице ресторан, зимний сад.



Владел гостиницей Н.Я. Юровский. С 1908 года гостиницей владеют его наследники; с  1910 года – наследники М.И. Синицына. С 1914 года владельцы гостиницы Северина Николаевна Павлова; Пелагея Николаевна Комарницкая; Анна Николаевна Антонова и пожизненное владение предоставлено Елене Евсеевне Синицыной. В 1916 году владелец Розенштейн.
В отеле останавливались иностранцы; богатые, состоятельные люди и представители творческой интеллигенции. Среди них – известный русский писатель И.А. Бунин и звезда немого кино – В. Холодная, писатели Анри  Барбюс, Теодор Драйзер и Джеймс Олдридж.
В доме, который прежде гостиницы стоял на этом месте, проживал гласный Одесской городской думы, попечитель Одесской еврейской богадельни купец Леон Исаакович Перельман. Уже при существовании гостиницы по этому адресу во дворе проживал провизор Александр Топель Эрд (Реклама), находилась аукционная камера, продажей автомобилей и электрическим освещением занимался А.А. Штейнер, в парикмахерской Ю. Блихевича можно было привести в порядок прическу. Здесь же находился склад коньячной продукции Сороковича.  
После революции «Бристоль» был закрыт, в 1920-1921 году здание пришло в упадок, а позже, в 1922-1925 годах часть шикарных номеров переоборудовали в кабинеты ответственных работников железной дороги.
Во времена НЭПа отель был возрожден и переименован в гостиницу «Красная». Под этим названием гостиница существует и поныне.
В 30-е годы прошлого века по этому адресу находится Техводбюро.
Огромной популярностью в Одессе пользовались ресторан «Красный» и бар гостиницы.  Стены этих заведений видели многих замечательных людей, как известных, так и неизвестных, деятелей советского кинематографа, артистов эстрады, цирка, капитанов дальнего и недальнего плавания, журналистов, литераторов, музыкантов. Например, Иссак Бабель любил в ресторане «Красной» угощать знакомых дам фирменным коктейлем. Ценил Красную и Зиновий Гердт, и Владимир Высоцкий.
Отель «Бристоль» (гостиница «Красная») вошёл в историю кинематографа как место действия многих кинолент, снимавшихся в Одессе.
Гостиница была изображена на многих почтовых открытках, конвертах и другой печатной продукции.

В наши дни, после капитального ремонта, гостиница вновь принимает гостей города.
 
Дом 15. Угол Пушкинской улицы. Здание построено в 1889 году по проекту архитектора А.О. Бернардацци инженером Г.Ф. Лонским. Это Дом купеческого сословия или купеческая биржа. Смотритель И. Соловьев. В наши дни здание имеет статус памятника архитектуры.

Вид улицы в сторону улицы Канатной. Вдали здание Сабанских казарм. Слева гостиница "Бристоль"
Путеводители так описывали здание.
В биржевой зал с Полицейской улицы ведет парадный ход «Лоджия» с мраморными лестницами. Зал для публики имеет 200 кв. саженей; этот зал рассчитан на случай балов и концертов на 2000 зрителей: высота его 7 саженей. Зал для купеческого собрания в 25 кв. саженей, рассчитан на 50 человек; высота его 6 саженей. Кроме того, в здании находятся: кабинет мануфактур и торговли, зал купеческой управы и канцелярия для биржевого комитета. Здание построено в флорентийском стиле. Мраморные колонны, мозаичные работы, цоколь из гранита и громадные окна делают его величественным и наиболее красивым – после здания Городского театра. В нижнем этаже помещается ресторан.


Путеводитель по Одессе 1948 года: «На плафоне здания красочная роспись, символизирующая торговлю и промышленность. Большой зал украшен панно, которое изображает различные этапы торговли. Все работы выполнены художником Каразиным. Плафоны, расписанные под цвет неба, мраморные лестницы, стены облицованные плитами, арки, скульптуры, балюстрады – все это оставляет яркое впечатление изумительного архитектурного сооружения».

Здание является одним из лучших творений архитектора А. Бернардацци за всю его многолетнюю карьеру. Оно напоминает Дворец дожей в Венеции. Искусно имитируя формы ренессанса флорентийской школы, архитектор выполнил перекрытие главного входа в форме небесного свода, украшенного знаками Зодиака.

Наружный декор исполнил М. Молинари, используя витражи и каррарский мрамор. Не менее удачна архитектура внутреннего дворика филармонии, заглянув в который, попадаешь в эпоху итальянского Возрождения.


Величественная беломраморная лестница ведет в зал. Его стены украшают картины кисти петербургского художника Каразина и флорентийского живописца Кассиоли со сценами торговли народов на разных этапах развития человечества. Деревянный потолок зала сделан без единого гвоздя из ливанского кедра, позолочен и расписан.
В 1900 году в парадном ходе «Лоджия» был установлен бюст А.О. Бернардаци, в честь 50-летия его работы в должности архитектура.

Л.О. Утесов в своей биографической повести «Спасибо, сердце!» так описывает здание биржи: «Есть в Одессе и место, где делаются … сделки, - биржа. Это одно из красивейших зданий в городе. Вот история этого здания, как рассказывают ее потомки лепетутников. В свое время экспортеры и банкиры при поддержке лепетутников выписали из Италии архитектора Бернардацци.
- Бернардацци! - сказали ему, - надо построить биржу, но зал должен быть такой, чтобы не было никакой акустики. Если два человека разговаривают между собой - чтоб рядом стоящий ничего не слышал. Так нужно для дела.
И Бернардацци построил зал без акустики. Теперь в этом зале сделали... филармонию».
Зал Биржи был модным местом для балов и концертов.
В 1908 году одесские газеты поместили заметку: «При торжественной обстановке сегодня начался всероссийский фехтовальный турнир, являющийся у нас в России первым опытом устройства подобных состязаний. Турнир происходит в роскошном здании одесской биржи, вмещающем до 1200 человек.

Участники турнира
Участвуют пажеский Его Величества корпус, а также все военные и юнкерские училища, всего 15 военно-учебных заведений, откомандировавших каждое по три воспитанника, в сопровождении училищных офицеров. Кавалерийские и казачьи училища прислали еще своих лошадей. Программа турнира обнимает все виды фехтований - на рапирах, шпагах, эспадронах, ружьях, а также состязаний в бое на эспадронах на коне, в действии штыком и пикой».
И несколько позже: «В зале Биржи состоялся финал Всероссийского фехтовального турнира военных учебных заведений (на рапирах, саблях и шпагах). Почетный председатель генерал от кавалерии А.А. Киреев вручил призы победителям - шашки, револьверы, бинокли и прочее. Первый приз в соревновании на рапирах, портупею и золотой жетон, получил юнкер Стогов, второй приз - вахмистр Брюсов, третий - юнкер Грушецкий (Одесское юнкерское училище). Среди победителей-шпажистов - одессит юнкер Стеткевич. Всем участникам соревнований были вручены специальные жетоны».
Но этот турнир не прошел без происшествий. Сообщая о кражах в городе, газеты написали о том, что в здании Биржи во время фехтовального турнира похищены вещи полковника А.Л. Вильке: золотые часы с цепью и именной золотой жетон, подаренный 1-м Московским военным корпусом.
Несколько позже похититель был найден и вещи возвращены владельцу.
Приведу описание посещения здания биржи В. Катаевым со своим отцом: «Здание городской Биржи считалось одним из достопримечательностей города и стояло в ряду других достопримечательностей: памятника дюку де Ришелье, пушки с английского фрегата «Тигр», установленной против городской думы, городского театра, знаменитой  лестницы, ведущей с Николаевского бульвара в порт, и фуникулера рядом с этой лестницей.
Биржа являлась довольно бездарным подражанием венецианскому Дворцу дожей - с витыми колонками посреди гигантских окон, с цветными витражами, желтыми кирпичными стенами, гранитным фундаментом и мраморной лестницей, которая прямо с улицы вела в колоссальные двухэтажные мраморные сени.
Обледеневшие тротуары возле Биржи были посыпаны желтым песком, на выбеленных флагштоках развевались на морском морозном ветру яркие трехцветные флаги, внизу у мраморных столиков лестницы мерзли городовые в белых перчатках из чертовой кожи и многочисленные извозчики. В ожидании седоков они ходили вокруг своих заиндевевших косматых лошадок и согревались, хлопая себя рукавицами по плечам, по бокам и даже накрест, доставая до спины. На углу горели дрова уличного костра, возле  которого грелись извозчики, городовые и сыщики в партикулярном платье.
Мы с папой поднялись по белой зашарканной мраморной лестнице и очутились в двусветном зале, казавшемся при блеске буднего зимнего дня скучным, как большой вокзал. Пол был на четверть аршина засыпан опилками, скрадывавшими звуки шагов; люди почему-то разговаривали шепотом, как в церкви. Вообще все это совсем не походило на праздничный, бальный зал, как я себе представлял. По углам стояли киоски,  где продавались лотерейные билеты, а рядом с ними возвышались выставки выигрышей, расставленных на красных, кумачовых полках, идущих широкими лестницами от пола до  самого лепного потолка, так что, например, расставленные на самой верхней полке самовары, гармоники и балалайки казались совсем маленькими, игрушечными.
Снимать верхнюю одежду здесь не полагалось, и посетители  толпились  возле выставки выигрышей в зимних пальто и глубоких калошах, сняв лишь шапки из уважения к благотворительной цели этого предприятия.
Мы с папой долго стояли, рассматривая выигрыши, как бы решая, какую бы вещь подороже нам выиграть. Хорошо было бы, например, выиграть большие стоячие  часы
с боем и медным маятником, который ходил в своем стеклянном ящике,  как  полная луна, или нарядную лампу на высокой мраморной колонке, с кружевным абажуром, похожим на дамский нарядный чепчик, - превосходную лампу, которая  так  украсит нашу скромную квартиру. Я высказал папе мысль насчет выигрыша лампы на зеленой, как морская вода,  «айвазовской» мраморной колонке, но папа отверг мое предложение, фыркнув в ответ нечто презрительное насчет моего мещанского вкуса.
Со своей стороны, папа высказал мнение, что недурно было бы выиграть дубовый книжный шкаф, стоявший в стороне на особом помосте. Тут же мы заметили  целый столовый гарнитур из светло-зеленого, крашеного дерева с декадентским, довольно
уродливым буфетом и чрезмерно высокими и даже на вид неудобными стульями, при виде которых папа, будучи убежденным классиком, реалистом в искусстве, презрительно хмыкнул; я же про себя подумал, что не худо было бы выиграть также эту декадентскую зеленую мебель и заменить ею наш скучный буфет рыночной работы и венские потертые стулья с плетеными сиденьями, кое-где уже дырявыми.
Чего здесь только не было, на этой лотерее-аллегри! Ковры, кузнецовские столовые сервизы, хрустальные графины, шелковые драпри, ящики с ножами, вилками и ложками белого металла Фраже, музыкальные инструменты, в том числе также на отдельном помосте кабинетный рояль розового дерева - верх роскоши, которую только я мог  вообразить. Не говорю уже о картинах, написанных масляными красками, в золоченых рамах, о серебряных подносах и кустарных вологодских вышивках и кружевах.
Общее внимание привлекала не очень красивая и даже не очень большая, а так себе, средняя, китайская ваза с драконами - августейший дар вдовствующей императрицы  Марии Федоровны. С благоговением и тайной надеждой выиграть августейший дар проходили посетители мимо фарфоровой вазы, которую охранял городовой в парадной форме, время от времени монотонно повторяя:
- Господа, просю вас, держитесь осторожно, это вам не что-нибудь!
Было еще множество разных дорогих вещей. Огромная говорящая кукла Нелли со всем приданым в нарядной коробке, несколько велосипедов, садовые разноцветные зонтики, плетеная дачная мебель, - всего не запомнишь! И все это говорило моему воображению о существовании какой-то богатой, шикарной жизни, по сравнению с которой наша жизнь казалась совсем бедной, почти нищенской.
Разыгрывалась также корова, но ее в зале не было: только крупная печатная надпись  гласила, что под номером таким-то разыгрывается корова Зорька симментальской породы и кто ее выиграет, если захочет, может получить вместо нее сто рублей наличными деньгами.
- Недурно было бы выиграть также и корову, - проговорил папа  с  улыбкой, - но, разумеется, не брать ее, а получить сто рублей.
Заметив мой взгляд, папа перевел все это в шутку, прибавив, что все это одно сплошное надувательство.
Однако наступало время приступить к самой игре. Папа еще дома твердо заявил, что выигрышных билетов покупать ни в коем случае не будем, а только посмотрим и уйдем домой. Но тут оказалась одна загвоздка. Входные  билеты, которые папа приобрел в кассе по рублю с  человека, давали право на каждого человека получить бесплатно пять билетов лотереи-аллегри. Не упустить же такой возможности!
Мы с папой подошли к шестигранному стеклянному ящику, где пересыпались свернутые в трубки билеты, и дама-патронесса в боа из птичьих перьев на морщинистой шее покрутила шестигранник, и мы с папой через особое окошечко в этом шестиграннике вытащили каждый по пять трубочек. Мы отошли в сторону и затаив дыхание, чтобы «не спугнуть счастья», стали разворачивать билетики, снимая с них тугие аптекарские резиночки.
Я  развернул первый билет и увидел на нем большую круглую печать благотворительного общества.
- Папочка! - закричал я в восторге на всю лотерею-аллегри. - Смотри! У меня печать! Я выиграл!
Папа надел пенсне, посмотрел на мой билетик с круглой лиловой печатью и коротко сказал:
- Аллегри.
- А что такое аллегри? - спросил я, чуя недоброе.
- Аллегри значит, что билет не выиграл. Пустой. Можешь его выбросить.
Мне было жалко выбрасывать билет с такой внушительной печатью, но все же я его выбросил на пол, покрытый опилками, где уже валялось множество таких же билетиков-аллегри. Но, конечно, резиночку от билета спрятал в карман: пригодится.
Мы стали с папой поспешно развертывать наши  билетики. Все они оказались аллегри, и только на последнем развернутом мною рядом с круглой лиловой печатью было чисто напечатано черной краской какое-то длинное, шестизначное число.
Я почувствовал, что сердце у меня сжалось от радости и надежды, как будто бы я вытаскиваю из моря попавшего на крючок бычка.
- Молодец, вот теперь ты действительно выиграл, - сказал папа, и мы  быстро пошли получать выигрыш.
Франтоватый молодой человек с усиками взял мой билетик, порылся в  каких-то списках и торжественно объявил:
- Номер шесть, шесть, шесть, восемьсот семьдесят два - хрустальный стакан баккара для минеральной воды.
С этими словами он полез под прилавок и вручил мне небольшой сверточек с наклеенным на нем большим номером 666872.
- Поздравляю вас с выигрышем, - сказал молодой человек.
Я поспешно развернул, разрывая от нетерпения, хрустящую оберточную бумагу и
увидел небольшой плоский, граненный по краям стеклянный стаканчик из числа тех,
какие употребляют на курортах для питья минеральной воды.
Сначала я почувствовал такое разочарование, что готов  был  заплакать: так много надежд - и такой жалкий результат. Впрочем, нет, стаканчик-то ведь был не простой, а хрустальный, баккара.
- Папочка, что такое баккара? - спросил я.
- Это особым образом приготовленное стекло с небольшой примесью  серебра, - ответил папа.
Папины слова привели меня в восторг: хрусталь, баккара, примесь серебра! Не у каждого мальчика есть такой драгоценный стаканчик. Небось он дорогой:  рублей
сто стоит в магазине!
- А вообще-то Баккара - это город во Франции, где изготовляют стеклянные предметы вроде этого стаканчика, - сказал папа.
- Ура! - закричал я в восторге оттого, что мой стаканчик имеет такое шикарное происхождение.
...Итак, наша программа была выполнена, и пришло время отправляться  домой. Но как покинуть зал, наполненный столь драгоценными выигрышами!..
- Папочка, папа, - умоляюще сказал я, дергая папу за рукав драпового пальто, - давай еще купим хоть по одному билетику!
Я был уверен, что папа проявит непреклонность, но он, несколько помявшись и подергав шеей, сказал, что так и быть, кутить так уж кутить, купим еще на рубль пяток билетов, авось нам повезет.
На папином лице играл румянец, и я готов был поклясться, что в глубине души папа такой же азартный человек, как и я, только скрывает.
Пять билетиков, все как один, оказались аллегри, и мы их бросили на опилки.
Свет померк в моих глазах.
- Эх, была не была! - вдруг воскликнул  папа. - Рискнем  еще  один  разок - и баста.
Папа заплатил рубль, и я вытащил из стеклянного шестигранника пять бумажных трубочек. Один из билетиков оказался с номером 003224.
- Выигрыш номер ноль, ноль, три, двести  двадцать  четыре,  -  провозгласил
молодой человек и заглянул в списки: - Десять фунтов пиленого сахара завода Бродского. - И выложил на прилавок довольно большой синий пакет.
В первый миг этот выигрыш показался нам с папой грандиозным. Десять фунтов сахара. Четверть пуда. Целое состояние! Да еще плюс стакан баккара с примесью серебра, ценою по крайней мере в пять рублей. Я попытался уговорить папу купить еще пять  билетов, чтобы выиграть что-нибудь действительно очень дорогое: корову, столовый гарнитур, китайскую  вазу - августейший подарок вдовствующей императрицы.
Но на этот раз папа наотрез отказался.
- Мы, брат, и так проигрались в пух и прах, - сказал  он, и мы вышли на улицу, где уже заметно вечерело».
Ну, а в 30-е годы прошлого века в здании биржи размещается Одесский городской совет рабочих, красноармейских и краснофлотских депутатов. В Президиум Горсовета входили: А.В. Иванов, Ф.Д. Корнюшин, А.М. Кудрин, Н.Г. Валь, Ф.М. Глодорский, М.Я. Трюх, А. Ионов, К.А. Авксентьевский, И.А. Кристаловский, Кац, Черепинская, Клочкова, Кашин, Найко, Руле, Басюра, Окспер, проф. Третьяков, Чебанов, Степанов, Колоколенко. Кандидаты в члены Президиума: Федоров, Боровский, Молочков, Чебаненко, Имамудинов, Шульц, Маркус.
В здании также размещались: губернский комитет общества содействия жертвам интервенции: председатель А.Е. Азаров, ответственный секретарь П.А. Дубинин, технический секретарь Д.В. Макаров; Одесская товарная биржа.

В здании также размещались редакция газеты «Бюллетень Одесской товарной биржи»; Одесский губернский отдел Наркомвнуторга: заведующий И.О. Гольденберг, заместитель Я.А. Легенченко, секретарь А.Ю. Дзюбин, экономисты А.М. Гольденберг, П.Я. Кранцфельд; Одесское отделение восточной торговой палаты; столовая №6 Центрального рабочего кооператива.
В первые послевоенные годы в здании находится Интернациональный клуб и в его помещении 55-е почтовое отделение связи; Украинское театральное общество, которое существовало и в середине прошлого века, как и интерклуб. А раз был интерклуб, то были и интердевочки.
В середине прошлого века в здании находятся Дом актера, комбинат театрального общества (УТО), при нем бюро стенографии Одесского отделения театрального общества.
В наши дни в здании размещается Одесская областная филармония.
Здание нашло широкое отражение на почтовых открытках, конвертах и другой печатной продукции.


На этом мы пока и остановимся. Продолжение будет.
Ю. Парамонов
 
Более полную подборку фотографий по Бунина улице можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Бунина улица» или по ссылке: https://picasaweb.google.com/104922552799687583030/nCwiDK
 
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник
«Вся Одесса». Иллюстрированная адресная и справочная книга за 1899 - 1902 г.
«Вся Одесса». Адресная и справочная книга г. Одессы на 1904 – 1906, 1908,  1910 - 1911г.г. Издание Л.А. Лисянского
«Вся торгово-промышленная Одесса». Адресно-справочная книга на 1914 г.
«Вся Одесса. Адресная и справочная книга всей Одессы с отделом Одесский уезд на 1914 год». Издательство «Одесские новости»
Новороссийский календарь на 1893; 1912 г.г.
Вся Одесса и Одесская губерния. 1925 г.
Справочник. Вся Одесса на 1930 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках. 2006 г.
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность. 2010 г.
В. Катаев. Белеет парус одинокий
В. Катаев. Разбитая жизнь, или волшебный рог Оберона.
М. Бельский. Конволют к столетию Одессы
Википедия
 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (09.12.2012)
Просмотров: 3375 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1
25.12.2012 Спам
1. (Antique)
Здание центрального отделения ломбарда достаточно старое. У Пилявского указано его происхождение (магазейн Сиккарда), правда не верно указано, что ломбард построен на его месте. Как видим по данным фотографиям В.И. Прохаска надстроил существующее здание и передекорировал его. Причём надстраивал в два этапа - сначала часть по Бунина, а потом по Качинского.
Ответ: С этим я вполне согласен. Год постройки указан на фасаде здания со стороны Польской улицы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]