Если взглянуть на план города, то
можно увидеть, что улица Екатерининская, если ее продолжить, выходила бы в
аккурат к Воронцовскому дворцу.
Почему же она так не пошла? Ведь улица
Пушкинская выходит к бульвару. В то же время, Ришельевская улица уперлась в
оперный театр, и не имеет дальнейшего продолжения. Вернее сказать, начинается
от оперного театра. Может быть, продолжению улицы помешали складки местности,
неудобные склоны. Так и Екатерининская улица, возможно, и не могла начинаться
от нынешнего Приморского бульвара.
В то время в районе Приморского
бульвара размещались воинские казармы, склады, госпиталь, солдатская пекарня.
Нерасчищенные развалины крепости Хаджибей еще мешали нормальному строительству. На рисунке Карла Бассоли, как раз и показаны развалины Хаджибея или, как еще называли, Гаджибея.
Как было установлено, крепостная стена разрушенной крепости проходила по
нынешнему Воронцовскому переулку. И вот у основания Екатерининской
улицы, еще при основании города, была заложена церковь во имя Святой
Великомученицы Екатерины. Рассчитывали, что эту церковь будут посещать служилые
люди, портовые матросы и другой люд, обитающий в этом районе. Но ожиданиям не
суждено было сбыться. После смерти Екатерины ІІ, ее сын Павел приостановил
строительство порта, заморозив все строительные проекты. Город начал приходить
в упадок и как порт, и как военная крепость. Замерло и строительство церкви. С
возвращением городу статуса порто-франко строительные работы возобновились.
Однако, достроить церковь так и не удалось из-за плохого состояния здания.
В то же время, прибрежная полоса города-порта
имела важное градообразующее значение. Здесь должен был формироваться
административно-культурный центр, и застройка нынешнего Приморского бульвара
играла важную роль.
В 1819 году архитектор Шаль
разрабатывает генеральный план города, который был утвержден в 1820 году. Здесь
показан фрагмент плана города, совмещенный с генеральным планом.
На этом плане почти
перпендикулярно Екатерининской улице от центра Приморского бульвара намечена
улица. Эта улица от Приморского бульвара начинается полукруглой площадью,
образованной полуциркульными зданиями с памятником посредине.
Таким образом, на месте
разветвления Екатерининской улицы к Приморскому бульвару и к нынешнему
Сабанееву мосту образовалась небольшая, уютная площадь.
А так как церковь достроить не
удается, то в сентябре 1821 года ее остатки были разобраны.
К 30-м годам ХІХ века практически полностью сформирован
облик Приморского бульвара. Установлен памятник Ришелье, построены
полуциркульные здания, и целый ряд других зданий.
Но пока еще не хватает
Бульварной, нынешней Потемкинской лестницы.
Благоустраивается и
Екатерининская площадь. В середине площади разбивается сквер, огражденный
ажурной оградой.
Но из-за недостатка воды зеленые насаждения весьма чахлые.
С появлением в городе водопровода
на площади устанавливают фонтан, который представлял собой 3 чаши,
увеличивающиеся сверху вниз. У основания фонтана большой круглый бассейн. По
периметру зеленой зоны были установлены фонари. Все это хорошо видно на
приведенной почтовой открытке конца ХІХ
века.
Но такой фонтан все-таки как-то
несолидно для этой площади. Не было памятника, который бы украсил площадь, и не
только площадь, но и город. Чтобы этот памятник было не стыдно показывать
приезжему люду.
А тут и 100-летие города
приближалось. И в 1889 году было решено ознаменовать столь славную годовщину
сооружением мемориала в честь основателей Одессы. Но, как всегда, с российской
волокитой к 100-летию города (1894 г.) установить мемориал не удалось, хотя и
был проведен конкурс на лучшее исполнение памятника. Все конкурсные работы
фигурировали под девизом. Комиссией были отмечены несколько работ. Среди них
была и работа известного одесского архитектора Ю.М. Дмитренко под девизом
«Одесса-порт».
Городская дума 24 августа 1892 года
вынесла постановление о реализации этого проекта, определив точное
местоположение памятника.
14 января 1893 года царь Александр
ІІІ дает разрешение на сооружение памятника основателям в честь 100-летия
города.
И только более, чем через год, в
день 100-летия города, 2 сентября по новому стилю 1894 года состоялась закладка
памятника.
Вскоре становится ясно, что
выделенных денег на сооружение памятника не хватает, и Городская Дума выделяет
дополнительные средства.
Несмотря на трудности со сметой, к
1899 году основные строительные работы были завершены.
Открытие памятника произошло 6 мая
1900 года с большим размахом, при стечении огромного количества людей, салютом
из пушеквоенных кораблей, стоящих на
рейде.
Что же представлял собой памятник?
Высота главной фигуры, Екатерины
ІІ, была около четырех метров, высота фигур вокруг колонны - почти 2,5 метра,
высота пьедестала - восемь метров, а общая высота монумента - около 11,5 метров.
Вокруг круглого постамента стояли
сподвижники Екатерины. Те, кто внес огромный вклад в основание города и порта: главнокомандующий
южной армией, действовавшей против турок, князь Г. А. Потемкин-Таврический,
руководитель штурма Хаджибея и главный начальник новостроящегося города
вице-адмирал И. М. де Рибас, главный начальник края граф П. А. Зубов, строитель
одесского порта и города Ф. П. де Волан.
В ногах императрицы - поверженное
турецкое знамя с двумя бунчуками паши Ахмета. В правой руке ее - Высочайший
рескрипт генерал-фельдцейхмейстеру графу П. А. Зубову с исторической фразой:
«Повелеваем быть порту и городу», а левою монархиня указывает на место
основания. Фигуры Екатерины и ее сподвижников, герб, горельефы и украшения были
отлиты из бронзы. Вся нижняя часть памятника и пьедестал - гранитные.
С созданием памятника, Екатерининская
площадь была признана красивейшей в Европе на Всемирной выставке в Париже в
1901 году.
Но изменились времена и, после
Великой Октябрьской социалистической революции, было решено памятник
основателям города снести. Для начала памятник окутали
материалом, чтобы его не было видно.
В 1919 году, находясь в Одессе,
И.А. Бунин в «Окаянных днях» писал: «Перед вечером был на Екатерининской
площади. Мрачно, мокро, памятник Екатерины с головы до ног закутан, забинтован
грязными, мокрыми тряпками, увит веревками и залеплен красными деревянными
звездами. А против памятника чрезвычайка, в мокром асфальте жидкой кровью текут
отражения от красных флагов, обвисших от дождя и особенно паскудных».
30 апреля 1920-го постановлением
горисполкома Екатерининскую площадь и улицу переименовывают в площадь и улицу
Карла Маркса.
На майские праздники 1920 года памятник
сломали, оставив круглую колонну и постамент, а фигуры Екатерины и ее
сподвижников со временем оказались во дворе краеведческого музея. Демонтаж был
осуществлен в ходе первомайского субботника того же 1920 года (строим медленно,
ломаем быстро).
В том же 1920 году на колонну, где стояла
императрица, водрузили бетонную голову Карла Маркса работы скульптора М.
Гельмана и М. Шехтмана. Эти скульпторы были новой, молодой порослью авангарда. М. Гельман жил в Одессе до 1918 года со дня своего рождения в 1890 году.
В своей автобиографической повести «Место под солнцем»
В. Инбер писала: «На этот цоколь, на этот темно-красный монолит было решено поставить бюст Карла Маркса.
Торжество открытия памятника состоялось в зимний день, когда туман клочьями носился по городу и за
углом площади разрушался
дом, из которого были вынуты все деревянные части для топки.
Памятник был закрыт парусиной. Наконец, холодные трубы и валторны заиграли «Интернационал», и мы,
стоящие внизу, увидали памятник. Он состоял из одной головы, как богатырь, с которым сразился Руслан. Не было ни плеч, ни шеи. Каменная волна
волос сливалась с бородой, плоскости щек были квадратны, потому что скульптор был кубист».
Впоследствии, когда голова свалилась с пьедестала, на ее место установили того
же Карла Маркса, но фигура его уже была в полный рост и гипсовой.
Но этот памятник долго не простоял.
В один из ненастных дней фигура переломилась надвое. На пьедестале остались
только ноги. Остатки памятника сняли, и колонна осталась бесхозной - не было
подходящей фигуры основоположника марксизма. Все решался вопрос, в каком виде его
поставить.
А пока суть, да дело, в 30-е годы временно
устанавливают бюст Адама Мицкевича, так необходимый для съемок фильма.
Стоял на пьедестале серп и молот...
Позже о колонне памятника «забыли».
О колонне вспомнили в начале 50-х
годов. Остатки памятника были окончательно убраны с площади и на ней вновь
разбили сквер. История, как видим, повторяется.
Но долго площадь пустовать не
может.
27 июня 1965 года, в день 60-летия
начала восстания на броненосце «Потемкин», на площади состоялось открытие
памятника потемкинцам, на которой присутствовала и группа
ветеранов-потемкинцев.
Авторами памятника были москвичи. Скульптор В.А.
Богданов, архитекторы М.М. Волков и Ю.С. Лапин.
2 июля 2007 года на рассмотрение
Одесского горсовета выносится проект решения «О комплексной реставрации и
благоустройстве Екатерининской площади г. Одессы с воспроизведением ее
исторического вида». По этому решению памятник потемкинцам должен переместиться
к Таможенной площади, а на Екатерининской площади восстановить памятник
основателям города.
Услышав эту весть, около памятника
некоторые организации установили палатку, собирая подписи против перемещения
памятника потемкинцам.
Но ничего не помогло, и памятник
потемкинцам начали разбирать.
А уже 27 октября 2007 года
воссозданный памятник основателям города был открыт.
На воссозданном памятнике фигуры де
Рибаса, Платона Зубова, Григория Потемкина, де Волана подлинные. Они были взяты
из краеведческого музея.
Новую центральную фигуру композиции
- российской императрицы Екатерины II - выполнил киевский скульптор Олег
Черноиванов.
Меценатом восстановления памятника
и реконструкции Екатерининской площади стал депутат Одесского городского совета
Руслан Тарпан.
И очень не хотелось бы, чтобы
воссозданный памятник повторил судьбу всех своих предшественников в том или
ином виде. А такие поползновения уже делаются.
А какие же здания окружают
Екатерининскую площадь?
Начинается Екатерининская площадь с
двух полуциркульных зданий, образующих полукруглую площадь на Приморском
бульваре с памятником Ришелеье. Эта полукруглая площадь образована корпусом
здания присутственных мест и домом Завадовского, гостиницы Петербургской. Предположительно,
фасадное решение ансамбля разработал архитектор А.И. Мельников, создавший
вместе с Мартосом памятник Ришелье, а строительством домов и установкой монумента
Ришелье руководил городовой архитектор Ф.К. Боффо.
Дом №1 по Екатерининской площади, №8 по Приморскому бульвару, дом
Завадовского, отель Петербургский построен в 1830 году по проекту архитектора
А.И. Мельниковаи Ф. К. Боффо.
В начале
прошлого века дом уже принадлежал князю Ю. Гагарину.
На почтовой открытке начала
прошлого века мы видим здание Петербургской гостиницы с множеством балконов,
которых сейчас осталось совсем небольшое количество, и не было их сразу после
постройки.
Гостиница имела 60 номеров
стоимостью от 1 р. 50 коп. до 25 руб. в сутки. В гостинице останавливались
такие известные личности, как В.Г. Белинский, М.С. Щепкин и другие. При
гостинице был прекрасный ресторан. В путеводителе по Одессе Г. Москвич писал:
«Обеды из 5 блюд – 1 руб. 25 коп. выдаются от 1 часа дня до 7 час. вечера». Это
был один из дорогих ресторанов города, где хорошо кормили и который заслуживал
полного доверия.
В газете «Одесский вестник» за 1907
год можно было прочитать: «В залах «Петербургской» гостиницы состоялся обед в
честь судебного следователя 6-го участка Бориса Стовика в связи с его переводом из Одессы. Его сослуживцы,
товарищи прокурора и другие присутствовавшие охарактеризовали Б.Ю. Стовика как
хорошего работника и доброго человека». Как видим, обычаи до наших дней не
поменялись, только сейчас эти обеды делаются в большой тайне, не привлекая
излишнего внимания.
Ныне это жилой дом с
административными помещениями, в которых размещается ресторан «Бульвар»,
галерея искусств и некоторые другие заведения.
Дом №2. Здание присутственных мест. Построено в те же годы, теми же
архитекторами, что и предыдущее.
В этом здании 4.10 1916 года военно-окружной
суд осудил Г.И. Котовского к смертной казни за революционную деятельность,
замененную позже на бессрочную каторгу.
В начале прошлого века размещается
Швейцарское благотворительное общество.
В первые послевоенные годы в здании
размещаются объединения Министерства внешней торговли СССР, такие, как Внешторг
СССР, Машиноимпорт, Разноэкспорт и др.
В наши дни это жилой дом с
административными помещениями.
Дом №3. Дом Андриевского. Построен в середине ХІХ века. Красивые балконы.
Ныне жилой дом с административными
помещениями. Размещается ресторан «Валдай» и другие заведения.
Дом №4. Дом Масса (особняк и манеж). Построен по проекту
архитектора Ф.О. Моранди в 1849 – 1850 гг. Во время войны сильно пострадал. В
1946 – 1947 гг. восстановлен.
В начале прошлого века здесь
практиковал врач А. Бертенсон, специалист по женским и внутренним болезням.
Здесь же размещались Российское страховое
от огня общество и просто Русское страховое общество.
Ныне жилой дом с административными
помещениями.
Дом №4а. Доходный дом Бродской. Построен в конце ХІХ века по проекту архитектора В.М.
Кабиольского.
В начале прошлого века в
здании располагался торгово-промышленный банк, основанныйв 1889 году. Основателями были А.
Рафалович, Г. Рафалович, С. Зусман, О. Хаис, Д. Гинзбург.
Ныне жилой дом с административными
помещениями.
Дом 5. Доходный дом Януша. Построен в 1901 году по проекту
архитектора А.О. Бернардацци.
Привлекают внимание дракончики,
охраняющие ворота.
В доме принимали заказы архитекторы
Брайкевич М.В., Курц Ф.Ф.; Сафонов В.С. Внутренние и нервные болезни лечил врач
Абель В.
Здесь же размещалась пароходная
контора и Российское страховое общество.
В первые послевоенные годы в здании
размещается киностудия, московское агентство, как записано в кратком
справочнике.
Здесь же в эти годы
«Черномортехфлот».
Ныне жилой дом с административными
помещениями.
Дом 6. Доходный дом Ждановой. Построен в 1901-1902 году по проекту
архитекторов В.М. Кабиольского и Ю.Л. Дюпона.
Во флигелях этого здания в годы
гражданской войны располагалась Одесская ЧК
На фасаде здания, под крышей,
привлекают внимание причудливой вязи буквы ЭИГ и РСТ, которых не было на здании
сразу после его постройки. Не было этих букв и на здании после реставрации при открытии
памятника основателям города в 2007 году. Все это появилось несколько позже.
Предполагаю, что эти буквы не что
иное, как инициалы двух лиц: Эдуарда Иосифовича Гурвица (ЭИГ), мэра города, и
Руслана Серафимовича Тарпана (РСТ) депутата городского совета, который выступил
меценатом восстановления памятника основателям города. И, если инициалы Тарпана,
может быть, будут и к месту, но уж никак не мэра, который даже не присутствовал на открытии памятника.
Это напоминает надпись, небезызвестную
туристам: «Здесь был Вася».
С другой стороны, те меценаты, архитекторы, которые городу дали множество великолепных зданий и сооружений не выставляли свою персону в том или ином виде на окружающих зданиях и сооружениях, ограничиваясь скромными табличками: "Проектировал и строил ...". Если я ошибаюсь с инициалами, и эти буквы на фасаде означают совсем иное, то прошу меня извинить.
Ныне это жилой дом с
административными помещениями.
Дом №7. Дом Гагарина. Построен в 1891 году по проекту архитектора
Чекунова Н.Н. и Шеврембрандта Г.К.
До революции здесь был коммерческий
суд. В годы гражданской войны разместилась французская контрразведка. Здесь
допрашивались члены Иностранной коллегии, подпольной организации в годы
гражданской войны в Одессе. С уходом интервентов в здании комендатура Одесской
ЧК.
С 1945 года в здании размещается
«Черноморгидрострой».
Дом №8. Доходный дом
Ждановой. Построен в 1910 году по проекту архитектора Кабиольского В.М.
Боковой фасад здания украшают
фигуры крылатой славы.
Ныне жилой дом с административными
помещениями.
Дом №9. Здание построено в середине ХІХ века.
Во дворе этого здания был до
революции театр «Уют», где выступал Леонид Утесов.
Остановлюсь на здании школы
Столярского, хотя школа и имеет адрес Сабанеев Мост, 1.
Здание построено в 1938 – 1939 году
по проекту архитекторов Троупянского Ф.В., Попова А.Н., Добровольской Л.Л. В
годы войны школа была разрушена и временно разместилась на улице Льва Толстого.
В 1952 году школу восстановили. В этой школе обучались многие выдающиеся
музыканты. История школы Столярского и сам Петр Соломонович Столярский
заслуживают отдельного повествования.
На месте школы с 1870 года стояла
гостиница «Крымская», владелец М. Симченко, впоследствии сгоревшая.
В этой гостинице останавливались
Короленко, Бунин, Маяковский, Бурлюк и многие другие известные лица.
Останавливался в ней и революционер, член партии «Народная воля» Степан
Халтурин. Это он в 1880 году в
Петербурге, с целью убийства царя Александра ІІ, осуществил взрыв в подвале
Зимнего дворца, под столовой. По счастливой случайности царь не пострадал.
Халтурин, опасаясь ареста, уехал в Одессу, где живет под чужим именем. В марте
1882 года, в Одессе, вместе с Желваковым, он участвовал в убийстве Харьковского
прокурора Стрельникова на Николаевском (Приморском) бульваре, за что и был
арестован. За это деяние Халтурин был казнен в одесской тюрьме, которая ранее
размещалась на Привокзальной площади около железнодорожного вокзала. Именем
Степана Халтурина называлась улица в Одессе, ныне это Гаванная улица.
Такова историческая судьба площади,
которая на этом не заканчивается.
Подборку фотографий по Екатерининской площади можно
посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками "Улицы Одессы" - "Екатерининская
площадь", "Памятник Екатерине ІІ" или по ссылке: http://picasaweb.google.ru/vonomarap/XCAxBE?feat=directlink
Ю.
Парамонов
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
Столетие Одессы. Архитектура старой
Одессы
А. Фридман. Здания Одессы и их зодчие
М.П. Тубли. Авраам Мельников
Г.А. Калугин, Л.А. Щербина.
Летопись в камне и бронзе. Путеводитель
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая
Одесса. Торговля и промышленность
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса
на старых открытках
В. Нетребский. Прогулки по старой
Одессе. Екатерининская площадь
О. Губарь. Что известно о судьбах Екатерининской
площади?Вечерняя Одесса,
17-19-21.07.2007
Г. Москвич. Иллюстрированный
путеводитель по Одессе. 1909 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Краткий
справочник-путеводитель. 1956 г.
Википедия
Вопрос по владельцу дома №1 (№8 по Приморскому бульвару). Вы пишите, что это "Дом Завадовского". Источник? Из исследований Олега Губаря известно, что это здание принадлежало губернскому секретарю Григорию Завацкому, который был подрядчиком строительства знаменитой лестницы...
Огромное спасибо !! Мой прадед Ермаков Михаил Кузьмич был смотрителе 2 Воронцовского маяка. Вместе со всей семьей женой, 4 дочки и сын переехали из Тамбовской губернии в Одессу . жили в розовом доме на Таможенной площади в порту. В 1923 году там родилась моя мама В 1931 году прадедушка умер , но семья оставалась жить в порту .
Ответ: Мне, вроде как, и не за что. Большое спасибо за отзыв.