Дом 25. Угол улицы Греческой, №25. Дом в четыре этажа. Как говорят, с самым длинным в Европе балконом, опоясывающим третий этаж.
Светлый воздушный дом с множеством лепных украшений.
Дом построен в 1905 году по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко для одесского 1-й гильдии купца Матвея Николаевича Маврокордато.
Здание является памятником архитектуры и градостроительства местного значения.
Как писали современники, в доме было 14 магазинов и 40 квартир, электрическое освещение и его сооружение обошлось до 1 млн. рублей.
В конце позапрошлого века домом, стоявшим на этом месте, владел Х. Менделевич. С 1904 года - И. Маврогордато (Маврокордато), после 1905 года - Матвей Николаевич Маврокордато (1862–1912), одесский 1-ой гильдии купец, почетный попечитель Ришельевской гимназии в Одессе, почетный потомственный гражданин.
Со второй половины 90-х годов позапрошлого века и до 1909 года по этому адресу располагался книжный магазин итальянскоподданного Антония Доминиковича Москетти. Имел он магазин и в доме №31 по этой же улице в 1906 году. К 1911 году по этому адресу работает книжный магазин «Модерн», который А.Д. Москетти держит совместно с С.Ш. Перемен.
В первые годы прошлого века по этому адресу медицинские принадлежности предлагали доктор И.А. Барановский и Э. Шотала. Располагалось Одесское агентство Общества спальных вагонов. Впоследствии - Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов с конторой по продаже билетов, располагавшееся в этом доме до самой революции. Продажей денатурированного спирта занимался Климовецкий. Пуховые изделия предлагал торговый дом "Штраус и Ко" управляющий Альберт Штиглиц.
В начале прошлого века в доме проживали: помощник присяжного поверенного Марк Рудольфович Росцишевский; врач, специалист по внутренним болезням Исай Егорович Гуковский; инженер-технолог Франц (Федор) Эрнестович Эндер.
В 1910-е годы линолеум, галоши, игрушки, шины «Колумбия» и другие изделия русско-французских заводов предлагала контора товарищества «Проводник».
На доме Товарищество поместило вывеску своего товарищества.
Обувь, туфли предлагал Д.Т. Георги, он же держал подобный магазин и в доме №20, по этой же улице.
Работала типография «Спорт и наука» Берко Брандмана и Дм. Сегона. К 300-летию Дома Романовых в этой типографии был отпечатан труд инспектора народных училищ Л.В. Головко: «Россия и Дом Романовых».
Здесь же находилась и контора издательства «Спорт и Наука», редактор-издатель К.Л. Маковецкий. К.Л. Маковецкий издавал газету «Бега и скачки», освещая вопросы конного спорта. Газета выходила накануне бегов и скачек. Цена номера с программой конных бегов составляла 20 коп.
Мебель и фанеру реализовывал торговый дом «Левинзон И. и Ко», владелец Израиль Еляшевич Левинзон. Работала модная мастерская Ал. Переверзева и агентурная контора Н.И. Фукса. Проводила торговые операции посредническая контора Мовше-Мешеля Янкелевича Бодкера. Принимал заказы на пошив разных вещей портной и к тому же одесский 2-й гильдии купец Эля Иосифов-Хаимов Фишман, проживавший в доме. Располагалось в доме Одесское отделение акционерного общества для механической обработки дерева «А.М. Лютер» из Ревеля.
Женскими, внутренними болезнями и акушерством занимался врач Дионис Андреевич Трояно.
В эти же 1910-е годы в доме проживали врач, хирург Яков Карлович Аугст; зубной техник Шейнман; член ревизионной комиссии греческого клуба «Омония» М.Ф. Авгеринос; преподаватель Одесского коммерческого Императора Николая І училища купеческого сословия Джон Джекобсон; член попечительства богадельни Одесского греческого благотворительного общества Ив. К. Лазару.
Проживал в доме в 1913 году коллежский регистратор 8-го Донского казачьего генерала Иловайского 12-го полка Лев Исаевич Чернецкий, известный композитор, о котором уже рассказывалось.
Руководил он в 1903 году оркестром 15-й артиллерийской бригады. В мае месяце 1903 года в газете «Одесские новости» появилась эта заметка.
В 1920-е годы в доме размещалось управление общественных работ, заведующий Столяр и военно-потребительское общество 51 дивизии и Одещины.
В доме проживали: председатель Губсуда С.Я. Гельферих; заместитель заведующего ГЗУ В.С. Березников; политком Музина В.В. Данилов; заведующий культотделом ОГСПС И.Н. Федорко; председатель союза горняков, член одесского горсовета В.О. Филиппович; терапевт И.С. Глазер; дерматолог И.А. Гольдберг; заведующий финсчетом ГКО И.Ю. Раппопорт; директор-распорядитель Металлтреста Р.К. Рудзит; заведующий заводом виннокаменной кислоты А.И. Рабинов.
Проживали и члены одесского горсовета: С.С. Айзенберг, А.Б. Кардаш, М.М. Рафаил; В.С. Степанов; М.М. Федорова, И.П. Федоров.
В 1930-е годы проживал в квартире №26 хирург Л.И. Левицкий.
В первые послевоенные годы в доме располагались: управление кладбищами; управление кинофикации по Одесской области; корреспондентский пункт газеты «Красный Флот».
В доме в эти годы проживали: в квартире №15 - Л.П. Бочаров; №16 - А.П. Дорман; №22 - Г.В. Жуков; №25 - А.Я. Изаров; №26 - П.П. Яцык; №28 - В.П. Ананьин, И.А. Гольдберг; №29 - Г.С. Сенин; №31 - М.П. Бердичевский; №34 - А.Г. Капцанова, Д.М. Швец; №37 - Н.М. Чистякова; №41 - Е.А. Перельмутер; №51- В.Н. Попов.
В 1960-е годы в доме работал продовольственный магазин. К 1980 году - это гастроном №32.
Размещалась цветная фотография, получившая к 1980-м годам наименование «Фотоцвет». В 1980-е годы работал фотоконсультационный пункт Одессфото и шахматно-шашечное общество.
Ныне жилой дом с административными помещениями.
Дом 27. Вновь построенный торгово-развлекательный центр в девять этажей.
На этапе проектирования в здании площадью 23 тысячи 500 квадратных метров должно было разместиться 90 магазинов класса люкс (1-4 этажи), фудкорт и детский развлекательный комплекс (5 этаж), бутик-отель (6-8 этаж).
На 9 уровне планировался ресторан, выполненный из стекла с видом на город и порт. Также в ТРЦ предполагался двухуровневый подземный паркинг.
На этом снимке начало стройки торгово-развлекательного центра.
Строительство в 2011 году останавливалось по жалобе жильцов дома №25, в котором «… после начала строительства торгово-офисного центра с паркингом во дворе соседнего дома появились провалы, в стенах - трещины, фундамент начал давать осадку. Управление архитектуры и градостроительства сообщило, что по поводу начала стройки нужно было получить принципиальное согласие жильцов, чего строители не сделали. Сейчас решается вопрос о прекращении строительных работ в целом на объекте. А в прокуратуру будут переданы материалы о невыполнении ранее выданного распоряжения теруправления».
Но, несмотря на трудности, торгово-развлекательный центр открылся в декабре 2015 года. В здании разместилось до 40 разного рода заведений. Отметим, что торгово-развлекательный центр построен на месте бывшего кинотеатра им. Фрунзе, который, в свою очередь, был построен на месте панорамы «Голгофа» и иллюзиона Ф.И. Островского.
В июне 1903 года одесские газеты сообщили: «Завтра [23 июня] в 1 час на Екатерининской улице, на участке земли Фальц-Фейна, состоится торжественная закладка громадного сооружения под панораму «Голгофа», которую владелец А.Ф. Гашинский вскоре привезет из Киева».
Австрийскоподданный Артур Гашинский перед демонстрацией панорамы в Одессе, демонстрировал ее в Киеве с 1902 года.
К августу (?) 1903 года здание под панораму было готово. Строилось оно, как и в Киеве, по проекту гражданского инженера и архитектора Всеволода Андреевича Римского-Корсакова по заказу помещика Ф.И. Островского. Можно предположить, что здание, по аналогии со зданием киевской панорамы, построенной также по проекту инженера Всеволода Андреевича Римского-Корсакова, было 12-гранным в плане постройки диаметром 30 метров. Снизу на треть - каменная, выше - деревянная. Диаметр здания соответствовал длине полотнища 93,8 м, располагавшегося по окружности здания. Высота полотнища составляла 12,9 м, а масса свыше трех тонн, и при транспортировке оно наматывалось на специальную деревянную катушку.
Панорама «Голгофа» являлась авторским повторением панорамы «Распятие Христа» немецких художников Йозефа Кригера и Карла Фроша, сгоревшей в Вене в 1892 году. Панорама была грандиозна. В отличии от диорамы панорама имела круговой обзор. Объемный предметный передний план, совмещенный с живописным фоном сцены распятия Христа на Голгофе, производил на зрителей огромное впечатление. В «Путеводителе по Одессе» Г. Москвич так описывает панораму «Голгофа»: «Зритель попадает на обширную круговую площадку, откуда его взору сразу открывается поразительная по своей верности и иллюзии картина древней Палестины. Площадка, откуда вы смотрите, представляет место, где в действительности находится храм Гроба Господня. Далее, за Голгофой - Иерусалим, за ним - Моавитские известковые горы и еще далее - Иудейская пустыня. Видна только толпа людей. Конные и пешие римские воины разгоняют народ и водворяют порядок. Между Голгофой и стенами города бродит толпа. Одни возвращаются в Иерусалим, другие останавливаются с проклятиями и слезами на глазах. У городской стены виднеются лавочки. Далее домик Иосифа из Аримафеи, стоящий на пути в Яффу. Возле - групп купцов, а далее двигаются караваны. Картина изображает искупление рода человеческого мученической кончиной Спасителя на кресте. Изображен момент, когда, по словам св. Евангелия, Иисус произнес: «Отче! В руки твои предаю дух мой!»
Передает свои впечатления от посещения панорамы в детском возрасте В.П. Катаев в повести «Уже написан Вертер»: «…Перед мальчиком полукругом раскинулась как настоящая черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте - неподвижный, бездыханный мир, написанный на полотне, населенный неподвижными, но тем не менее как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей в розовых и кубовых хитонах, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним - один одесную, а другой ошуюю, - как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щетками. Из пронзенного бока Христа неподвижно бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам Спасителя губку, смоченную желчью и уксусом. Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигающаяся пылевая буря деформировала неподвижно раздувающиеся одежды евангельских персонажей, и мальчику уже трудно было дышать полотняным воздухом панорамы».
Панорама была доступна для обозрения ежедневно с 8 часов утра до 10 вечера. Со скидкой в цене для просмотра панорамы допускались учащиеся одесских училищ и гимназий. С видами панорамы выпускались почтовые открытки. Вот некоторые из них.
Но постепенно интерес к панораме падает и с июля 1904 года Ф.И. Островский демонстрирует панораму Я. Стика (Стыка) «Цирк Нерона» или «Мучения христиан в цирке Нерона».
В 1907 году идет демонстрация панорамы Войцеха Коссака «Наполеон возле пирамид», но затем в здании оборудуется скетинг-ринк - место для катания на роликовых коньках. Катание на роликовых коньках было очень популярно у жителей Одессы в те годы.
В автобиографической повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» В.П. Катаев писал: «В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия. Превосходная штука!
Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый реалист, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикрепленные к ботинкам ремешками с блестящими пряжками. На каждом коньке было по четыре дутых колесика - два впереди, два сзади, и эти колесики на шариковом ходу с непривычным звуком - шумным, железным шорохом - катились по асфальту, делаясь сами цвета асфальта. Какое божественное изобретение: кататься летом на коньках!
Как по мановению волшебного жезла роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах, пополнив собою ассортимент летних игрушек: зеленых марлевых сеток для ловли бабочек, овальных жестяных ботанизирок, крокета, бамбуковых удочек с сигаровидными сине-красными поплавками, гамаков из крепкого кокосового шпагата и, конечно, фейерверка.
Роликовые коньки были на разные цены - от дорогих никелированных до сравнительно дешевых, с коричневыми колесиками из прессованного картона. Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчики и девочки, упоенные возможностью кататься на коньках летом по городу, где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.
...Но это оказалась не только детская забава. Почти одновременно с детьми ею завладели взрослые господа и дамы, превратившие катание на роликовых коньках в некое вечернее, даже ночное развлечение вроде кафешантана. Появилось новое, самое модное слово «скетинг-ринг», в понимании нашем, мальчиков и девочек, звучавшее как-то даже не совсем прилично, даже порочно.
Скетинг-ринг представлял собою асфальтовый каток в специальном закрытом помещении, у входа в который вечером зажигались гелиотроповые электрические фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие звуки матчиша, в которых тоже чудилось нечто порочное.
Туда ходили молодые богатые господа и дамы с роликовыми коньками в руках, иные подкатывали на лихачах, и мы, мальчики, смутно догадывались, что дело тут не только в катании на роликовых коньках».
В городе было создано несколько таких площадок. В частности, скетинг-ринк существовал в нынешнем Русском драматическом театре, в доме на улице Пастера, №29 и других местах. Эта почтовая открытка передает атмосферу скетинг-ринка.
Но мода на увеселения диктовала предпринимателям искать и придумывать новые развлечения для жителей. Такие развлечения, которые могли бы привлечь массового зрителя. И этим развлечением стало кино. В 1907 году Ф.И. Островский во дворе строит новое здание под синематограф и начинает демонстрацию кинофильмов. Синематограф Ф.И. Островского в 1907 году именуется как «Биограф», а с 1908 года – «Электрический театр» или «Театр Ф.И. Островского». С 1911 года – это уже «Художественный театр».
Репертуар показов кинофильмов весьма разнообразен. Наряду с кинофильмами проводятся различного рода представления. Это объявление 1908 года театра Ф.И. Островского о проведении рождественской недели и встречи нового 1909 года.
Как видим, репертуар для детей носит как познавательный, так и развлекательный характер. Перед детьми выступали танцовщицы Джульетта и Нинета Ковачини и другие артисты.
Накануне рождественских праздников Ф.И. Островский обратился к командующему войсками Одесского военного округа барону А.В. Каульбарсу с предложением о посещении театра в течение трех месяцев для нижних чинов и вдов по сниженной цене. Еженедельно в театре шла смена программ показа кинофильмов. Перед кинофильмами и между сеансами выступали перед зрителями, как уже отмечалось, артисты, в частности, танцовщица босоножка Мариами Арменис, исполнявшая мазурку Шопена, вальс цветов Катерира и другие танцевальные произведения. Выступал имитатор музыкальных инструментов Фреди Марион, трансформатор и вентролог Де Жасси (не знаю, что это за жанр) и другие артисты. В 1913 году присутствовал на спектаклях со своим участием Макс Линдер.
В 1910 году Ф.И. Островского привлекали к суду за то, что в день Троицы, в его иллюзионе, вопреки постановлению градоначальника, проводился показ картин. Но по суду Ф.И. Островский был оправдан. Суд учел то, что в показе картин не было ничего противозаконного, а также то, что в предыдущие годы в день Троицы показы картин проводились. В том же 1910 году привлекался к суду контролер иллюзиона Островского П. Попов, пускавший в продажу бывшие в употреблении билеты, чем нанес ущерб хозяину на 300 рублей. Но суд не состоялся, так как обвиняемый в суд не явился. Неизвестно, чем закончилась история.
В иллюзионе бывали дамские дни, когда в иллюзион можно было на один билет провести даму бесплатно, или на один билет две дамы.
Стоимость просмотра в кинематографе для взрослых составляла 20 коп., а для детей - 17 коп. Сеансы для взрослых начинались в 18 часов и шли беспрерывно, а для детей в 17 часов.
В иллюзионе была введена новинка – кинетофон, изобретение Т.А. Эдисона, сочетающий в себе киноаппарат и фонограф.
Но до звукового кино было еще далеко. В 1915 году Ф.И. Островский продает иллюзион Израилю Аронову Ременику и Илье Осиповичу Круглякову. В 1916 году владельцами иллюзиона стали Леон Шмулев Хортик, Израиль Аронов Ременик и Илья Осипович Кругляков. В 1919 году владельцем иллюзиона стала фирма «И.О. Кругляков и Ко».
В 1919 году в кинотеатре, кроме художественных, показывались и хроникально-документальные фильмы, в которых показывались ужасы одесской чрезвычайки, приезд А.И. Деникина в Одессу и т.п. Проводились разного рода собрания. Одно из таких собраний провел «Демократический блок».
В 1920 году кинотеатр перешел в ведение политотдела губернского военкома. В 1925 году, после смерти М.В. Фрунзе, кинотеатру было присвоено его имя. Кинотеатр был самым большим в городе. Зрительный зал вмещал 895 зрителей. В 1927 году был поднят вопрос о перестройке кинотеатра. Хотелось создать еще бóльший. Но это не так быстро делается. Еще в 1930 году в здании размещалась мастерская по ремонту киноаппаратуры. Только в 1935-1936 году здание почти полностью разобрали. В 1940 году по проекту архитектора Б.Б. Бакаляр начато строительство нового здания кинотеатра. До начала войны, в 1941 году, успели построить только стены. В годы оккупации в недостроенном здании размещается конюшня. С освобождением города, в 1944 году, в здании размещают склад табачной фабрики и постепенно продолжают строительство.
С 1948 по 1955 год второй этаж здания занимал проектный институт №3. В 1952 году на первом этаже здания открылся кинотеатр им. Фрунзе. Работал только в теплое время года. Зрительный зал вмещал 600 зрителей. С 1954 года кинотеатр стал работать круглогодично.
Вот как описывали старожилы некоторые детали кинотеатра в 1953 году: «Слева от главного входа в кинотеатр Фрунзе была дверь и дальше вела лестница на второй этаж, упиравшаяся тоже в дверь. Толкнув ее, попадали не в квартиру, а на большую площадку, впереди которой на противоположной стене была пристроена кинобудка. Касса кинотеатра была в окошечке справа от входа и рядом с этим окошком находилась дверь в комнату, где жил старший киномеханик Менакер. Потом это был кассовый зал, а в те далекие времена была квартира, без окон, одна только дверь, открывающаяся прямо на тротуар. Эта комната была и кухней, и гостиной, и спальней для Менакера и его жены».
С 1993 года началась агония кинотеатра. Кинотеатр закрывается. Сначала вроде как на ремонт, но в дальнейшем в здании размещаются разного рода коммерческие предприятия, а впоследствии здание заброшено. И, как уже сказано выше, на месте кинотеатра возведен торгово-развлекательный центр.
Но не только панорама и кинотеатр размещались по этому адресу. В 1890-е году по этому адресу работает частное еврейское мужское училище 3 разряда Израиля Исаевича Каца (ранее размещалось на улице Ришельевской); музыкальный и нотный магазин Р.Р. Орбинского.
В начальные 1900-е годы золотые и серебряные изделия предлагал германскоподданный Фридрих Генрихович Генгенбах (вплоть до 1912 года); шорные и седельные принадлежности можно было приобрести у В.В. Вюнше, сукно продавал одесский 2-й гильдии купец Яков Берков Гликман; кондитерскую держал Д.И. Бонифаци. До 1914 года работала библиотека А.И. Бортневского.
В 1905 году происходили и такого рода случаи.
Аптечно-косметические товары предлагала фирма «Вижеланс», от торговой конторы «Дорфман и Фарберг». Мануфактурой торгует портной Ш.Н. Озеран. Газета «Одесские новости» в августе 1907 года сообщила: «Ш. Озеран, проживающий в доме №27 по Екатерининской улице, получил письмо от «анархистов-коммунистов» с требованием 250 руб. под угрозой, в случае отказа, смерти». Ш. Озеран этих денег не заплатил и благополучно продавал мануфактуру до 1915 года, а может и позже.
В 1910-е годы золотыми и серебряными изделиями, часами торгует Петр Петрович Терещенко. Часы, золото, серебро и бриллианты предлагал Торговый дом «Другов, В. и Ко».
В одной из квартир продавалась мебель.
Гастрономию, ренсковый погребок держал итальянскоподданный Гаэтано Феликсович Ромео. Цветы и семена продавал П. Гене.
Ренсковый погребок в 1912 году держит и турецкоподданный Иван Иванович Каразиси. В 1911 году Каразиси властями обвинялся в продаже фальсифицированного коньяка. Работала по этому адресу посредническая контора торгового дома «Пандаки и Паспас», во главе которого стояли Михаил Георгиевич Пандаки и Константин Георгиевич Паспас. Торгует мебелью Давид Мойшев-Абрамов Пойлешер. Работала автомастерская поселянина Эдуарда Фердинандовича Краузе и германскоподданого Эриха Людвиговича Стаух.
Торговлю корсетами и шляпами вел Фр. Шнайдер. Работала пивная лавка от «Одесской Баварии», сиделец Фр. Вадах. Живые цветы продавала Анна Волкова. Автогенной сваркой занимался Р.И. Розенберг. Проводил торговые операции биржевой маклер одесский 2-й гильдии купец Сруль Лейб Давидович Рабинович.
В 1919 году бакалейный склад держали Дистель и Шерман. Этот склад в 1919 году был ограблен ворами. Было вынесено товаров на 500 тыс. руб. и 30 пудовый сейф (480 кг, не хило).
В 1920-е годы работал питательный пункт (столовая для безработных) №16 Красного Креста.
В первые послевоенные годы работает отдел социального обеспечения Сталинского райсовета.
Ныне торгово-развлекательный центр.
Дом 29. Угол улицы Полицейской (Бунина), №24. Дом в два этажа. За домом торчит торгово-развлекательный центр.
Со стороны улицы Бунина балкон с ажурными перилами.
На фотографии, в суровую зиму 1902 года, около дома видны поваленные столбы.
Если сравнить этот снимок и вышеприведенный, то видны некоторые изменения на фасаде здания.
Это дом С. Евдокимова(?), построенный ранее 1825 года по проекту архитектора Д. Фраполли. Впоследствии дом достраивал Кумбари, и дом вошел в реестр памятников архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом жилой Кумбари». В 1890 году по этому адресу, как отмечено в адресно-справочных книгах, в доме Кумбари ведет мебельную и зеркальную торговлю Сигал.
В 1896 году владельцем дома уже упоминается У. Сигал. В его доме трудится дамский портной Вайц. С 1904 года владелец дома Александр Иванович Фальц-Фейн.
В 1856 году по этому адресу держал книжную лавку М.И. Григорьев.
С 1890-х годов и до 1910-х годов в доме работал ювелир, одесский 2-й гильдии купец германскоподданный Фридрих Генрихович Генгенбах. Мужское платье предлагал одесский 2-й гильдии купец Хаим Маркус Иосьев Любарский. До 1902 года располагалась мастерская мраморных изделий Леопольдо Менционе.
Мебель предлагал одесский 2-й гильдии купец Гамшей Мовшов Шац.
В первые годы прошлого века в доме трудился мужской портной Ш.Г. Плоткин.
Каучуковые штемпеля изготавливал В. Гринзафт. Кожевенные изделия предлагал В.В. Вюнше.
Проживал окружной инспектор по страхованию от огня Санкт-Петербургского общества страхований Г.С. Глинский.
В 1910-е годы торгуют мужским платьем Мельцер и Ярес. Резиновые изделия предлагала фирма «Товарищество резина» компании «Я.Я. Греббер и Ко».
Располагалась типолитография «Знание» и мастерская каучуковых штемпелей владельцы Н. Непомнящий и М. Шрагер. Обувь предлагала Елена Кузьминична Костенко. Золотыми и серебряными изделиями торгует германскоподданный Вильгельм-Юлиус Герман. Проживал в доме товарищ старшины часовых дел цеха Одесской общей ремесленной управы Фердинанд Иванович Курц.
В 1919 году в доме при типографии «Знание» работало Южнорусское бюро реклам (ЮРБР).
В первые послевоенные годы в доме располагаются: собес Сталинского, впоследствии Жовтневого района города; комитет профсоюзов работников коммунального хозяйства; областная контора Автотракторосбыта.
В разные годы в доме проживали скрипач Д. Ойстрах и армянский поэт А.С. Исаакян. О них уже рассказывалось
На этом пока остановимся. Продолжение будет.
Более полную подборку фотографий и рекламу заведений улицы Екатерининской можно посмотреть по этой ссылке.
Фотографии сделаны в апреле 2017 года.
Ю. Парамонов
Перечень литературы уже приводился.
|