Нечетная сторона улицы начинается с дома 43. Он стоит на углу переулка Вице-адмирала Жукова. Это жилой
дом суперфосфатного завода. Построен в 1953 году по проекту архитектора В.Л.
Фельдштейна, М.А. Каца, А.З. Раппа. Год постройки дома виден на круглой башенке.
На рубеже веков домом, который стоял на этом месте владеет
А. Гудовская, а впоследствии А. Гаевский. К 10-м годам прошлого века домом
владеют М. Рейнгерц и А. Рейхенберг, а впоследствии наследники Рейхенберга.
В доме проживали: купец 2-й гильдии Иван Федорович
Митрофанов, занимающийся торговлей шорными изделиями и седлами; шорные изделия
и седла здесь изготавливал Н. Апполонский. Проживал служащий Санкт-Петербургского
международного коммерческого банка М.З. Гутенмахер. В 1908 году при доме был
ресторан, владельцем которого был Феттер. Для тех, у кого с кишечником было не
все в порядке, здесь можно было приобрести лактобациллин.
Это был препарат биологического происхождения, регулирующий равновесие кишечной
микрофлоры.
Ныне жилой дом с административными помещениями
Дом 45. Доходный
дом Родоконаки. Построен в начале прошлого века по проекту архитектора Л.Л.
Влодека на месте магазина К. Рафтопулло, построенного в 1853 году по проекту
архитектора Н.Н. Черкунова.
Это большой дом, богато украшенный лепниной. Окна
второго этажа венчают маскароны. Весь дом ажурный, как и большинство домов,
построенных по проекту Л.Л. Влодека. Дом большой и множество людей и заведений
располагалось здесь.
Прежде всего, детский сад М.В. Волянской; парикмахерская Ф.М. Ферхо; лечебница доктора
Э. Прейсмана; музыкальные курсы П.Г. Штейна; мебельно-столярная мастерская И.Я.
Харитонова; белошвейная мастерская И.М. Соловьева. Здесь же торговый дом
однофамильцев И.М. Соловьева - И.Д. и С. Соловьевы торгуют мануфактурой.
А как же такой огромный дом без кафе? Оказывается, такое
кафе имелось. Кафе-кондитерская Н. и С. Криади предоставляло широкий выбор
кондитерских изделий.
Кроме того, шорные изделия и седла реализовывали братья Б. и
Х. Пекелис. Но не только Пекелисы занимались шорными изделиями.
Занимался ими и М.В. Печик, а позже Александров.
В доме проживали: врач М.О. Кранцфельд; участковый мирового
суда города Григорий Семенович Фабрицкий, преподаватель истории женской
гимназии имени С.И. Видинской, содержимой В.И. Мельницкой Лаура Леоновна
Паппадато, помощник присяжного поверенного А.И. Левензон (Левенсон), возможно,
его жена женский врач Наталья Александровна Левенсон, проживавшая по этому
адресу и в 30-е годы прошлого века. К этому времени она уже заведовала в городе
женской поликлиникой.
В 30-е годы прошлого века в доме размещается 4-я городская
библиотека.
Ныне жилой дом с административными помещениями.
Дом 47. Угол
улицы Преображенской. Доходный дом П. Родоконаки. Этот дом был построен тем же
Л.Л. Влодеком. Впоследствии дом переходит к Павлу Степановичу Юрьевичу, который
владеет им до революции.
Этот дом весьма примечателен. В 80-е годы позапрошлого века
турецкоподданный гражданин Зервати-Перекись (Перакис, Пераки) Петр Георгиевич
держит по этому адресу магазин греческой книги. Коли улица Греческая, то и
книги греческие. Кроме белошвейной мастерской в предыдущем доме И.М. Соловьев,
имеющий магазины в других городах империи, торгует здесь полотном, бельем.
В. Гавликовский торгует биллиардными шарами.
Но наиболее известной была кондитерская К.Ф. Амбарзаки. Эта
кондитерская отмечалась в путеводителях по Одессе, где отмечались прекрасное
помещение и дешевизна кондитерских изделий.
Размещалась кондитерская на первом этаже. Вход с угла улицы
Преображенской. Кондитерская работала до двух часов ночи, как гласило рекламное
объявление.
Как видим из рекламного проспекта в кондитерской имелся
рахат-лукум 5-ти видов, халва – 4-х видов, отдельно халва караимская – 4-х видов,
варенье – 11-ти видов и различные восточные сладости. Здесь можно было выпить
кофе, чай и другие напитки. Имелся и сырой катаиф. Это восточное сладкое
кушанье, имеющее множество рецептов приготовления. Кроме того, в кондитерской
имелся биллиард.
О помещении кондитерской в годы гражданской войны оставил
воспоминания Моисей Самойлович Беленький (1892-1982) - известный
ученый-курортолог и физиотерапевт: «Комендатура находилась тогда на улице
Преображенской, 18. Там мне дали направление в общежитие для младшего
офицерского состава. Общежитие располагалось в помещении бывшей кофейни
Амбарзаки на улице Греческой угол Преображенской. В просторных залах кофейни
стояли железные койки с соломенными матрацами. Комендант общежития капитан
Языков указал мне на одну из них. После этого я посетил Упсанрум, ул.
Херсонская, 60, где меня зарегистрировали и велели ждать особого распоряжения».
Как видим, кофейня и революция несовместимы.
А после революции в помещениях кофейни Амбарзаки открывается
кинотеатр. В начале 20-х годов кинотеатр носит название "Палас". в 1926 году - имя председателя Совнаркома Украинской
ССР К.Г. Раковского, в 1928 году – «Научное кино имени Горького», 1931 году –
научное кино «Ударник», 1933 году – имени Горького, 1935 году – «Ударник», 1936
году - имени Горького. В период фашистской оккупации кинотеатр получил название
«Акса». Отступая, фашисты взорвали аппаратную. Стена аппаратной от взрыва
обрушилась внутрь большого зала. В послевоенные годы кинотеатр вновь именуется
кинотеатром имени Горького.
В 50-е годы кинотеатр стал детским. Большое помещение
позволяло кроме двух зрительных залов иметь еще читальный и музыкальный залы,
где устраивались киновикторины и массовые концерты школьников, в фойе
вывешивалась стенгазета «Активист». Устраивались встречи с киноактерами.
В 1995 году кинотеатр перестал существовать. Сначала в его
залах клуб «Бинго». Затем столовая сети «Жарю-парю».
Четная сторона улицы.
Дом 46. Угол
Греческой площади и переулка Вице-адмирала Жукова. Величественный дом в четыре
этажа.
До 1911 года домом, который стоял на этом месте владел
Параскева-Борисов. Затем на этом месте в 1911 году А. Анатра строит вот этот
дом. Дом был построен по проекту архитектора Ф.Э. Кюнера.
В 1914 году в доме располагается Одесская купеческая
биржевая артель. Артель предлагала своих сотрудников для разных должностей и не
только по торговле.
В том же году в здании открылся театр Шварца, где на трех
этажах размещался огромный зрительный зал с балконами, вестибюль и фойе.
В 1916 году новые владельцы театра переименовали его в
«Малый театр».
В сентябре 1919 года в помещении «Малого театра» открылся
«Дом кружка артистов». На первом этаже здания известный исполнитель романсов
Юрий Морфесси устроил бар. Наверху располагалось кабаре, где посетители сидели
за столиками.
В.А. Галицкий в своей книге «Театр моей юности» так описывает
обстановку «Дома кружка артистов». «Артисты одесских театров съезжались туда к
двенадцати часам ночи и давали концерты… Три этажа были заполнены кутящей
публикой. Залы, тоже расписанные странными пятнами, линиями, абстрактными
фигурами, гудели от смеха и говора гостей. Над столиками висели причудливые
абажуры, в глубине была сделана эстрада, стояло пианино. Концерты шли до
рассвета на всех этажах. Хлопали пробки, сновали ловкие официанты, то и дело
вспыхивали скандалы. На всех этажах стояли женщины, коротко стриженные, с
чубчиком и выведенным к виску локоном. На них были короткие платья из шуршащего
шелка, лакированные лодочки. Они курили папиросы из длинных мундштуков, и
подведенные глаза их о чем-то молили. Офицеры, русские и иностранные, гости в
визитках, потертые личности и неизменно внизу военный патруль из казаков…»
По воспоминаниям В.А. Галицкого выступал там и А.Н.
Вертинский, исполняя свои жеманные песни, возбуждая аудиторию. Посещали это
заведение и актеры кино: Вера Холодная, Леонид Утесов…
С приходом советской власти, будущий заслуженный артист
РСФСР Владимир Константинович Татищев, в 1920 году создает молодежный театр
«Красный факел», где ставит пьесы, отвечающие духу революционного времени. В последующие годы работает драматический театр имени Т.Г. Шевченко и иллюзион, названный «Малым театром». В 1926 году в день 45-летия героя гражданской
войны Григория Ивановича Котовского кинотеатру было присвоено его имя. В годы
Отечественной войны здание было разрушено. Осталась от здания только коробка. Здание
и кинотеатр были восстановлены только в 1954 году. Кинотеатр проработал до 1996
года. В этот год помещения кинотеатра были переданы Болгарскому центру
культуры.
Но не только заведение развлекательного жанра представляло
собой здание. Здесь проживали: врач И.Д. Розенштейн, зубной врач С.М. Гельфан,
конторщик Сибирского торгового банка И.М. Мангуби, провизор, торговец второго
разряда Ю.М. Глекель держит аптекарский магазин. Торгует шляпами С. Рашковская.
Ну, и А. Гоппенфельд держит пивную «Тирольский грот».
Такова история этого неординарного здания.
Дом 48. Угол
переулка Вице-адмирала Жукова. Русский драматический театр. Здание построено в
1874 году по проекту архитектора Ф.В. Гонсиоровского.
На рубеже веков владелец
здания Н.Я. Юровский, а затем Артур Антонович Анатра.
Театр был выстроен на месте частных домов Ф. Рафаловича и А.
Великанова, стоявших на углу улицы Греческой и Колодезного переулка. Следует
отметить, что в доме А. Великанова имелся небольшой театр, который именовался
Русским. По традиции вновь построенный театр назвали Русским. Необходимость
постройки этого театра была связана с пожаром в новогоднюю ночь с 1872 на 1873
год, когда сгорел городской театр. Труппа, игравшая в городском театре, была
вынуждена скитаться, ставя спектакли в случайных помещениях.
И хотя построенный
Русский театр и не был таким великолепным, как городской, но он сыграл большую
роль в театральной жизни города. В этом театре привлекало зрителей, и даже было
сенсацией – журчащие на втором этаже фонтаны воды и живые цветы, создающие
прохладу в летний зной, а также расписной потолок театра. Все это до наших дней
не сохранилось из-за многочисленных впоследствии переделок.
На сцене Русского театра в Одессе в конце 19-го - начале
20-го веков играли звёзды мировой сцены Сара Бернар, Элеонора Дузе, Бенуа
Коклен, Жан Муне-Сюлли, Мария Савина, Владимр Давыдов, Мария Заньковецкая, Панас
Саксаганский, Марк Кропивницкий…
Выступали здесь В. Маяковский, А. Толстой, М. Булгаков, Н.
Луначарский... В годы оккупации в театре пел Петр Лещенко.
В 1910 - 1912 годах здание реконструируется под Скетинг-ринг
по проекту архитектора Ф.А. Троупянского. В моду вошли роликовые коньки. И для
публики, любящей кататься на роликовых коньках, здание перестраивается.
В. Катаев в повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог
Оберона» так описывает скетинг-ринг. «Скетинг-ринг представлял собою
асфальтовый каток в
специальном закрытом помещении, у
входа в который вечером зажигались
гелиотроповые электрические
фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие
звуки матчиша, в
которых тоже чудилось нечто
порочное.
Туда ходили молодые богатые господа и дамы с роликовыми
коньками в руках, иные подкатывали на лихачах, и мы,
мальчики, смутно догадывались, что дело
тут не только в катании на роликовых коньках.
Разумеется, я ни разу в жизни не был в скетинг-ринге и
не видел, что
там делается. По слухам, там
мужчины и женщины
танцевали на роликах
вальс, прижимаясь друг к другу, а позже, ближе к полуночи,
откалывали «ой-ра, ой-ра!» и кекуок, а
вокруг асфальтовой площадки, за деревянными барьерами с
бархатным валиком, возвышались столики, покрытые крахмальными
скатертями, возле которых на специальных подставках блестели
запотевшие серебряные ведра с битым
льдом, откуда выглядывали золотые горлышки шампанского «редерер».
Слово «редерер» удивительно складно соединялось со
словом «скетинг-ринг» и вызывало
желание громко запеть на мотив ойры
пересыпскую босяцкую песенку, где скетинг-ринг презрительно и
ядовито был переделан в скотский рынок.
«Был вчера на скотском рынке и порвал себе ботинки», и так
далее. Ой-ра, ой-ра!»
В эти же годы в здании театра открывается автомобильный
салон.
Перед революцией в здании театра известный режиссер Н.
Собольщиков-Самарин открывает новый театр под названием «Улыбка». В театре
ставились миниатюрные антрепризы, вызывавшие улыбку у зрителей. В этих
антрепризах выступал Владимир Яковлевич Хенкин.
В 1925 году здание было предоставлено Государственному
украинскому драматическому театру. Кратко театр именовался Держдрамой. Но
Держдрама недолго пробыла в этом здании. В 1926 году начинает работать Русский
драматический театр, а Держдраме предоставляется здание на улице Пастера, где
украинский драматический театр находится и в наши дни.
В честь 10-летия революции Русскому драматическому театру
было присвоено имя большевика возглавлявшего Одесский губисполком – Андрея Васильевича
Иванова, любимца комсомольской молодежи города.
Андрей Васильевич родился 16
октября 1888 года в деревне Кукшево Костромской губернии. С марта 1917 года
член Киевского комитета РСДРП(б), в конце 1917 года до мая 1918 года был членом
Киевского военно-революционного комитета.
В 1918 году занимал должности члена
Президиума ЦИК Украинской Народной Республики, народного секретаря внутренних
дел Украинской Народной Республики. После военных действий в 1920 году Иванов
занимал должность председателя Киевского губернского революционного комитета,
затем председателя Исполнительного комитета Киевского губернского Совета. В
1921 году назначен был на должность председателя Исполнительного комитета
Харьковского губернского Совета. С 1921 до 1922 секретарь Президиума
Всеукраинского ЦИК. Два раза был членом Политического бюро ЦК КП(б) Украины,
членом Организационного бюро ЦК КП(б) Украины и заведующим
Организационно-инструкторским отделом ЦК КП(б) Украины. С 1923 по 1925 год занимал
должность председателя городского совета Одессы и председателя Исполнительного
комитета Одесского губернского Совета. Много сделал для возрождения одесского
футбола. Кандидат в члены ЦК РКП(б), секретарь Союзного Совета ЦИК СССР, член
Президиума ЦИК СССР. С 1925 года до дня смерти (10 июня 1927 года) Андрей
Васильевич занимал должность заместителя директора Института советского
строительства в Москве. В Одессе, кроме театра имя Иванова было присвоено
заводу и улице.
Ну, а ныне театр именуется - Одесский академический русский
драматический театр.
Кроме театра по этому адресу размещается на рубеже веков
кафе Амбарзаки, ресторан «Альказар» - владелец Галяцо Фотти, клуб Военного
собрания. При театре – гостиница «Театральная», владелец А. Ратновский. В июне
1907 года в одесских газетах появилось сообщение: «В «Театральной» гостинице
покончила с собой молодая девушка, Иванова, оставившая письма, из которых
усматривается, что Иванова прибыла в Одессу для совершения террористических
актов». Не смогла Иванова совершить теракт, и была вынуждена покончить с собой,
боясь мести со стороны однопартийцев.
В 10-е годы прошлого века по этому адресу проживает член
городской Управы города Семен Осипович Фабрицкий.
Дом 48а. Здание литературно-артистического
общества. Построено в 1916 году по проекту архитектора М.И. Линецкого.
Литературно-артистическое
общество было создано в начале прошлого века. При обществе работал
литературно-артистический клуб. С марта 1916 года клуб начал функционировать в этом
доме. Клуб привлекал многочисленную публику, в основном представителей местного
литературного, артистического и музыкального мира. Клуб проводил
литературно-музыкальные вечера, посвященные Шекспиру, Скрябину и другим
известным литераторам и музыкантам. В конце 1916 года помещение было
реквизировано для нужд армии, и клуб прервал свою деятельность, впоследствии
арендуя помещение в другом месте.
Впоследствии в здании размещался Театр Красной (Советской)
Армии, театр Киевского военного округа. В 1953 году из Львова в Одессу был переведен
театр музыкальной комедии, а театр Советской Армии перевели во Львов. Впоследствии
в этом здании разместился театр Юного зрителя, который дает спектакли и в наши
дни.
Дом 50. Дом М.
Маврокордато. Построен в 1883 году по проекту архитектора Д.Е. Мазирова.
Красивый
дом с ажурными воротами, ведущими во двор, ажурными балконными решетками.
На рубеже веков домом владеют наследники Рафаловича, впоследствии
домом владеет Н.Я. Юровский и его наследники. К 1910 году дом переходит в
собственность Артура Антоновича Анатра. Таким образом, в этой части улицы А.А.
Анатра владеет несколькими домами.
На рубеже веков в доме проживает присяжный поверенный Л.Л.
Геникес. Впоследствии в доме проживали:
присяжный поверенный Александр Григорьевич Панченко; врач Николай
Николаевич Лампенко; состоящий при чертежном отделении штаба округа
штабс-капитан Аким Егорович Кудрявцев; штабс-капитан 59-го пехотного
Люблинского полка Сергей Владимирович Дыздерев.
Здесь был и танцевальный класс Людвига Игнатьевича Праусса,
который преподавал танцы в Ришельевской гимназии, реальном училище В.А.
Жуковского, Одесской женской гимназии В.С. Пашковской, и, кроме того, был учителем
гимнастики во 2-й мужской гимназии.
Здесь же разместились курсы бухгалтерии и счетоводный
кабинет Г.О. Дукат; лечебница клинических врачей по всем специальностям
Одесское отделение кассы
взаимопомощи литераторам и ученым. Председатель кассы И.М. Хейфец, казначей
Александр Спиридонович Попандопуло (журналист, редактор, «Одесского листка»,
умер в 1910 году), секретарь Соломон Лазаревич Чудновский.
Соломон Лазаревич
Чудновский был известной личностью. Сын купца. Родился в 1849 году в Херсоне. В
1868 году окончил Херсонскую гимназию и поступил в петербургскую
Медико-хирургическую академию. За участие в студенческих волнениях исключен из
академии и выслан в Херсон, где организовал ряд кружков. В 1872-1873 году учился
в Вене, сблизился с австрийскими социал-демократами. По возвращении из-за
границы поступил в Одессе в Новороссийский университет. Среди студентов
пользовался большой популярностью, как участник выступлений против царя,
революционер. Вокруг него всегда был ореол выдающейся личности. Близко сошелся
с А.И. Желябовым, студентом Новороссийского университета, будущим организатором покушения на царя Александра ІІ.
Собственно Чудновский ввел Желябова в одесский кружок Волховского, где
занимались изучением и обсуждением нелегальной литературы. Чудновский и Желябов
наладили доставку нелегальной литературы через контрабандистов, наладили явки,
обеспечили хранение. Чудновский ведал и связями кружка с Петербургом, Москвой,
Киевом. В январе 1874 года Чудновский был арестован, преданный контрабандистом.
После трех лет проведенных в тюрьме предстал перед судом по делу 193-х в
Санкт-Петербурге (судебное дело революционеров-народников, разбиравшееся в
Петербурге в особом присутствии Правительствующего сената с 18 (30) октября
1877 года по 23 января (4 февраля) 1878 года. К суду были привлечены
участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную
пропаганду с 1873 по 1877 год). С.Л. Чудновский был приговорен к 5 годам каторги,
замененной ссылкой в Тобольскую губернию. А.И. Желябов также привлекался по
делу 193-х. Но не был осужден. Чудновский, живя в Сибири, занимался изучением
крестьянской общины, участвовал в географических экспедициях, сотрудничал в
журнале «Северный вестник», газете «Восточное обозрение». В 1885 году С.Л.
Чудновский составил статистическое обозрение Енисейской губернии.
В
1893 году С.Л. Чудновский вернулся в Одессу, где и стал секретарем Одесского
отделения кассы взаимопомощи литераторам и ученым. Сотрудничал в различных
журналах. После 1905 года примкнул к
левой группе конституционных демократов. Скончался в 1912 году.
Кроме перечисленного, здесь же было модное заведение
Блантико; С. Кирбис и Л. Шпайхер держали аптечный склад; располагалась и Коммерческая
артель официантов. Бакалеей торгует Г.П. Мавриди, корсетами М. Стафикопова; обоями
А. Шифман. Для ссудо-сберегательной кассы служащих торгового дома «Д. Вальтух» также
нашлось место. Председателем общества состоял Яков Иосифович Кранцфельд.
Парикмахерскую держит Х. Демитрашев.
В 1907 году в этом доме в квартире №5 книжной торговлей занимается Эсфирь Семеновна
Хейфец, жена кандидата права, упоминавшегося выше председателя отделения кассы
взаимопомощи литераторам и ученым, И.М. Хейфеца. В 30-е годы прошлого века в
этой квартире проживает венеролог, врач Ф.И. Тарсис. Кроме Тарсиса в эти же
годы проживают: заведующий хирургическим отделением железнодорожной больницы,
врач К.Г. Гончаров; венеролог, врач Н.З. Юхневич в квартире №6.
В более поздние годы здесь проживали артисты.
В 1944-1953 году народный артист СССР А.И. Аркадьев. Аркадий Иванович Аркадьев (настоящая
фамилия - Кудерко) (1907-1993
год) - советский украинский актер, театральный режиссер. Родился 25 января
1907 года в Одессе. В 1927 году окончил Одесский музыкально-драматический
институт, ныне Одесская государственная музыкальная академия имени А.В.
Неждановой.
В 1977 году стал народным артистом СССР. Лауреат Сталинской
премии третьей степени 1952 года за исполнение роли Юлиуса Фучика в спектакле
«Прага остаётся моей».
Работал в театрах разных городов
страны. Снимался в кино. Умер в 1993 году во Львове и был похоронен на
Лычаковском кладбище.
В 1944-1958 году народный артист УССР, лауреат Сталинской
премии 1952 года за роль в спектакле «Прага
остаётся моей» Д.М. Голубинский. Дмитрий Михайлович Голубинский (Тростянский) родился 17 (29) ноября 1880 года на хуторе
Голубинский (ныне - Волгоградская область). Скончался 29 января 1958 года в Одессе.
Работал в различных театрах. В 1931-1944 годах - актёр киевских театров, в
1944-1954 годах - актёр одесских театров.
В 1944-1953 году народный артист УССР, лауреат Сталинской
премии 1952 года за роль Бема в
спектакле «Прага остаётся моей» А.М.
Максимов. Алексей Максимович Максимов родился 21.01.1899 года в Казани.
Скончался в 1965 году во Львове.
На сцене - с 1917 года, работал в театрах Хабаровска, Кинешмы, Херсона,
Житомира, в Театре «Красный факел», в Ростове-на-Дону. С 1940 года - актер и
режиссер театра Киевского военного округа (затем - Львовского русского
драматического театра Советской Армии).
Ныне жилой дом с административными помещениями.
Дом 52. Угол
улицы Преображенской. Дом братьев Мими. Первый дом на этом месте был построен в
1825 году по проекту архитектора Д. Фраполли. Через двадцать с лишним лет, в
1848 году проводится его реконструкция по проекту архитектора Ф.О. Моранди. А
после реконструкции в 1887 году по проекту инженера Л.И. Весели появилось вот
это здание. На рубеже веков владельцем дома значится Георгий Николаевич Мими. Дом
несколько потрепан, но все-таки красивы балконы с их ажурными решетками.
На рубеже веков в доме проживает врач Н. Скирятин. Несколько
позже – как она сама представлялась – привилегированная акушерка-массажистка и
оспопрививательница Р.Г. Лившиц-Славина.
Здесь же находилось и кафе Либмана, позже перебравшееся в
дом №23 по Преображенской улице - угол Садовой. Краской и лаком торгует М.М.
Кафка; принимала посетителей гостиница 2-го класса «Лувр», владельцем которой
был Янкель Гительман. Здесь располагалась редакция и контора издания справочной
книги «Вся Одесса» Л.А. Лисянского и шел прием подписки на книгу и объявления.
В первые послевоенные годы в доме размещается
Гипрогражданстрой, а также Одесское управление Облсельпроекта.
Ныне жилой дом с административными помещениями.
Впереди Преображенская улица, величественный собор на
площади.
На этом мы и завершаем обзор Греческой улицы.
Ю. Парамонов
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
В. Пилявский. Здания, сооружения,
памятники Одессы и их зодчие. Справочник
«Вся Одесса». Иллюстрированная адресная
и справочная книга за 1899 - 1902
г.
«Вся Одесса». Адресная и справочная
книга г. Одессы на 1908 г.
Издание Л.А. Лисянского
«Вся Одесса». Адресная и справочная
книга г. Одессы за 1910 - 1911
г. Издание Л.А. Лисянского
«Вся торгово-промышленная Одесса».
Адресно-справочная книга на 1914
г.
«Вся Одесса. Адресная и справочная
книга всей Одессы с отделом Одесский уезд на 1914 год». Издательство «Одесские
новости»
Новороссийский календарь на 1893 г.; на 1912 г.
Вся Одесса и Одесская губерния. 1925 г.
Справочник. Вся Одесса на 1930 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на
1.3.1963 г.)
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса
на старых открытках. 2006 г.
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая
Одесса. Торговля и промышленность. 2010 г.
М. Бельский. Книжная торговля в
дореволюционной Одессе
А. Малиновский. Кино в Одессе
В. Голота. Театральная Одесса
В. Галицкий. Театр моей юности
В. Катаев. Разбитая жизнь или
волшебный рог Оберона.
Википедия
|