Пятница, 24.11.2017, 17:39

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Пастера улица от улицы Ольгиевской до Конной
Итак, начинаем осмотр улицы Пастера от улицы Ольгиевской до улицы Конной.
Нечетная сторона улицы от улицы Ольгиевской начинается домом №11.

Под этим номером значатся два здания. Одно, левостороннее, находится на углу улицы Ольгиевской, а правостороннее занимает место на углу переулка Ляпунова.

О левостороннем здании рассказано более подробно в статье «Ольгиевская улица» (http://obodesse.at.ua/publ/olgievskaja_ulica/1-1-0-74 ).
Дополняя сказанное, следует отметить, что в этом здании в 1908 году книжную торговлю держал одесский мещанин Шимановский Аркадий Игнатьевич, а в первые послевоенные годы в здании размещались: дерматовенерологическая  клиника медицинского института и венерологический диспансер.
В наши дни это жилой дом с административными помещениями.
Со стороны улицы Пастера в здании размещается студенческое кафе «Пульс», магазин «Бассейны» и другие учреждения. В этом же здании молельный дом евангельских христиан-баптистов.
Правостороннее здание этого дома на углу переулка Ляпунова было построено в 1835 году по проекту Г.И. Торричелли для Л. Потоцкого.
Ныне в здании разместилось кафе быстрого питания «Жарю-Парю».
 
Дом №13. Городская публичная библиотека построена в 1904-1906 годах по проекту архитектора Ф.П. Нестурха (Об архитекторе рассказано в статье «Ольгиевская улица»). Перед фасадом здания оригинального рисунка ограда с воротами, а за ними небольшой палисадник.



Примечательна сама история библиотеки. Она была основана еще в 1829 году.
С первых лет своего существования Библиотека рассматривалась как центральная в Новороссийском крае. Сначала размещалась в городском доме на Приморском бульваре (правое полуциркульное здание, если смотреть от памятника Ришелье).
Библиотека была создана по представлению графа Воронцова. Император Николай I издал приказ, который позволил открыть в Одессе Городскую публичную библиотеку. Это была вторая в Российской империи (после Императорской в Санкт-Петербурге) публичная библиотека.
Большой вклад в библиотеку сделал М.С. Воронцов. Он подарил библиотеке 600 томов французских классиков в роскошном издании Фирмена Дидо. Примеру губернатора последовали богатые одесситы, и количество книг в библиотеке начала быстро расти.
В 1831 году всем одесским типографиям и литографиям последовал указ предоставлять в библиотеку по два экземпляра всех печатавшихся изданий.
Особую ценность составляли коллекции: графа М.М. Толстого (более 40000 изданий), Г.Г. Маразли (10 000 томов), коллекция по технике профессора В.И. Тимонова (1085 книг и брошюр), по экономике и юридическим наукам - А.А. Борзенко (851 ед.), библиотека археолога П.А. Бурачкова (3176 томов) и др.
Жертвовали и иностранцы, среди которых были библиотеки Парижа, библиотека Британского музея, библиотека Конгресса США и др.
В 1874 году библиотека временно переселяется в дом Великанова на Греческой улице, а в конце того же 1874 года размещается в доме Папудова на Соборной площади.
Так как фонды библиотеки быстро росли, то в 1883 году библиотека переселяется во вновь построенное на средства Г.Г. Маразли здание Общества истории и древностей на улице Ланжероновской (ныне здание Археологического музея).
На почтовой открытке видна надпись на фронтоне здания, говорящая о том, что в нем находится библиотека.

На содержание библиотеки выделяются деньги из городского бюджета. По смете на 1890 год выделялось: заведующему 1500 руб.; двум помощникам 1980 руб.; писцу 420 руб.; трем служителям 972 руб.; на покупку книг и выписку журналов 1300 руб.; на переплет книг 500 руб.; на отопление и освещение 750 руб.; на хозяйственные, мелочные и разные расходы 396 руб. Всего 7818 руб.
Город шел на эти расходы, считая, что ту пользу, которая приносит библиотека, с излишком окупаются.
В феврале 1907 года, после освящения вновь построенного здания, библиотека въехала в свое собственное здание.
Здание было построено по последнему слову библиотечного дела.
Вот как описывает библиотеку Г. Москвич в своем Путеводителе по Одессе за 1909 год. Эту выдержку я приведу дословно. «В 1907 году город обогатился новым грандиозным зданием гор. публичной библиотеки… сооруженном в строго выдержанном новогреческом стиле, трактованном в современном вкусе.
С внешней стороны, огромное здание с небольшим выступом в средней части и небольшой колоннадой, украшенное рельефными фигурами, жертвенниками и прочими атрибутами стиля, несколько теряет от того, что помещено не на площади. Зато внутри – оно великолепно. Парадный вход, с небольшим тамбуром, ведет в довольно значительных размеров вестибюль, предназначенный для раздевания. Из вестибюля имеется вход в великолепный куполообразный аванзал, освещаемый сверху. Это – большой квадратный зал, украшенный группой массивных колонн, придающих ему восьмигранную форму; колонны поддерживают красивые хоры, образующие круг; над хорами – застекленный купол с раскрашенными под небеса плафоном, с жертвенниками и прочими деталями стиля. При входе в аванзал, - слева обширная комната – ниша с особыми приспособлениями для каталогов, справа – в такой же нише – кафедры, где производится выдача книг. Отсюда вход в главный читальный зал, поражающий своими размерами, обилием света, мягкостью стиля и скромными, без фигур, украшениями. 10 огромных окон, расположенных с обеих сторон на большой высоте, заливают зал светом; внизу окон, на уровне читальных столов, прорезаны еще небольшие, красиво обрамленные окна, бросающие свет, непосредственно на читальные столы. По стенам, на 8-ми изящных кронштейнах – бюсты великих русских писателей работы молодого талантливого скульптора Гриншпуна. Зал заканчивается обширной полукруглой нишей, отделенной красивой колоннадой и залитой светом; это дамская комната.
Зал рассчитан на 350 посетителей, что в общем дает возможность в течение дня заниматься более 2000 лиц. В зале 19 особой системы изящных столов, представляющих все удобства для занятий. Из достопримечательностей этого зала следует отметить портрет Имп. Николая І, при котором библиотека была основана, и – Имп. Николая ІІ, составляющий копию с портрета известного художника Репина, репродуцированную в его же мастерской, при его участии. Другую достопримечательность составляют математически верные астрономические электрические часы, единственные в Одессе, устроенные университетским механиком И.В. Тимченко.
Особый интерес в техническом и строительном отношении представляет книжное отделение, являющееся последним словом библиотечной техники; оно состоит из 7 обширных ярусов, совершенно одинакового оборудования и вполне изолированных в пожарном отношении от прочих отделений здания. Книжные шкапы отсутствуют, а книги и фолианты расположены на особых, весьма остроумной конструкции, металлических стойках через всю вышину здания и установленных с математической точностью, так как стойки имеют отверстия, в которых укреплены различной ширины, в зависимости от размеров книг, полки, могущие передвигаться согласно вышине книг. Особенность этого книгохранилища заключается еще в том, что при этой конструкции нет надобности в лестницах, которые сильно утомляют служебный персонал. Книги подаются в зал выдачи книг через особого рода «лифты».
Из прочих самостоятельных отделений библиотеки заслуживает особого внимания изящный обширный зал верхнего этажа, предназначенный под библиотечный музей, где в особых витринах, шкапах и на особых приспособлениях размещены раритеты библиотеки, картины и проч. Этот зал освещается сверху. Интересен также обширный зал, где помещается все, что касается истории библиотеки. Далее, заслуживает внимания еще ряд служебных помещений. Кабинеты – попечителя библиотеки, библиотекаря, его помощника, курительная, уборная, дублетная, распаковочная и проч.
Все здание отапливается усовершенствованной системой парового отопления (гретым воздухом) и освещается электричеством…
Подобным библиотечным зданиям не обладает ни один город России, не исключая и столиц».

17 сентября 2009 года  Указом Президента Украины Библиотека получила статус национального учреждения и сменила название. Теперь это «Одесская национальная ордена Дружбы народов научная библиотека имени М. Горького».
На фасаде здания прикреплена мемориальная доска с бюстом, гласящая о том, что в библиотеке работала Герой Советского Союза, снайпер Л.М.  Павличенко
Людмила Михайловна Павличенко родилась 12 июля 1916 года в городе Белая Церковь. Затем семья переехала в Киев. После окончания девятого класса Людмила работала шлифовальщицей на заводе «Арсенал» и одновременно училась в десятом классе, завершая среднее образование. В 1937 году Людмила Павличенко поступила на исторический факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Студенткой занималась планерным и стрелковым видами спорта. Великая Отечественная война застала Людмилу в Одессе на дипломной практике. Она приехала из Киева в Одессу, чтобы здесь закончить свою дипломную работу о Богдане Хмельницком. Работала в городской научной библиотеке. С первых же дней войны Людмила Павличенко добровольцем уходит на фронт.
В составе Чапаевской дивизии участвовала в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины. За хорошую подготовку её направили в снайперский взвод. С 10 августа 1941 года в составе дивизии участвовала в героической обороне города Одессы. С середины октября, на протяжении 250 дней и ночей Людмила Павличенко провела в тяжёлых боях под Севастополем. К июлю 1942 из снайперской винтовки Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев. За период оборонительных боёв она, кроме того, воспитала десятки хороших снайперов, которые, следуя её примеру, истребили не одну сотню гитлеровцев.
В июне 1942 года Людмила была ранена. Вскоре её отозвали с передовой и направили с делегацией в Канаду и Соединенные Штаты. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт, жена президента США, пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране. Людмила выступала перед студентами, промышленниками… Стало знаменательным её выступление в Чикаго. «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Толпа замерла на минуту, а затем взорвалась неистовым шумом одобрения… В Америке ей подарили кольт, а в Канаде – винчестер, который был выставлен в Центральном музее Вооруженных сил.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1218) лейтенанту Павличенко Людмиле Михайловне присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года.
 
Единственной Герой среди женщин-снайперов, удостоенных этого звания при жизни. Другие были награждены уже посмертно.
В 1943 году Л.М. Павличенко принял И.В. Сталин. В своих воспоминаниях в 1945 году Павличенко писала, что на вопрос Сталина: что она собирается делать дальше? Ответила:
- Воевать хочу, товарищ Сталин!
- Вам нельзя. Арифметику знаете? Если поедете на фронт, убьете еще сто фрицев, но и вас могут убить. А если обучите сто снайперов, и они убьет каждый по десять, то сколько это будет? Тысяча. Вы здесь нужнее.
И Л.М. Павличенко занялась подготовкой снайперов уже в специальной школе по их подготовке.
После войны, в 1945 году Л.М. Павличенко окончила Киевский государственный университет. В 1945-53 годах была научным сотрудником Главного штаба ВМФ СССР. Участница многих международных конгрессов и конференций, вела большую работу в Советском комитете ветеранов войны.
Скончалась 27 октября 1974 года. Похоронена в городе-герое Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Имя Героини было присвоено судну Министерства рыбного хозяйства. Именем Л.М.Павличенко названа улица в Севастополе.
 
Дом №15. Угол улицы Конной. Здание театра Сибирякова, ныне Украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько, построено в 1903 году по проекту архитектора С.А. Ландесмана. 
Театр был построен на средства мецената и антрепренера Александра Сибирякова и долгое время носил имя своего создателя.
Александр Илиодорович Сибиряков родился 28 мая 1868 г. в Киеве в семье крупного предпринимателя-сахарозаводчика.
Окончил Киевское реальное училище, а затем - Петербургскую консерваторию по классам вокала и фортепиано.

Три года учился сольному пению в Италии.
В 1897 году был назначен антрепренером Городского театра в Одессе.
На рубеже веков у А.И. Сибирякова зародилась мечта создать собственный театр. Он его мыслил, как театр русской труппы, у которой в городе не было постоянного места. Был выбран участок на углу улиц Херсонской и Конной с небольшим садиком. По проекту архитектора С.А. Ландесмана в 1900 году было начато строительство здания театра. Он мыслился доступным для всех слоев общества.
Строительство здания заняло три года.
16 октября 1903 года театр был открыт.

Открытие театра проходило по уже отработанному сценарию, т.к. это был уже не первый театр в городе. В полдень прибыло руководство города, представители печати, приглашенные гости, артисты двух русских трупп. Одна, набранная А. Сибиряковым для первого сезона и другая – ранее обосновавшаяся в городе. Торжественное богослужение с окроплением всех помещений провел отец С. Петровский, настоятель Сретенской церкви на Новом базаре, находящемся в одном квартале от театра.
Затем Городской Голова П.А. Зеленый перерезал ленточку перед сценой.
Вечером звучал «Пролог» композитора и дирижера Бернарди. Как и при открытии Городского театра показывались живые картины, пел хор из 60 человек. После пролога чествовали А. Сибирякова. Ему поднесли хлеб-соль и зачитали приветственный адрес Литературно-артистического общества.
После приветствий сибиряковской труппой был сыгран спектакль «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого. Комедия Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» была выбрана не случайно. В сентябре месяце 1903 года Л.Н. Толстому исполнилось 75 лет. А Л.Н. Толстой был властителем дум русской интеллигенции.
Открытие Сибиряковского театра в Одессе стало событием в культурной жизни не только города, но и всей страны. Об этом свидетельствовало огромное количество телеграмм, полученное театром не только из столиц, но и из провинциальных городов.
Вот как описывает в 1909 году в своем Путеводителе театр Г. Москвич: «Главный фасад по Херсонской улице, и более удлиненный боковой – по Конной, украшены лепной работой и балкончиками и оживляются многочисленными больших размеров окнами, имеющими в верхнем этаже полукруглую форму. С главного фасада невысокая открытая лестница обслуживает три главных входа; с боков – еще по одному входу. Главные входы с тамбурами ведут в обширный вестибюль, с колоннами и отделениями для раздевания. Против – входы в зал театра, по бокам – арки, ведущие, ведущие к лестницам в верхний этаж. Внутренний вид театра поражает обширными размерами, обилием воздуха и простором. В партере 17 рядов кресел, а по бокам открытые больших размеров ложи, могущие вместить значительно более 4 человек; за ложами – очень широкие проходы, удобные для прогулок. Позади кресел от колонн, поддерживающих балкон верхнего яруса, тоже против сцены, расположены амфитеатром еще 13 рядов кресел. Верхний ярус состоит из такого же обширного балкона, на котором расположены еще 14 рядов кресел, а по бокам – такие же, как и внизу, ложи, тоже с широкими проходами. Всех мест до 1600, и все они отличаются удобным расположением, вследствие чего мест, с которых сцена плохо видна, нет. Всюду мебель одинакова; а каждое место отделено друг от друга.
Великолепное огромное фойе, примыкающее к ложам и местам верхнего яруса. Это – огромный квадратный зал по всей ширине театра. Изящная простота служит лучшим украшением его.
Особое внимание строителей обращено было на вентиляцию с целью сделать театр удобным также для летних представлений».
Объявления из газет: 1908 год. Сегодня в театре А.И. Сибирякова состоится первое гастрольное выступление знаменитой «босоножки» Айседоры Дункан, прибывшей в Одессу из Варшавы и остановившейся в гостинице «Лондонская». В концерте принимает участие симфонический оркестр, дирижер - капельмейстер Императорских театров М. Келер
(Айседора Дункан одно время была женой поэта С. Есенина).
Творение Сибирякова преследовали неудачи. В 1906 и 1912 году здание горело. После последнего пожара театр откупил у Сибирякова присяжный поверенный Стамеров, и к 1914 году перестроил здание по проекту архитектора М.И. Линецкого и надеялся, что со временем театр будут называть Стамеровским. Но этого не произошло. Театр так и назывался – театр Сибирякова еще некоторое время. Таким театр стал после перестройки.

А как сложилась судьба самого А.И. Сибирякова?
Одну из своих дочерей А.И. Сибиряков выдал замуж за оперного певца Спивака Льва Михайловича, который впоследствии изменил свою фамилию на Сибиряков.

Оперный бас Л. Сибиряков получил музыкальное образование в Одессе, два года стажировался в Италии. Впоследствии стал артистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1921 году эмигрировал, стал профессором Варшавской консерватории. Скончался в 1938 году в Польше.
В 1919 году сам А.И. Сибиряков эмигрировал из России с дочерьми, оставив жене сыновей. Уехал с другой женщиной.
В 1936 году Александр Илиодорович Сибиряков скончался в Сербии.
В Одессе в наши дни живут потомки А.И. Сибирякова.
Сам же театр продолжал свою жизнь.
В 1930 году театр получил статус украинского музыкально-драматического, а в 1995 году ему было присвоено имя Василия Василько – украинского режиссера и драматурга, который несколько десятилетий возглавлял коллектив. За время существования театра на его сцене блистали яркие созвездия актеров: Наталия Ужвий, Юрий Шумский, Полина Нятко, Кость Блакитный, Лидия Мациевская, Иван Твердохлиб, Александр Луценко и многие другие.
Основу репертуара театра составляют не только постановки по произведениям украинских классиков, но и многочисленные спектакли по пьесам авторов мировой величины. Именно благодаря коллективу музыкально-драматического театра украинский зритель впервые смог познакомиться с творчеством Брехта, Мицкевича, Шекспира.
Объявления из газет. 1958 год. В Украинском театре им. Октябрьской революции выступил хор учителей (65 человек) под руководством И.И. Добродеева. В составе коллектива энтузиасты художественной самодеятельности: А.К. Латышев, О.И. Черница, П.И. Бутовский и другие. Первая большая программа хора включает народные украинские и советские песни.
Сегодня в активе театра – более 500 постановок, и каждый сезон труппа готовит для зрителя новые спектакли.

В коллективе в настоящее время работают: 4 народных артиста Украины, 12 заслуженных артистов и заслуженных деятелей искусств Украины, много одаренной творческой молодежи. Театр приглашает на постановки, помимо своих режиссеров, наиболее интересных режиссеров Украины и СНГ.
 
Между театром и библиотекой в доме под №15а размещается кукольный театр.

Он выполнен в виде пристройки к Украинскому театру. Ранее кукольный театр размещался в конце улицы Пастера в здании реформатской церкви. После возвращения зданий их прежним владельцам кукольный театр приютил Украинский музыкально-драматический театр.
 
Четная сторона улицы от улицы Ольгиевской  начинается домом №22. Под этим номером два разнотипных здания. Одно, в три этажа стоит по улице Ольгиевской, а другое в четыре – по улице Пастера – это доходный дом Даховской. Построен в конце ХІХ века по проекту архитектора П.В. Йодко.

А владельцем дома, стоящего по Ольгиевской улице, был Я. Борисов.
У этого здания своя аптечная история. В начале прошлого века в здании размещается  аптека Биллига, в середине 10-х годов владелец аптеки З.И. Фмялковский, а в первые послевоенные годы здесь аптека №2. И в наши дни здесь тоже размещается аптека.
 
Дом №24. Доходный дом Лубовича.  Построен в конце ХІХ века по проекту архитектора И.Ф. Яценко.

Дом с улицы облицован кирпичом. Кирпичные балконы с лепными фигурами.
Привлекают внимание перила лестниц, как в здании, стоящем на улице, так и в дворовом флигеле.
Витражное окно.
В 1909 году здесь книжную торговлю держит Ильинчик Василий Кондратьевич.
Ныне это жилой дом.
 
Дом №26. Двухэтажное здание построено в 1864 году.
Об этом свидетельствует дата, на решетке балкона второго этажа. Дата и буква «А» размещены в своеобразном гербе.

Здесь размещалось реальное училище Валериана Жуковского, в котором учился будущий поэт Э. Багрицкий.
Обширный двор застроен домами примерно того же года постройки. На стене одного из домов сохранился кронштейн, на котором, возможно, крепился газовый фонарь.
В одном из дворовых флигелей в начале ХХ века размещалось военно-санитарное управление Одесского военного округа. Возглавлял его военно-санитарный инспектор действительный статский советник, доктор медицины Михаил Иванович Гусев. В его подчинении было еще два человека: окулист и делопроизводитель.
По этому адресу находилось и Одесское местное управление Российского общества Красного креста. Должность председателя общества занимал Аполлон Гаврилович Григорьев, генерал-лейтенант в отставке. Его привлекательный дом на углу улиц Екатерининской и Ланжероновской и до наших дней притягивает взоры своей красотой, хотя его владелицей и числилась жена отставного генерал-лейтенанта.
Здесь же размещалась и детская библиотека. В 1914 году в Одессе насчитывалось 25 библиотек плюс еще 3 читальни с правом выдачи книг.
Ныне дом №26 жилой, с административными помещениями.
 
Дом №28. Особняк З. Франк построен в 1887 году по проекту архитектора Н.К. Толвинского.

В этом доме в 1888 - 1902 годах жил Б.А. Шпаковский - психиатр, профессор Новороссийского университета.
В 1890 – 1907 годах жил Александр Александрович Кочубинский – профессор  Новороссийского университета по кафедре славяноведения, сын бессарабского священника.

А.А. Кочубинский родился в 1845 г оду в Бессарабии. Учился в Одесской Ришельевской гимназии и в Московском университете, где окончил курс по филологическому факультету; был учителем гимназии. В 1871 году избран доцентом по славянской филологии в Новороссийском университете. В 1873 году защитил диссертацию на степень магистра славянской филологии. Скончался в 1907 году и был похоронен на Христианском кладбище, ликвидированном в начале 30-х годов ХХ века.
В 1920 – 1939 году жил патологоанатом, профессор Тизенгаузен – заведующий кафедрой медицинского факультета Новороссийского университета. Именно профессор Тизенгаузен бальзамировал в 1919 году тело умершей киноактрисы Веры Холодной.
В 1926 – 1927 годах жил Д.М. Лавров – фармаколог, профессор, заведующий кафедрой фармакологии Одесского медицинского института, выпускник Военно-медицинской академии. Д.М. Лавров консультировал врачей военного госпиталя. При его участии врачи стали широко использовать фармакологические препараты в лечебной практике.
В конце ХІХ начале ХХ века в этом здании размещается управление южного таможенного округа, а также румынское консульство.
Ныне это жилой дом с административными помещениями.
 
Дом №30. Жилой дом конца ХІХ века. Построен по проекту архитектора Н.К. Толвинского.В 1898 году владельцами дома значатся Э. и П. Вайсбейны.

Сохранилась надворотная решетка. Красивы въездные ворота, но это уже новодел наших дней.
Внутри здания лестница с перилами оригинального рисунка.
 
Дом №32. Красив трехэтажный домик постройки, примерно, конца ХІХ начала ХХ века.

Владельцем дома в 1902 году значится О. Мочутковский.
Красивы балконные решетки дома.

Здесь лечили внутренние болезни Н. Соколов, внутренние и нервные болезни – Н.И. Калиновский
Здесь размещалось общество содействия физическому воспитанию детей.
Ныне жилой дом с административными помещениями.
 
Дом №34. Угол улицы Конной. Доходный дом И. Брейтбарта. Построен в 1891 году по проекту архитектора А.О. Бернардацци.

Дом чем-то напоминает здание старой биржи, нынешней филармонии на улице Пушкинской, также построенной по проекту А.О. Бернардацци. Витые колонны балконов. Сами балконы разной формы: овальные, прямоугольные, с навесом и без.

Сохранились несколько изуродованные полотнища въездных ворот.
Искусно выделан вход в парадную здания.

А так ворота выглядели изначально.

В парадной сохранились остатки ажурной лестницы.

Все было красиво, но сейчас запущено.
 
Вот мы и прошли один квартал по улице Пастера между улицами Ольгиевской и Конной. Впереди еще несколько...
Продолжение будет.
 
 
Боле полную подборку фотографий по Пастера улице можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Пастера улица» или по ссылке:
https://picasaweb.google.com/avdotka/PBxEQK?feat=embedwebsite#
 
 
Ю. Парамонов
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник
А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках
Южная Россия. Путеводитель, справочная книга и календарь И.А. Фефербойма. 1896 г.
Народное образование в Одессе. Издание Одесского городского общественного управления. 1891 г.
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
М. Бельский. Книжная торговля в дореволюционной Одессе
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)
Вся Одесса. Иллюстрированная адресная и справочная книга на 1901 г.
В.В. Голота. Театральная Одесса
Р. Александров. Пастера улица
Виктория Федченко. Дом, в котором поселилась драма
О.М. Луговой и др. Брами Одеси
Л. Павличенко. Незабываемая встреча. "Смена" №12, 1945 г.
Сайт Одесского академического Украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько: http://www.teatr.od.ua/ 
Википедия
 
 
Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (03.04.2011)
Просмотров: 5269 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1
02.01.2013 Спам
1. (Antique)
На фото на участке №34 изображено два здания. Правое точно проектировал О.И. Бернардацци, а вот левое скорее всего нет - они даже разного времени постройки. И соответственно фотография лестницы относится к левому зданию, а вот собственно фото к зданию спроектированному Бернардацци лестница не приложена, хотя она довольно интересная. Правда я не был именно в угловом здании и фотография его лестницы пришлась весьма кстати.

Дом №28. Особняк З. Франк - очевидно не особняк. Вероятно Особняк Франк спроектированный Толвинским был возведён в ином месте.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]