Воскресенье, 23.04.2017, 09:01

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Преображенская улица от Елисаветинской до Бунина

Сразу за Елисаветинской улицей по правой стороне, на углу улиц раскинулся 4-х этажный  особняк под №13.


Этот дом открывает квартал, который принадлежал семейству Ризничей. Красавице Амалии Ризнич посвящал свои стихи А.С. Пушкин. Нынешний дом – это бывший доходный дом Имбера. Построен в 90-е годы ХІХ века по проекту архитектора С.А. Ландесмана. На всю высоту дома от второго до четвертого этажа сделана выемка для балконов. Сами балконы имеют причудливую вязь решеток. А на третьем этаже в балконной выемке фигуры атланта и кариатиды.

А так этот дом выглядел в начале ХХ века.



Дом №15. Доходный дом Левита. Построен по проекту архитектора А.О. Бернардацци в 1891 году.


Массивные балконы с причудливой вязью решеток. В нишах на третьем этаже сохранились бюсты. От дома веет монументальностью.

 


Дом №17. Доходный дом постройки конца ХІХ начала ХХ века.


Дом №19 угол улицы Пастера №31. Дом, напоминающий корабль.

По бокам входной двери, поддерживая  балкончик 2-го этажа, замерли атланты и сохранились светильники на кронштейнах, свет которых освещал входную дверь.


Это дом Дурьяна. В этом здании в начале ХХ века был отель «Виктория» с паровой пекарней, построен по проекту архитектора Л.Л. Влодека в 80-е годы ХІХ века.

Ныне это жилой дом с торгово-административными помещениями.

 

Дом №21. Жилой дом постройки первой половины ХІХ века. Построен по проекту архитектора Г. Торричелли.


В этом здании одно время располагалась контора «Прокат кино Д. Харитонова» того самого купца Харитонова, создавшего самую прибыльную кинофабрику в России на заре зарождения кино, сумевшего привлечь для съемок в кино королей и королев киноэкрана: Холодную,  Максимова, Полонского, Рунича, Худолеева. Сам Харитонов со всей этой великолепной плеядой оказался впоследствии в Одессе.


В этом же доме, как свидетельствует мемориальная доска, жил с 1933 г. по 1995 г. украинский историк, археограф, профессор кафедры истории Украины Одесского университета, заслуженный работник культуры Украины Анатолий Диомидович Бачинский.


В первые послевоенные годы в здании размещалась Центральная театральная касса (ЦТК) областного отдела по делам искусств.

Ныне жилой дом с административными помещениями.


Дом №22. Жилой дом с мастерскими, построенный во второй половине ХІХ века


На доме установлена мемориальная доска, извещающая о том, что в этом доме жил и работал с 1896 г. по 1924 г. Иосиф Андреевич Тимченко изобретатель первого в мире киноаппарата для съемки и демонстрации фильмов, на котором снял фильмы «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». 

   

7 ноября 1893 года газета «Одесский листок» извещала читателей о том, что в гостинице «Франция» открылась художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины – «электротахиоскопа». Новость была ошеломляющая, и народ повалил смотреть живые фотографии, тех самых копьеметателей и скачущих всадников. Выставка продолжалась до 20 декабря того же, 1893 года. То есть, за два года до создания синематографа братьями Люмьер, в Одессе уже показывали кино.

Кто же такой  И. Тимченко? Иосиф Андреевич Тимченко родился 15 апреля 1852 года в семье крепостного сапожника села Окоп Харьковской губернии. В 15 лет Тимченко стал учеником механика в мастерской Харьковского университета, где еще, в придачу ко всему, прослушал курс физики известного оптика А. Эдельберга. По примеру Миклухо-Маклая Тимченко со своими однодумцами решил поселиться на пустынном острове в Тихом океане, создав коммуну. Но дальше Одессы уехать не довелось. Тимченко устроился работать механиком на судоремонтный завод РОПиТ, где пристрастился к изобретательству. За свои изобретения Тимченко получил 4 золотые и 3 серебряные медали на различных Всероссийских выставках.

В 1880 году ректор Новороссийского университета профессор Ф. Шведов пригласил механика И. Тимченко для организации механических мастерских университета. Взяв ссуду в 15000 рублей, И. Тимченко и выстроил дом №22 (по старой нумерации №24), где на первом этаже были мастерские, а на втором – жил Тимченко с семьей.

В 1893 году И. Тимченко совместно с М. Фрейденбергом по заказу профессора Московского университета Н. Любимова разработал механизм для передачи скачкообразного движения на другое устройство, т.е. аппарат для съемок и демонстрации живых фотографий. Со своим аппаратом И. Тимченко выступал в Москве в 1894 году на съезде естествоиспытателей-врачей, которые дали высокую оценку изобретению. Но, как всегда в России, судьба изобретения сложилась неудачно. Оно не было запатентовано. Аппарат был передан в Московский Политехнический музей, где находится и поныне.

Умер И.А. Тимченко в 1924 году и похоронен на 2-м Христианском кладбище. Могила его сохранилась.


 Дом №23. На перекрестке с улицей Садовой. Дом Либмана. Построен в 1887-1888 гг. по проекту архитекторов А. Ниеса, Э. Меснера, И. Моргулиса.


Первый этаж дома занимало «Кафе Либмана». Архитектурные украшения здания мы уже рассматривали, совершая прогулку по Садовой улице (http://obodesse.at.ua/publ/sadovaja_ulica/1-1-0-53).

Из статьи Ильи Полонского, 2003, Ростов-на-Дону «Российские анархисты: 1903-2003»:

«7 декабря 1905 года в одесской кофейне Либмана - излюбленном месте собрания «прилично одетой публики», как всегда было много посетителей. Преуспевающие коммерсанты со своими расфуфыренными женами, бездельничающие аристократки бальзаковского возраста с идиотски подстриженными собачками, разбогатевшие на сомнительных торговых операциях портовые жулики. Вся эта праздная публика пила, закусывала и разговаривала ни о чем. Этот самый заурядный день в одесской кофейне, казалось, никак не мог бы войти в историю. И не вошел бы, если бы не жили в те годы в Одессе-маме замечательный человек Константин Эрделевский и его замечательные товарищи.
Они выдвинули лозунг «Никто не свободен от вины!» и проводили безмотивные антибуржуйские акции, взрывая вагоны первого класса в поездах, роскошные рестораны и правительственные учреждения. Безмотивные взрывы, которые могли в любое время произойти в любом месте скопления богатых паразитов, повергали буржуазию в шок. Вот и гуляя вечерами со своей боевой подругой по веселым улицам Одессы, Константин присматривался к ресторанам и кафетериям — где собирается больше всего буржуев и в какое время. На собрании Одесской рабочей группы анархистов-коммунистов было решено остановиться на кофейне Либмана. Благо место было посещаемо, а среди посетителей редко кто был купцом ниже первой гильдии.
17 декабря к кофейне выдвинулась боевая группа - товарищи Шерешевская, Бронштейн, Таратута, Мец, Шашек и Эрделевский. Несколько секунд - и тишину прервал грохот взрыва. Из объятого пламенем кафе выскакивали как крысы с корабля уцелевшие буржуи. Десятки праздных паразитов были ранены и убиты. Но почти всех героических анархистов повязала полиция.
Спустя год, 15 ноября 1906 года, по приговору суда Мец, Бронштейн и Шерешевская были казнены, Шашек и Таратута получили по 17 лет каторжных работ. Только бывалому Косте Эрделевскому удалось еще до суда вырваться из цепких лап полиции - он симулировал сумасшествие и был переведен в слабо охраняемый лазарет, откуда сумел бежать, причем прямиком за границу. Но спустя два года Константин Эрделевский снова объявился в Одессе, чтобы организовать здесь подпольную анархо-коммунистическую группу. Но одесская полиция уже держала ухо востро и следила за всеми прибывающими из Европы русскими гражданами. В декабре 1908 года Константин был все же выслежен на конспиративной квартире. Дом со всех сторон окружили полицейские и жандармы. Начальник жандармского управления предложил Константину сдаться, на что Костя, как и подобает в таких случаях настоящему анархисту, ответил «а не пошел бы ты на х...й!». Бой длился тринадцать часов. Больше половины суток в одиночку героический революционер держал оборону квартиры от нескольких десятков осадивших дом полицейских, отстреливаясь до последнего патрона. А последний патрон, не желая попадать живьем в лапы жандармов, Константин Эрделевский отправил себе в висок».
Такая вот веселая жизнь была.

Дом №24. Корпус исторического факультета Новороссийского университета. Ранее здание принадлежало купцу Вагнеру. Это была благоустроенная гостиница «Европейская» с рестораном Алексеева. Затем Вагнер обменял это здание на здание лицея, преобразованного уже в университет, на улице Дерибасовской, 16. Таким образом, здание стало принадлежать университету, который первоначально поместил в нем квартиры профессоров, заведующих кабинетами некоторых учебных коллекций. Третий этаж здания, специально для университетского музея,  был построен в 1902 году по проекту архитектора А. Бернардацци.


Ныне в этом здании библиотека университета.

 

Далее за зданием библиотеки университета Городской сад, который заслуживает отдельного описания.



За городским садом дом №28 постройки второй половины ХІХ века.



В этом здании в феврале 1909 года начал работу «Театр-иллюзион Электрический театр» кинематографической конторы «Аполло».

В народе назывался просто – «Аполло». Хозяин – Виллим. Сеансы шли беспрерывно. В выходные и праздничные дни сеансы начинались с 16 часов, в будние дни – с 17 часов. Билеты стоили от 20 до 75 копеек. Что по тем временам и ценам было дороговато. Школьникам и дошкольникам стоимость билета составляла 50%, независимо от места. В конце 1919 года иллюзион закрылся.

В первые послевоенные годы в здании межобластная контора Ювелирторга.

В наши дни в здании размещается театральная касса.

 

Дом №30. Дом Григоровича. Построен в 1860 году по проекту архитектора И.А. Жуковского.


В первые послевоенные годы в здании размещалась библиотека патефонных пластинок облнаробраза.

Ныне это жилой дом с административными помещениями.


Дом №32. Дом художника-фотографа Хлопонина. Здание построено в 1870 году.



Эта фотография была сделана в фотографии Хлопонина в конце ХІХ века.

 

В подвале этого здания размещался подлинный «Гамбринус», описанный А.И. Куприным в одноименном рассказе.

Из воспоминаний М.Н. Беркова о И.О. Бабеле:

«В один из своих приездов в Одессу в 1912 или 1913 году Бабель предложил мне пойти с ним в пивнушку «Гамбринус», описанную Куприным в рассказе «Гамбринус». Этот кабачок пользовался дурной славой главным образом потому, что собиравшиеся там матросы, проститутки и сутенеры нередко затевали драки, и можно было там, что называется, ни за что ни про что в общей свалке быть избитым. Мне очень не хотелось туда идти, но и не хотелось показаться перед Бабелем трусом. Просидели мы в «Гамбринусе» часа полтора-два. Я сидел как на иголках и ждал с нетерпением момента, когда Бабель надумает наконец уйти оттуда. Бабель спокойно рассматривал публику, обменивался репликами кое с кем. На обратном пути я спросил его, зачем нам было сидеть два часа в погребке в спертом воздухе от пивного угара и табачного дыма. Кружку пива можно было выпить в более приличной обстановке. Бабель посмотрел на меня и сказал: «С бытописательской точки зрения это очень интересно».

Ныне в этом здании ювелирный магазин «Радуга» и греческое консульство.

Вот мы и вышли к улице Дерибасовской, которая у нас слева по направлению движения, а справа – улица Садовая.

Из воспоминаний Чижевича, середина ХІХ века: «Я сам видел в конце Дерибасовской, против теперешней кондитерской Либмана, как выброшенный из опрокинувшихся дрожек господин в цилиндре попал в яму головою вниз и выскочил из нее, как из ванны, по шею в грязи». Ныне на этом месте сделан подземный переход.

 

На углу Дерибасовской и Преображенской улиц на рубеже веков был выстроен «Пассаж».  



О нем уже рассказывалось в наших прогулках

(http://obodesse.at.ua/publ/passazh/1-1-0-54).

В помещении гостиницы «Пассаж» в первые послевоенные годы размещался один из  телефонов-автоматов АТС из общего количества 13 шт. по городу.

 А справа начинается Соборная площадь.


Из «Одесской старины» за 1869 год: «Соборная, обширная и плохо содержимая площадь. Среди нее стоит бронзовый монумент светлейшему князю М.С. Воронцову работы мюнхенского художника Бруггера, поставленный в 1863 г. Благодушный князь представлен в шинели поверх сюртука Нарвского пехотного полка, которым был командиром при взятии Баланжика, держащим фельдмаршальский жезл. Монумент по собранной в России подписке обошелся в 44.000 руб. На пьедестале крымского диорита в медных досках представлены: битва при Краоне с Наполеоном I, взятие крепости Варны и поощрение трудов по сельскому хозяйству.

Далее, вместо бывшей каменной с решеткой круглой ограды, давно разобранной, - предлежит неулаженная, со складочными дровами площадка около кафедрального собора. Церковь эта при заложении в 1795 г. носила посвящение святителю Николаю; перестроенная в 1804 г. крестообразно инженер-полковником Глуховым, в позднейшее время посвящена Преображению Господню. В 1847 г. для простора продолжена пристройка до самой колокольни; собор, кроме главного престола, имеет еще 4 придельных.

Внутри собора погребены: фельдмаршал князь М.С. Воронцов, преставившийся 5 ноября 1856 г., и знаменитый проповедник архиепископ Иннокентий - 26 мая 1857 г. В соборе некоторое время года пребывает чудотворная икона Касперовской Божией матери. Из примечательного - находится турецкое знамя, взятое в 1828 г. в крепости Анапе и препровожденное сюда при рескрипте императора Николая I. На высокой колокольне с боевыми часами висит тысячепудовый колокол, вылитый из турецких пушек, взятых в 1828 г.».

Из одесских газет 1906 г.: «Вчера состоялись похороны офицеров 16-го стрелкового полка – капитана Александра Сомова и поручика Владимира Аболенского, погибших в Ялте от руки своего же солдата. Отпевание было совершено в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Капитан Сомов погребен на Военном кладбище, а поручик Аболенский - на Новом христианском».

В 30-е годы ХХ века собор был разрушен. Только уже совсем недавно собор был восстановлен, и в нем было произведено перезахоронение Михаила Семеновича Воронцова и его жены Елизаветы Ксаверьевны.

В наши дни Соборная площадь ухожена.


Около собора собираются художники и народные умельцы, а может и не умельцы, реализующие свою продукцию.

Дом №36. Угол Греческой улицы. Владелец Георгий Мими. До революции размещался пивной ресторан «Квисисана».


Считался приличным, и допускалась возможность его посещения дамами.

В первые послевоенные годы в здании разместился Трест столовых и ресторанов. По всему городу в трест входили: 2 ресторана, 10 чайных, 6 столовых и один пивной бар.

Позднее в здании размещался ресторан «Театральный». С середины 90-х годов прошлого века – зал игровых автоматов, ныне ювелирный магазин.

Другой угол Греческой улицы занимает дом №38. Доходный дом Юрьевича. Построен в начале ХХ века по проекту архитектора Л.Л. Влодека. На первом этаже здания размещалась кондитерская и кафе К. Амбарзаки, затем иллюзион «Палас».


Вскоре после революции в его помещениях открывается кинотеатр. В 1926 году кинотеатр носит имя председателя Совнаркома Украинской ССР К.Г. Раковского. В 1928 году – «Научное кино имени Горького», 1931 г. – научное кино «Ударник», 1933 – имени Горького, 1935 – «Ударник», 1936 имени Горького. В период фашистской оккупации кинотеатр получил название «Акса». Отступая, фашисты взорвали аппаратную. Стена аппаратной от взрыва обрушилась внутрь большого зала.

В 50-е годы кинотеатр стал детским. Кроме зрительных залов были еще читальный и музыкальный залы, где устраивались киновикторины и массовые концерты школьников, в фойе вывешивалась стенгазета «Активист». Устраивались встречи с киноактерами.

В 1995 г. кинотеатр перестал существовать. Сначала в его залах клуб «Бинго». Затем столовая сети «Жарю-парю».

Дом №40. Гостиница «Центральная». Построена на рубеже веков. Содержатель А.А. Великанов.


Из Путеводителя по Одессе: «Центральная» на Преображенской ул., против собора. Свыше 100 номеров от 1 р. до 5 р. в сутки. Имеется ресторан».

Надо сказать, что и в наши дни название, как и предназначение здания не изменились.

В послевоенные годы на первом этаже здания размещался электро-радио-посудный и лакокрасочный магазин.

Вообще надо отметить, что на Преображенской улице размещалось большое количество торговых заведений различного назначения, которые торговали разными продуктами и товарами.

Дом №42. Дом Родоконаки. Отель "Одесский". Построен в первой половине XIX века.


Во дворе сохранился колодец, из которого пили воду.


Привлекает внимание мемориальная доска, установленная на доме.


Вот кадры из фильма "Броненосец Потемкин", где изображен Воробьев.

   

Иван Воробьев, или как его все назвали дядя Ваня, несколько десятков лет чистил обувь прохожим около кинотеатра им. Горького (дом №38 на этой же улице). Родился он в 1905 году в Николаеве в семье владельцев яхт-клуба. В один из зимних дней на дом Воробьевых напали грабители. Они убили всю семью, а Ивана сбросили с обрыва. Иван поломал ноги и ко всему еще их обморозил, так как был декабрь, а он пролежал на морозе всю ночь. Ноги были ампутированы. В 20-е годы прошлого века переехал в Одессу, где жил у дяди. Женился, родилось трое детей.

Эйзенштейн, снимая в Одессе фильм «Броненосец Потемкин», случайно познакомился с Воробьевым, когда чистил у него обувь, и привлек его к съемкам в фильме.

После съемок в фильме семья стала получать социальные льготы и могла посещать любой кинотеатр в городе, где им всегда выделялись лучшие места.

Жизненный путь Иван Адрианович Воробьев окончил в 1974 году.

Ныне это жилой дом с административными помещениями.

Практически против дома №42, после Соборной площади, находится огромный дом под №25 – это дом Папудова, занимающий большую площадь с внутренним двором.


В момент постройки это были вместительные хлебные амбары, где зерно складировалось, сортировалось, просушивалось перед отправкой в гавань. Строились амбары архитектором Иваном Козловым (1843 - 1846 гг.). Впоследствии здание неоднократно перестраивалось, в том числе архитектором Ф. Моранди. Расстройство хлебной торговли в Крымскую войну привело к тому, что амбары были перепланированы в жилые помещения сначала архитектором Боффо, а впоследствии - Мазировым и Рейнгерцем.

Из «Одесской старины» за 1869 год: «Прямо против полиции, на площадке у неизящного домища купца Папудова, где теперь городская типография, отданная на откуп, несмотря на бюрократические преграды, предприимчивым купцом Ковалевским устроен по виду весьма некрасивый, но, в сущности, полезнейший для города водный подъем. Что бывает с Одессою, когда после четырехмесячного и более бездождия иссякает вода в цистернах и колодцах; какую жители пьют воду; какие от того последствия!

Честь и слава доброму гражданину, доставившему всем сносную воду за умеренную плату. Начало водопровода отстоит от города на 12 верст, неподалеку от Успенского монастыря. О проводе лучшей воды, из Днестра, городская дума обсуждает это существеннейшее дело уже несколько лет». Позднее Ковалевский разорился, а водой из Днестра город пользуется и поныне.

В разное время в здании, кроме жилых помещений, размещались различные торговые заведения и заведения, говоря современным языком, бытового обслуживания.

Из объявления в «Одесском листке» за 1904 год: «Шьет корсеты дамам мадам Александрин, бывшая 16 лет директором заграничной фабрики корсетов».


В доме Папудова размещались также книжные магазины, магазины писчебумажных принадлежностей и другие.


 

В 60-х годах ХІХ века часть помещений дома Папудова занимала частная женская гимназия Анны Пиллер, которая и квартировала в этом же доме.

Ранее дом Папудова выходил до красной линии улицы, что хорошо видно на почтовой открытке.


На месте разрушенной части здания построена стеклянная пирамида с магазинами для продажи цветов. Вот в этой, ныне не существующей части здания, жила последние месяцы своей жизни, и скончалась величайшая актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (1893 – 1919 гг.). 2 сентября 2003 года на месте утраченной части здания, рядом со стеклянной пирамидой, ей был открыт памятник. Авторы, скульптор А. Токарев, архитектор В. Глазырин.


Звезда немого кино изображена в полный рост на постаменте, символизирующем сцену. У ее ног лежат отлитые из бронзы цветы. Вернее лежали. Сейчас их уже варварски содрали для сдачи в металлолом. Нет ничего святого в наши дни.

Вера Холодная родилась в Полтаве в семье учителя-словесника городской гимназии Левченко. В 1895 г., когда Вере было два года, семья переехала в Москву.

В 1910 г. вышла замуж за юриста Владимира Холодного.

Артистическую карьеру начала в любительской театральной студии, бросив балетную школу Большого театра.

С 1914 г. снималась в кино, первая (эпизодическая) роль - в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина».

За четыре года кинематографической жизни снялась в более чем 50 фильмах.


Холодная создавала образы красивых печальных женщин, обманутых и непонятых. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты.

В апреле 1918 г. в составе киноэкспедиции киноателье Дмитрия Харитонова отправилась из Москвы в Одессу. Снималась на фирме «Мирограф», выступала с эстрадными номерами, иногда с Л.О. Утесовым. Их зрителями бывали Г. Котовский, М. Винницкий (Мишка Япончик) и многие другие.

Скоропостижно скончалась от «испанки» (гриппа) 17 февраля 1919 года в возрасте 25 лет в Одессе. Отпевание проходило в рядом расположенном Спасо-Преображенском кафедральном соборе при большом стечении народа. Гроб с телом актрисы несли на руках от собора до кладбища. Похоронена была на Городском кладбище, ныне несуществующем. Могила утрачена.

Вот мы и дошли до улицы Бунина, бывшей Полицейской. Здесь остановимся и посидим в уютном сквере им. Веры Холодной рядом с памятником героям повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» Петей и Гавриком.


Автор скульптуры Степанов Николай Иванович. В более ранние годы в этом сквере стоял памятник Лаокоону, впоследствии переехавший к археологическому музею.

А мы пока отдохнем.

Ю. Парамонов


Подборку фотографий по улице Преображенской можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками "Улицы Одессы" - "Преображенская улица" или по ссылке:

http://picasaweb.google.ru/avdotka/MzfrbH?feat=directlink

Источники:

Я. Майстровой. Улицы Одессы

Столетие Одессы. Архитектура старой Одессы
А. Фридман. Здания Одессы и их зодчие

А. Дроздовский, Е. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность

А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках

А. Малиновский. Кино в Одессе

В. Нетребский. Преображенская улица
Г. Калугин, Л. Щербина. Летопись в камне и бронзе. Путеводитель

М. Бельский. Книжная торговля в дореволюционной Одессе

О. Губарь. Кто такие Папудовы?

Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.

Одесса. Краткий справочник. 1948 г.

Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Википедия

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (28.10.2009)
Просмотров: 8092 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3
26.06.2013 Спам
3. Tita (Nona)
Подскажите, пжлста, как всё же будет правильно - на открытке начала XX века дом №13 именуется домом Имбера, а в самом материале - несколько раз встречается фамилия Инбер. Меня это немного смущает - "м" или "н".
Ответ: Спасибо. Правильно "М". Текст исправил

30.03.2010 Спам
2. Сергей
В статье написано, что 38-й дом - архитектор Влодек, но в реестре http://nasledie.odessa.gov.ua/реестр.htm указан архитектор Ю. Дмитренко. Хотелось бы узнать где неточность, в реестре или в статье.
Ответ: Использовалась книга "Здания Одессы и их зодчие. Опыт архитектурно-биографического справочника". Справочник создан на базе материалов собранных Тимофеенко В.И. Ошибки есть как в реестре, так и в книге. Нужно уточнять...

06.11.2009 Спам
1. александр
Как всегда очень интересно!!!
Ответ: Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]