Пятница, 19.04.2024, 21:37

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Софиевская улица от улицы Ольгиевской до Конной
Улица Софиевская в начале ХХ века относилась к 3-му мировому участку города, которых в городе было 18. Выполнял решения мировых судей по этому участку В.В. Чернявский, принимавший посетителей по Елисаветинской улице дом, 2. От улицы Конной до Преображенской Софиевская и Елисаветинская улица проходят параллельно в одном квартале одна от другой.
Открывается улица с левой стороны воротами и бывшими мастерскими завода Беллино-Фендерих. На воротах видна вырезанная надпись – СРЗ – судоремонтный завод – эта надпись, как и сами ворота, появились в советское время. На левой стойке ворот виден барельеф, символизирующий труд.
К территории мастерских примыкали флигели, построенные по проекту инженера А.К. Вейтко в 1875 году. Владела этими домами в конце ХІХ века Л. Велькоборская.
В каком-то из этих домиков в 1902 году размещалась клиника доктора Чаушанского, специалиста по женским болезням.
Ныне это жилые дома под №3.
А сам завод  Беллино-Фендерих был основан в 1810 г.  семейством Себастьяна Фендериха, первоначально это был маленький магазин на Александровском проспекте по продаже галантерейных товаров. После замужества дочери в дело вступил ее муж Адольф Беллино, который с энтузиазмом взялся за работу. Фирма продолжала посудогалантерейную продажу, но уже с конца 50-х гг. XIX в. фирма открывает торговлю земледельческими машинами и орудиями, а для починки их - мастерскую, давшую начало целому заводу «Беллино-Фендерих».
В это же время завод начал обслуживать и потребности морского транспорта и не только по ремонту судов, в результате превратившись в одно из крупных предприятий. В 1867 фирма стала поставщиком посуды для двора великого князя Константина Николаевича. В 1875 году для магазина было выстроено двухэтажное здание напротив театра, на углу Ришельевской и Ланжероновской улиц (если смотреть от театра - слева; дом разрушен во время войны; на его месте в наши дни сквер). После революции 1917 г. - станкостроительный завод им. Ленина. В послевоенный период завод слился с судоремонтным заводом №1, ранее носившим имя Андрэ Марти, руководителя восставших французских военных моряков в Одесском порту весной 1919 года.
                                  
О доме №2 рассказано в статье «Ольгиевская улица». Это дом №2 по Ольгиевской улице.
 
Дом №4, 6. Угол переулка Ляпунова. Трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу, представляет собой одно целое. Разные номера даны из-за флигелей во дворе. Этот жилой дом был построен в 1888 году по проекту архитектора Д.Е. Мазирова для Э. Штейнфинкеля.
В двух нишах на уровне третьего этажа размещены бюсты мужчины и женщины, довольно потрепанные временем. Кому они принадлежат? – история умалчивает.
Когда-то дом отличался изяществом убранства. Лестницы, двери, стены. Сохранились ворота оригинального рисунка их створок.

Фасад здания, хотя и потрепан временем, выглядит довольно изысканным.
Ныне это жилой дом с административными помещениями.
 
Говоря о переулке Ляпунова, следует сказать о том, что в этом месте с заездом в переулок, был разворот трамвая для движения в обратном направлении. Здесь в первые послевоенные годы проходил трамвайный маршрут №2: Пассажирский вокзал, сквер им. 9 января, Щепной ряд, ул. Красной Армии, ул. Короленко. В наши дни этот трамвайный разворот не используется, как нет и маршрута №2. Но по улице Софиевской до Херсонского сквера продолжают ходить трамваи маршрутов №3 и №12.
 
Сразу за домом №№4, 6, занимая другой угол улицы Софиевской и переулка Ляпунова, разместился дом №8. Дом построен в конце ХІХ начале ХХ века. Его владельцем в начале ХХ века был С. Швенднер.

Красиво выглядит эркер, оканчивающийся куполом и опоясанный балконом.

В дворовом флигеле сохранились междуэтажные металлические лестницы.

В одном из дворовых флигелей в конце 10-х годов ХХ века работала радиотелеграфная мастерская, которая в 1919 году была преобразована в Одесский радиотелеграфный завод. На этом заводе трудились люди, увлеченные радиотехникой, работавшие под руководством Л.И. Мандельштама и Н.Д. Папалекси, ставшими впоследствии академиками, крупными учеными.
 
В этом доме с 1898-1941 гг. жил Молчанов П.И.  - украинский композитор, музыкальный педагог, профессор, преподаватель музыкально-драматического института (так в довоенные годы именовалась консерватория).
 
На доме имеется мемориальная доска, установленная в честь Героя Советского Союза Шило Георгия Аполлоновича. В этом доме Г.А. Шило жил со дня своего рождения в 1925 году и до 1950 года. Г.А. Шило из семьи рабочих. Окончил 7 классов. В Советскую Армию был призван в апреле 1944 года. После окончания школы младших командиров, был направлен на фронт. Гвардии сержант Шило в боях за населенный пункт Вечеш (Венгрия) в ноябре 1944 года первым ворвался в траншею противника и гранатой уничтожил вражеский расчёт пулемёта. При отражении контратаки противотанковыми гранатами подбил 3 танка и бронемашину. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в марте1945 года. В 1945 году был демобилизован и возвратился в Одессу. В 1962 окончил Одесский институт советской торговли. Работал заместителем начальника отдела обслуживания Черноморского пароходства. Скончался Г.А. Шило в 1996 году.
Ныне это жилой дом с административными помещениями.
 
Практически, напротив этих зданий, на другой стороне улицы находится весьма примечательное здание города под №5а. Это бывший дворец Потоцкого, ныне это здание Одесского художественного музея. Двухэтажный корпус с шестиколонным портиком коринфского ордера отодвинут в глубину участка. К нему примыкают дугообразные крылья одноэтажных боковых флигелей.

Это типичная усадебная застройка. Можно представить, что карета с гостями по дуге могла подъехать к главному входу и высадить гостей под навесом и, не мешая другим, отъехать.
Здание было построено в период между 1823 и 1826 годом по проекту архитектора Ф. Боффо.
Первой владелицей его была графиня Ольга Станиславовна Потоцкая, дочь Софьи Потоцкой (той Софьи в честь которой в Умани был создан Софиевский парк), впоследствии по мужу Нарышкина, супруга генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Семеновича Воронцова.
Во дворце часто гостила её сестра, Софья Потоцкая. История двух этих женщин тесно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. Как писали, эти сестры стали прототипами Татьяны и Ольги в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Софья под именем Татьяны, а Ольга вошла в роман под своим именем. Такое вот переплетение имен.
После Нарышкиной владельцы дворца неизвестны, но во второй половине ХІХ века владельцем дворца стал ювелир Юрьевич. У Юрьевича дворец купил Г.Г. Маразли в 1888 году для размещения коллекций Городского музея изящных искусств, педагогического музея и народной читальни.
Открытие музея состоялось в 1899 году, когда Маразли  передал дворец городу, о чем повествует мемориальная доска. Нынешние экспозиции музея размещаются в 26 залах. В дореволюционные годы вход в музей был бесплатным.
За годы своего существования музей собрал богатую коллекцию живописи, графики, скульптуры. Коллекция музея считается одной из лучших в Украине.
Народная читальня просуществовала в музее долгие годы. В своих воспоминаниях «Театр моей юности» В. Галицкий писал, вспоминая 1923 год, время работы в порту носильщиком вместе с беспризорниками: «Обычно с двенадцати дня до шести вечера – тогда приходил последний пароход – мы были свободны и отправлялись на Херсонскую (здесь автор допускает неточность). Там во дворе Художественного музея, в левом флигеле, было отделение городской общедоступной библиотеки. Мы вваливались туда в своих лохмотьях и усаживались читать…. За лето мы перечитали буквально всю библиотеку».
Судьба не щадила музей, особенно в Великую Отечественную войну. Румыны вывезли великолепную коллекцию фарфора. Знаменитый мастер Фаберже на своей фабрике в Одессе специально делал копии своих изделий для музея. Это было уникальное собрание, единственное на весь мир. Но его не успели эвакуировать, спрятали под лестницей. Какой-то немецкий офицер «реквизировал» коллекцию Фаберже для нужд великой Германии, о чем и написал расписку. Потом, как рассказывают музейные ветераны, вернулся, бумажку забрал - и по сей день об этой коллекции ни слуху, ни духу...
В наши дни экспозицию музея открывают образцы древнерусской иконописи, работы талантливых портретистов XVIII века - Ф. Рокотова, В. Боровиковского. Привлекают внимание посетителей картины О. Кипренского, А. Венецианова. Представлены полотна И. Айвазовского.
В экспозиции представлены офорты Т. Шевченко. Выставлены произведения таких известных художников как И. Крамской, Н. Ге, И. Репин, В. Серов, М. Врубель, Н. Рерих, пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, А. Куинджи.
В собрании представлена большая коллекция произведений художников советского периода.
Под основным корпусом здания обширный грот со сводчатым перекрытием, имитирующий природную пещеру с искусственным водопадом. Сохранилась часть подземных коридоров, имевших выход в обширный парк, спускавшийся по склону холма к морскому берегу. В подземном коридоре была устроена ловушка для непрошенных гостей, которые захотели бы проникнуть от моря во дворец. В наши дни подземная часть музея демонстрируется посетителям.
Трудно описать все те элементы декора, которые украшают фасад здания. Здесь и амурчики, и львы, и растительный орнамент.

 
Оригинальна решетка ограды дворца.
На правом боковом крыле здания установлен бюст директору музея Касько Наталье Иосифовне, которая занимала этот пост с 1980 по 1995 год. Она очень много сделала для музея. При ней в музее прошли две выставки Ильи Глазунова, две выставки из собрания Армана Хаммера, выставка Ренато Гуттузо, выставка работ Нади Рушевой. В 1995 году Касько организовала выставку работ Кандинского (на Дни Кандинского в Одессу приезжали мадам Помпиду и мадам Ширак). При Наталье Касько коллекция музея значительно пополнилась, самые большие пополнения шли из частных коллекций, в том числе приобретались иконы.
Ранее, в довоенный период и нескольких лет после войны, перед фасадом здания стоял памятник А.В. Суворову, созданный скульптором Эдуардсом, мастерская которого находилась в переулке Ляпунова.

Памятник предназначался для города Измаила. Но мировая война, революция, оккупация Бессарабии румынами отодвинули установку памятника. И только после войны в 1954 году памятник Суворову был установлен в Измаиле, где он и находится до настоящего времени.
Между боковым фасадом дома №3 и левым флигелем музея образовался очень уютный проход, выполненный в виде арки. Через эту арку открывается чудесный вид на море. Миновав арку, мы оказываемся на бульваре Жванецкого.
Тыльная сторона дворца выглядит не менее привлекательно, чем и его лицевая. Там, за зданием дворца, сохранилось массивное навершие колодца, сделанное из металла. Вернее, не колодца, а одной из знаменитых одесских цистерн.
Так назывались большие подземные резервуары, дно, бока и своды которых выкладывались из кирпича или прочного камня и тщательно оштукатуривались. Дождевая и талая вода стекала с односкатных крыш по водосточным трубам и при помощи подземных лотков наполняла цистерну. А над ней устраивалось небольшое кувшинообразное мраморное или металлическое ограждение и металлическая узорная станина для вертела, поднимающего ведра.
Сама станина до наших дней не дожила.
Можно сказать, что в наши дни музей живет, но дышит с трудом. Особенно это видно, глядя на фасад здания. Печальное зрелище.
 
 Дом №5б. Угол переулка Короленко. Дом постройки 30-х годов прошлого века, был построен для работников судоремонтного завода. В начале ХХ века на этом месте был ночлежный приют.
Когда-то первый этаж занимал магазин обуви. В наши дни магазин развалили, и эти развалины никак не украшают улицу.
 
Дом №7/1. Дом постройки начала ХХ века. В наши дни в этом доме разместились детский сад и ясли.
В первые послевоенные годы в этом здании размещалось восьмое отделение милиции, областная детская экскурсионно-туристическая станция, детский сад №99 Воднотранспортного района города.  С середины ХХ века это уже детский сад судоремонтного завода.
 
Дом №7. Дом Потоцкого. Здание Архиерейского дома. В 1803 году здание было построено духовным ведомством для митрополита Молдовалахийского Гавриила.

В 1805 году дом выкупает Софья Потоцкая, о которой уже говорилось. В начале 10-х годов ХІХ века здесь поселили фаворитку Александра І княгиню Марию Антоновну Нарышкину с дочерью Софьей. Для Софьи в этом здании в 1811 году устроили рождественскую елку. Это была первая в Одессе елка. От Софьи Потоцкой дом перешел к ее сыну Александру, у которого в 1831 году дом за участие в мятежных польских делах был конфискован и передан военному ведомству. Дом был в распоряжении генерал-инспектора резервной кавалерии графа Ивана Осиповича Витта и служил гостиницей для штаба резервной дивизии 5-го пехотного корпуса и военных чиновников.  В 1838 году дом передан духовному ведомству.  С этого времени и до 1917 года – это Архиерейский дом. Здание неоднократно перестраивалось. В этом принимали участие архитекторы А.С. Шашин, А.Д. Тодоров, Ю.М. Дмитренко, Л.Ф. Прокопович.
В 1902 году в этом здании находится Архиепископ Херсонский и Одесский
Высокопреосвященный Иустин. Здесь же Духовная консистория, занимающаяся церковными делами и состоящая в распоряжении архиепископа. До революции 1917 года функции Духовной Консистории были достаточно широки. Эта организация являлась, и секретариатом, и архивом, и органом надзора, контролирующим профессиональную деятельность священников, а также служителей приходов, не рукоположенных в священный сан. Консистория подчинялась только руководителю епархии, Священному Синоду и Государю Императору Всероссийскому как представителю высшей державной и духовной власти. Здесь же Общество вспомоществования евреям, принявшим христианство, общество попечения о слепых императрицы Марии Александровны. После революции 1917 года все это было реквизировано властью.
И в этом здании в наши дни размещается АТС, магазин ювелирного завода, здания которого непосредственно примыкают к дому.
 
Дом №9. Доходный дом Руссова. Этот красивый 4-х этажный дом был построен в 1899 – 1901 году по проекту архитектора Л.М. Чернигова.

Надо сказать, что в Одессе было множество домов, которые принадлежали Руссову, находящиеся в разных частях города.
Кто же такой Руссов?
Руссов (Русов) Александр Павлович - предприниматель, занимавшийся овцеводством, виноделием. Владел землей в нескольких губерниях. Вкладывал средства в домовладения.  Страстью А.П. Руссова было коллекционирование произведений искусства. Это был одесский Третьяков. На улице Торговой, 2 Руссовым был построен дом, где он 25 апреля 1905 года открыл общедоступную для народа галерею. Хотя вход в музей Руссова был платным, но вся выручка шла в фонд поддержки нуждающихся художников. В музее Руссова было 20 картин И.К. Айвазовского, 15 картин И.И.Шишкина, 6 картин К.Е. Маковского, несколько картин Н.Е. Маковского, В.В. Верещагина, И.Е. Репина, И.И. Левитана, Васнецовых и других маститых художников. Большое количество картин южнорусских художников. Всего в музее Руссова было более 850 полотен картин. Большое собрание акварелей, саксонский и севрский фарфор. На коллекцию было затрачено более 750 тыс. рублей. После смерти А.П. Руссова в 1908 году коллекцию начали делить родственники.
В годы советской власти все оставшиеся ценности Руссова перешли государству. Предметы коллекции Руссова поместили в Одесские музеи.
В самом доме и дворовых флигелях сохранилось множество оригинальных вещей, просуществовавших со дня его постройки.

Многое находится в запущенном состоянии.
В 1904 году в этом здании книжную торговлю ведет германский подданный Шварц Гельмут Гельмутович.
Ныне это жилой дом с административными помещениями.
 
Дом №10. Дом Пагдерского. Построен в 1875 году по проекту инженера Н.А. Яшанова.
Под этим номером два разных по архитектуре флигеля. Второй флигель построен несколько позже. Пройдя через арку ворот, мы попадаем на обширный двор, застроенный по периметру домами и зеленой зоной посредине.

В домах сохранились лестницы с перилами оригинального рисунка.

Надо сказать, что в доме проживали многие известные люди, оставившие свой след в истории, о чем свидетельствуют и мемориальные доски, установленные на доме.
С 1917 по 1918 год проживал Ляпунов Александр Михайлович -  ученый-математик, академик Петербургской АН.
Родился Ляпунов в Ярославле в 1857 году. Создал современную строгую теорию устойчивости равновесия и движения механических систем, определяемых конечным числом параметров. В 1917 году Александр Михайлович Ляпунов из-за ухудшения здоровья жены переезжает в Одессу к брату Борису Михайловичу, который проживал в этом доме. 31 октября 1918 года жена Ляпунова умерла. Не сумев пережить кончину жены, Александр Михайлович Ляпунов в тот же день выстрелом в себя пытался покончить с собой. Выстрел был не совсем удачным и скончался великий математик 3 ноября 1918 года. Не так давно его могила была найдена на 2-м Христианском кладбище.
Ляпунов Борис Михайлович, брат Александра Михайловича, жил в этом доме с 1913 по 1928 год.
Он был филологом. Родился в 1862 г., окончил курс на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Впоследствии стал профессором Новороссийского университета по кафедре истории русского языка и сравнительной грамматики славянского языка. Лингвист-славист, академик АН СССР и Польской АН, член-корреспондент Болгарской и Чешской академий. Скончался в феврале 1943 года в Казахстане.
Ляпуновы были известны в России. Отец Михаил Васильевич Ляпунов был известным астрономом. Кроме упомянутых братьев, был еще один брат - Сергей Михайлович Ляпунов, композитор, который эмигрировал в 1923 году во Францию.
Проживал в доме и Василько (настоящая фамилия Миляев) Василий Степанович украинский советский режиссёр, актёр, народный артист СССР.
В 1912 году В.С. Василько впервые выступил на сцене профессионального театра. В дальнейшем в разные годы работал в различных театрах разных городов Украины. В 1920 начал режиссёрскую деятельность. С 1926 (с перерывами) работал в Украинском драматическом театре им. Октябрьской революции, находящегося на соседней улице Пастера. С 1948 года главный режиссёр этого театра. Василько ‒ театральный педагог, организатор ряда театральных студий, инициатор создания театрального музея в Киеве. В 1956 году оставил театральную деятельность. Награжден 2 орденами, а также медалями. Скончался Василько в 1972 году в Одессе. Похоронен на 2-м Христианском кладбище.
Проживал в этом доме и Томсон Александр Иванович, языковед, специалист по общему и сравнительному языкознанию, исторической фонетике, экспериментальной фонетике славянских языков, орфографии русского языка. С 1910 года член-корреспондент Петербургской академии наук. Состоял ординарным профессором сравнительного языковедения и санскрита в Новороссийском университете. Родился в 1860 году, умер в 1935 году.    
 
Дом №11. Доходный дом Руссова. Построен в конце XIX века по проекту архитектора Л.М. Чернигова, как и дом №9.
Красивый дом богато украшенный лепниной, с изысканными балкончиками, одетыми в перила красивых решеток. Оригинальный рисунок полотен ворот, ведущих во двор.

 

С 1921 по 1935 год в этом доме проживал Герой Советского Союза А.И. Маринеско.

 

Александр Иванович Маринеско (2 (15 января 1913, Одесса (19130115), - 25 ноября 1963, Ленинград) - командир Краснознамённой подводной лодки С-13
Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века».
Родился в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать - украинка. Окончил 6 классов трудовой школы, располагавшейся на соседней улице Пастера, после чего стал учеником матроса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». Впоследствии стал военным моряком, командиром подводной лодки.
С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И. Маринеско, находясь в своем пятом боевом походе на подводной лодке «С-13», потопил два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».
Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц хотел предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.
А дело заключалось в том, что в новогоднюю ночь 1945 года, Маринеско и его приятель Лобанов - командир плавбазы «Смольный», сильно загуляли в финском порту Турку. Командование прознало, в ресторане какой гостиницы отдыхают офицеры, ушедшие в самоволку и прислало за ними посыльного. Но Александр Иванович  прогнал посыльного и остался с приглянувшейся ему хозяйкой гостиницы до утра. Их наказали: Лобанов оказался на передовой, а Маринеско ушел в поход с напутствием «не возвращаться без победы». И Маринеско вернулся с победой.
30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось свыше 7000 гитлеровцев.
10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого пытались эвакуироваться свыше 3000 солдат и офицеров противника.
Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако загул ему не простили и «Золотую Звезду» заменили орденом Красного Знамени.
14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ адмирала флота Н.Г. Кузнецова за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович был отстранен от занимаемой должности, снижен в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислен в распоряжение военного совета флота. В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.
20 ноября 1945 г. по приказу наркома ВМФ старший лейтенант Маринеско А.И. был уволен в запас.
После войны в 1946-1949 годах А.И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949-1950 годах - заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением).
Наказание А.И. Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.
10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. После освобождения А.И. Маринеско с 1951 по 1953 годы работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
А.И. Маринеско скончался в Ленинграде после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище города Ленинграда.
Звание Героя Советского Союза Маринеско Александру Ивановичу присвоено посмертно Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года.
Награждён двумя орденами Ленина (1942, 1990 годы), двумя орденами Красного Знамени, медалями.
Памятники А.И. Маринеско, мемориальные доски были установлены в нескольких городах. В городе-герое Одессе ему также установлен памятник в начале спуска его имени. Установлены мемориальные доски на здании мореходного училища (улица Канатная)  на здании школы №105 (улица Пастера 17, в которой он учился) и, как уже говорилось, на доме №11 по Софиевской улице, где он жил. Ни одному жившему в городе человеку не было установлено такое количество памятных знаков.
В этом доме с 1896 по 1935 год проживал Мандес Михаил Ильич - филолог. Родился в 1866 году, окончил курс в Новороссийском университете по историко-филологическому факультету. Был профессором греческой словесности в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, затем вернулся в Одессу и работал в университете.
В своих воспоминаниях «Путь к книге. Воспоминания художника» В. Лазурский, о который упоминается в статье «Ольгиевская улица», писал: «Самым талантливым лектором был, однако, профессор М. И. Мандес. Он был философ с внешностью веласкесовского Эзопа и читал нам им самим специально для ИЗО (институт изобразительных искусств, ныне Одесское художественное училище им. Грекова, прим. автора) составленный небольшой, но необычайно содержательный курс теории искусства. Он диктовал нам конспект своих лекций, а мы записывали. Когда курс был закончен, один из студентов полиграфической мастерской, Гринштейн, набрал и отпечатал сто пятьдесят экземпляров этого конспекта в институтской типографии. Сейчас это величайшая библиографическая редкость. Кроме теории искусства, Мандес прочел нам еще факультативно цикл лекции на тему «города Италии». Эти необязательные лекции посещали всего пять-шесть человек. Среди тех, кто не пропустил ни одной, были Гринштейн и я. Рассказы Мандеса об Италии, по которой он путешествовал в юности, оставили в моей душе неизгладимое впечатление, не менее глубокое и сильное чем прочитанная много позже книга Павла Муратова «Образы Италии». К сожалению, воспоминания профессора Мандеса, влюбленного в Италию, никто из нас не конспектировал. Он умер в Одессе в 1934 году». Год смерти автором указан ошибочно. Мандес скончался в 1935 году.
В этом доме с 1920 по 1935 год проживал Вайнштейн Осип Львович, советский историк, доктор исторических наук.
Осип Львович родился в 1894 году в Бендерах. Член КПСС с 1944. В 1918 окончил Одесский (Новороссийский) университет, где преподавал в 1920-35 гг. Скончался в 1980 году в Ленинграде.
Проживал в этом доме в самом начале ХХ века и санитарный врач города Падалка Л.Ф., он же врач Духовного училища.
 
Дом №12. Угол улицы Конной. Дом довоенной постройки с магазином по продаже драгоценностей на первом этаже.
 
Здесь мы пока и остановимся. Впереди еще будет продолжение...

Боле полную подборку фотографий по Софиевской улице можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками «Улицы Одессы» - «Софиевская улица» или по ссылке: https://picasaweb.google.com/avdotka/wsHpCE#
 
 
Ю. Парамонов
 
Источники:
Я. Майстровой. Улицы Одессы
В. Пилявский. Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие. Справочник
А. Дроздовский, Е. Краснова. Одесса на старых открытках
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
В. Галицкий. Театр моей юности
М. Бельский. Книжная торговля в дореволюционной Одессе
Границы 18 мировых участков г. Одессы. 1901 г.
Одесса. Краткий справочник. 1948 г.
Одесса. Краткий справочник-путеводитель. 1956 г.
Одесса. Справочник (по состоянию на 1.3.1963 г.)
Вся Одесса. Иллюстрированная адресная и справочная книга на 1901 г.
В. Лазурский. Путь к книге. http://bjorn.kiev.ua/librae/LazurskyCV/LazurskyCV.htm 
Всемирный клуб одесситов
Википедия

 

 

Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (05.02.2011)
Просмотров: 12267 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1
13.03.2011 Спам
1. александр [Материал]
Спасибо за содержательный рассказ. Очень интересно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]