Тихая, уютная улица Маразлиевская протянулась от морского обрыва до улицы Базарной, параллельно Канатной улице, с левой стороны улицы расположен парк.
Как улица, она возникла в 1828 году и была названа Новой. Это была окраина города. Рядом, на территории нынешнего парка, размещался карантин, от которого до настоящего времени сохранилась стена. В карантине люди и товары, прибывшие морем из дальних стран, выдерживались 40 суток. Этого времени, как считали, было достаточно для выявления таких грозных болезней, как чума, холера…
А в районе нынешней Канатной улицы находился завод Новикова по производству канатов, тыльная сторона которого застраивалась разными подсобными и складскими помещениями, которые своими непритязательными фасадами были ориентированы на Новую улицу.
Большинство участков на этой улице позднее было приобретено семьей выходца из Греции купца Маразли.
Правую сторону улицы, двигаясь от морского обрыва, занимают дома от №2 до №64, в то время, как левую только с №1 до №5, так как эту, левую сторону улицы, как уже отмечалось, на большом ее протяжении занимает парк имени Т.Г. Шевченко, в прошлом Александровский. Парк был открыт в 1875 году по высочайшему повелению царя Александра ІІ во время его визита в Одессу, который, одобрив план разбивки парка, собственноручно посадил здесь дубочек (в суровую зиму 1918 года одесситы спилили этот дуб и пустили его на дрова). Позднее парк был назван в честь императора Александровским, его аллею украсила именная императорская колонна, а на месте нынешнего памятника кобзарю у центрального входа со стороны Маразлиевской возвышался монумент Александру II. Ухоженный парк с павильонами и цветочными клумбами, стройными аллеями и видом на море стал тем неоспоримым преимуществом, которое превратило со временем Новую улицу в одну из самых престижных в городе.
Свое название, Маразлиевская, улица получила в честь городского головы тайного советника Григория Григорьевича Маразли. В 1895 году Одесская Городская Дума подала ходатайство Императору о переименовании улицы Новой в улицу "Маразли" в увековечение памяти и долголетней общественной деятельности бывшего Городского Головы Тайного Советника Маразли. Ходатайство Думы было удовлетворено и 23 ноября 1895 года улица была названа именем Маразли. Таким образом, одесский городской голова стал единственным подданным Российской Империи, чье имя при жизни в то время было увековечено на карте города (Г.Г Маразли скончался в 1907 году).
Именно Маразли, избранный в 1878 году городским головой Одессы, практически за бесценок раздал участки в районе улицы Новой состоятельным горожанам с одним непременным условием: построенные на улице дома должны быть по-настоящему красивыми и оригинальными. На рубеже ХІХ и ХХ веков улица начинает застраиваться такими домами. Маразлиевская начинает считаться приятной для жизни улицей, потому что изначально была «распахнута» в сторону моря и Александровского парка. Здесь селится городская элита. Архитектурно-стилистические рамки застройки простираются от эклектики и стилизаторства до зодчества послевоенных лет. Наиболее ярко здесь представлен модерн работами лучших одесских мастеров начала ХХ века.
Над застройкой Маразлиевской трудились знаменитые архитекторы Александр Бернардацци, Федор Троупянский, Юрий Дмитренко, Лев Влодек, Вильгельм Кабиольский, Викентий Прохаска, Демосфен Мазиров, Самуил Гальперсон, Моисей Линецкий (сведения об архитекторах и их вкладе в архитектуру города можно посмотреть на сайте: http://odessa.club.com.ua/man/arch.phtml)
Улица Маразлиевская в начале ХХ века по праву считается самой привлекательной улицей города. Чередование фронтальной застройки, открытых пространств парадных дворов и массив парка придают ей особый колорит и отличают ее от более монотонных магистралей центра.
Строительство велось с размахом и из расчета на то, что по широкой вымощенной мостовой будут ездить богатые экипажи не менее богатых горожан. И не случайно на рубеже ХІХ и ХХ веков Маразлиевская была избрана местом ежегодного проведения «Боя цветов» – красочного соревнования экипажей состоятельных одесситов. Кареты украшались цветочными гирляндами и боролись за право быть признанными самым изысканным и нарядным транспортным средством.
Мирон Бельский так описывает это событие: «К началу проведения сего зрелища на Маразлиевской улице, по четной стороне, где находятся дома, напротив Александровского парка сооружался временный деревянный помост с трибуною для знатных гостей (градоначальник, городская власть и местная знать), среди которых было много прелестных дам в модных нарядах, доверенные судьи или, как сегодня говорят, члены жюри для определения победителей и, конечно, солидный духовой военный оркестр, под бодрые звуки которого происходило представление.
В назначенное время со стороны Барятинского переулка на Маразлиевскую улицу начинала медленное движение украшенная цветами колонна частных карет, открытых экипажей, различных колясок, запряженных лошадьми. Каждое из средств передвижения украшалось по вкусу и фантазии владельца.
Внутри кареты обычно находился владелец с домочадцами. Появление очередного экипажа перед трибуной награждалось аплодисментами, возгласами восторга и криками публики. Веселье и хорошее настроение были всеобщими. После окончания своеобразного парада объявлялись и награждались победители. Их фотографировали в экипажах, а снимки помещались в местных газетах» (http://www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_21/alm_21_15-24.pdf).
На Маразлиевской жили представители старинных одесских фамилий – Аудерские, Маврокордато, Менделевичи, Лузановы, Рено, генералы, банкиры, купцы 1-й гильдии, доктора медицины и присяжные поверенные, инженер-механик Гусев, инженер путей сообщения Егоров, горный инженер Нудельман, морской инженер Портнов, инженер-технолог Циперович, основатель фабрики земледельческих машин (в будущем завод ЗОР, прекративший свое существование в 2008 году) инженер Иван Иванович Ген и другие не менее именитые горожане.
Маразлиевская улица упоминается во многих литературных произведениях В. Катаева, А. Козачинского, Ю. Олеши, К. Паустовского и др.
В «Иллюстрированном практическом путеводителе по Одессе» Г. Москвича отмечалось: «Маразлиевская – единственная в своем роде улица, где левая сторона (считая от Барятинского пер.), совершенно свободная от построек, утопает в роскошной зелени Александровского парка; другая, наоборот, представляет собой ряд великолепных домов-дворцов. Маразлиевская улица шире других и хорошо шоссирована гранитным щебнем, являясь прекрасной экипажной дорогой; зимой здесь происходит катание на санях. Торговых и общественных учреждений на Маразлиевской нет; исключение составляет отделение Дворянского и Крестьянского банков, помещающееся в доме Маразли, расположенном в Барятинском пер., фасадом на Маразлиевскую».
На фотографии представлен этот дом.
Этот дом постройки архитектора М. Линецкого в соавторстве с архитектором С. Гальперсоном. Дом построен в начале ХХ века. Дом примечателен тем, что в нем в 1910 -1911 годах проживал А.И. Куприн, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде этого дома. В эти годы А.И. Куприн написал несколько замечательных повестей и рассказов, которые тем или иным образом отражали жизнь в Одессе. Это «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Листригоны», «Леночка» и некоторые другие. Куприн самозабвенно жил одесской жизнью. С рыбаками выходил в море ловить скумбрию и камбалу, одевшись в водолазный костюм опускался под воду в районе Хлебной гавани. С территории нынешнего ипподрома свершает полет на воздушном шаре. Вместе с бороцом-пилотом Иваном Заикиным совершает полет на самолете, который заканчивается аварией, но оба отделываются ушибами. В Одессе Куприн близко сошелся с И. Поддубным, С. Уточкиным, художником Нилусом… В Одессе Куприн начинает вторую часть повести «Яма»…
Примечательно и то, что фасад дома украшен женским барельефом с петлей на шее.
Похожие барельефы есть на доме №54, в свое время принадлежавшем помещику Крыжановскому.
И на доме №5, который проектировал Демосфен Мазиров.
Существует несколько легенд о том, что символизируют эти прекрасные дамы. В частности, по одной из версий, барельеф на доме №54 украсил особняк помещика в память о его повесившейся дочери. По другой версии, на месте этих особняков в свое время располагались дома, в которые под различным предлогом заманивались красивые девушки, а позже морем переправлялись в турецкие гаремы и даже имелся подземный тоннель, который протянулся от дома до берега моря. Но ни одна из этих версий, как мне кажется, не является достоверной.
На морском обрыве у начала улицы стоит дом гвардии полковника П.С. Толстого, построенный по проекту архитектора Ф.А. Троупянского. Ныне в этом здании службы пароходства.
Дома на улице Маразлиевской строги и изысканны. Во внутренних дворах зданий размещались различные скульптурные группы. Одна из таких групп сохранилась во дворе дома №14. Мальчик обнимает русалку.
Хотя за давностью лет трудно рассмотреть детали, но от самой скульптурной группы веет теплом, детской непосредственностью.
В этом же дворе сохранились остатки водозаборной колонки.
Особняк под № 18, принадлежавший Менделевичу, построенный по проекту архитектора Л.Л. Влодека в 1880 году, прекрасно сохранившийся до наших дней, до революции являлся домашней резиденцией одесского градоначальника.
1905 – 1907 годы. Это были годы террора и погромов. В 1905 году восстание на броненосце «Потемкин Таврический» и обстрел из его орудий города, еврейский погром, пожар в порту, уничтоживший железнодорожную эстакаду, баррикады на улицах…
1907 год. Город продолжает бурлить. Градоначальник Нейдгардт, допустивший погромы, снят с должности, уходит с этого поста по собственному желанию, назначенный после Нейдгардта, Григорьев. Царское правительство ищет человека, который может успокоить город. И такого человека находят. В августе 1907 года на должность градоначальника Одессы назначается семидесятилетний генерал-лейтенант Василий Дементьевич Новицкий, до этого служивший в Киеве и отстоявший от погрома еврейский квартал в Липках. Генерал говорил: «Мое горячее желание принести измученному городу мир и спокойствие. Трудно это будет, но я найду поддержку своим стремлениям и в Центральном правительстве и, надеюсь, в местном». Но чаяниям генерала не суждено было сбыться. 14 ноября 1907 года одесские газеты вышли с сообщениями: «Утром скоропостижно скончался временный генерал-губернатор и градоначальник Одессы генерал-лейтенант Василий Дементьевич Новицкий, проживавший по улице Маразлиевской №18. По заключению доктора Мартына Зиле, смерть наступила в результате паралича сердца на почве переутомления».
После Новицкого градоначальником города стал генерал И.Н. Толмачев, оставивший после себя неоднозначное мнение у жителей города…
В доме №20 (доходный дом Панкеева, арх. Л.Л. Влодек) проживал один из героев, вошедший в труды Зигмунда Фрейда, а также историков, благодаря уникальности своего недуга. Юному Сергею Панкееву именно в этом доме приснился странный сон, который полностью перевернул его жизнь. Всю свою жизнь Панкеев считал себя человеком-волком, о чем поведал всему миру в мемуарах. Семейное состояние позволило юному Панкееву без особых трудностей воспользоваться рекомендацией одесских психиатров и стать пациентом знаменитого Фрейда. Судя по тому, что одесский человек-волк благополучно дожил до преклонных лет в эмиграции, его недуг все же удалось локализовать.
Весьма интересен своими архитектурными украшениями дом под №28, принадлежавший Ефиму Яковлевичу Менделевичу (ему принаджежали многие дома в Одессе), наследника владельца Пассажа, что на углу улиц Дерибасовской и Преображенской. Здание было построено архитектором В.И. Прохазкой в 1909 году.
Не менее красивы и украшения его вестибюля, в настоящее время требующие реставрации.
Жалко будет, если такая красота будет утрачена.
На углу Сабанского переулка и улицы Маразлиевской возвышался красавец-дом, постройки А. Бернардацци, принадлежавший Г. Маразли. В 70-е годы прошлого века дом пришел в ветхое состояние был разобран. Долгое время на его месте был пустырь. В последние годы ХХ века на месте пустыря был построен этот дом, повторивший стиль старой постройки.
Напротив Сабанского переулка возвышается памятник Т.Г. Шевченко, установленный в 1966 году, скульпторы А. Белостоцкий, О. Супрун, архитектор Г. Топуз.
Справа от памятника, в парке, ранее имелась яма, в которой в масштабе было изображено Черное и Азовское море. В более позднее время это был зеленый театр, где летом выступал одесский театр оперетты, когда у театра еще не было своего здания. Сейчас все заброшено и поросло кустарником и деревьями.
Но вернемся к правой стороне улицы. Это здание бывшего Крестьянского банка, построенное по проекту Ю. Дмитренко.
В настоящее время Дворец студентов.
Замечателен в своем архитектурном убранстве дом под №36 (доходный дом Вассаля, арх. Л.Л. Влодек).
Во дворе этого дома сохранился столб, на котором имеется надпись:
Весьма интересна история вот этого здания под №40, на месте которого ранее было здание Управления НКВД по Одесской области.
В первые дни оккупации города здание было взорвано по радиосигналу из Севастополя, когда в нем проходило совещание высшего командного состава оккупационной власти города. Почему именно это здание и именно во время совещания?
В своих воспоминаниях генерал-майор Хренов А.Ф., непосредственно руководивший этой операцией, отметил, что в оборонительных боях за Одессу в плен был захвачен румынский офицер, у которого имелось при себе инструктивное письмо командования армии. В письме указывалось, по каким улицам будут проходить войска после взятия Одессы, где и как они разместятся. В этом письме отмечалось, что в здании Управления НКВД по Маразлиевской улице расположится румынское командование и его штаб. Это было взято на заметку и в подвал здания в режиме большой секретности был о заложено около трех тонн взрывчатки и установлен радиовзрыватель. Для закладки такого количества взрывчатки в подвале была выкопана большая яма, грунт из которой вывозился тайно по ночам. Все было тщательно замаскировано. Для того, чтобы отвлечь внимание было заложено несколько плохо замаскированных мин, на которые должны были наткнуться румынские саперы, обследуя подвал здания.
Но важно было не просто разрушить фашистский штаб, а нанести наиболее чувствительный урон командной верхушке неприятеля. Для этого в оккупированном городе был оставлен человек, который мог бы сообщить, когда в штабе состоится какое-либо крупное сборище… Таким человеком был Молодцов-Бадаев.
Здание Управления НКВД было взорвано в ночь на 23 октября (это через неделю после оставления города нашими войсками). Здание было полностью разрушено, пострадали и соседние здания. Было уничтожено 147 человек, среди них два генерала.
Немедленно в качестве ответной меры было убито более 5 тыс. человек, большинство из которых были евреи. «За каждого офицера или штатского чиновника-германца или румына по 200 большевиков, а за каждого солдата германца или румына по 100 большевиков. Взяты заложники, которые в случае повторения подобных актов будут расстреляны совместно с их семьями», — говорилось в обращении командующего румынскими войсками генерала Гинерару и начальника военной полиции подполковника Никулеску.
Всю левую сторону улицы занимают автостоянки, чередующиеся одна за другой…
По оси улицы Троицкой ранее стояла Михайловская церковь.
Сейчас практически на месте , где ранее была церковь, установлен памятник Г.Г. Маразли, ранее стоявший на Греческой площади и позже перенесенный на это место. Памятник, на мой взгляд, теряется на фоне домов…
А на Греческой площади, где ранее стоял памятник Г.Г. Маразли, просто стало больше места для стоянки автомобилей…
На углу улиц Троицкой и Маразлиевской расположен дом, где жил советский писатель Батров А.М. (1906 – 1990), о чем свидетельствует, установленная на доме мемориальная доска.
Александр Михайлович Батров работал слесарем, грузчиком в порту, длительное время плавал на судах дальнего плавания. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. Все свое творчество А.М.Батров посвятил детям. Многие писатели среднего и младшего поколения вырастали, зачитываясь его книжками. Но во много раз больше число его читателей, излеченных романтикой моря, которая буквально пронизывает все произведения Александра Батрова, стали моряками. Его перу принадлежат «Завтра - океан», «Наш друг Хосе», «Орел и Джованни», «Серебряная олива», «Мальчик и чайка», «Матросская королева», «Барк «Жемчужный», «Мальчишки, звезды и паруса», «На белой стреле», «Утренний конь», «Одесские девчонки», «Три бескозырки», «В Одесской гавани», «Приключение Лозанки» и другие книги. Произведения А.М. Батрова переводились на немецкий, китайский, польский, эстонский языки. Он был членом Союза писателей СССР.
Противоположный угол улиц Маразлиевской и Троицкой от дома, где жил Батров, занимает дом, принадлежавший купцу 1 гильдии, миллионеру, торговцу сукном и мануфактурой, М.М Ближенскому.
Судя по справочнику 1875 года, дом сначала принадлежал Гудкову. На литографии 70-х годов работы В. Вахренова он уже есть в таком виде, как и сейчас (справа на приведенной выше литографии Михайловской церкви) и прямо по оси улицы Троицкой – Михайловская церковь (данные любезно предоставил одесский краевед А.А. Дроздовский).
На квартале межу улицами Троицкой и Успенской возвышается величественный дом №54, который принадлежал помещику Крыжановскому (арх. Л.Л. Влодек), о чем свидетельствует оставшаяся памятная доска на доме.
Дом богато украшен различными лепными украшениями…
На квартале от Успенской до Базарной начинается нумерация домов левой стороны Маразлиевской улицы. На этом же квартале по четной стороне улицы школа.
На углу улиц Базарной и Маразлиевской расположен Всемирный клуб одесситов.
В доме № 64, который не так давно был снесен из-за ветхости и когда-то являлся постоялым двором, в 1823 году во время «одесской ссылки», по преданию, останавливался Пушкин.
Таков короткий рассказ об одной из улиц Одессы, которую можно назвать жемчужиной в короне улиц Одессы...
Ю. Парамонов
Более полную подборку фотографий можно посмотреть по этой ссылке:
Маразлиевская улица
Источники:
Г. Москвич. «Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе», 1914 г.
Я. Майстровой "Улицы Одессы"
А. Дроздовский. "Одесса на старых открытках"
|