Среда, 22.11.2017, 08:17

Каталог статей

Главная » Статьи » Заметки дилетанта

Пушкинская улица. Часть І

Пушкинская улица, протянувшаяся до железнодорожного вокзала, имеет булыжное мощение полотна дороги. Гранитный булыжник, выложенный елочкой и немного покатый к краям улицы, напоминает гигантскую черепаху, остановившуюся отдохнуть, и ее абсолютно не беспокоит бесконечная вереница машин. Развесистые платаны, когда-то хилыми высаженные вдоль улицы, практически соединили свои кроны, и полотно дороги проходит в зеленом туннеле.


В солнечный летний день блики солнца сверкают на фасадах домов, мемориальных досках, создавая причудливую игру света и тени. Темная глубина арочных проездов домов с кое-где сохранившимися старинными ажурными воротами и надворотными решетками дышит прохладой. Даже в жаркий летний день улица прохладна и дышит свежестью.

Улицу можно разбить на две части. В начале улицы стоят величественные дома-дворцы, принадлежавшие ранее состоятельным владельцам, роскошные гостиницы, банки, биржа; во второй половине улицы, которая ближе к железнодорожному вокзалу, дома менее помпезны, малоэтажны. Эта часть улицы была застроена большей частью доходными домами, производственными зданиями.

Характер улицы не изменился и в наши дни. Если начало улицы – это банки, музеи, элитные гостиницы, областные учреждения, туристические бюро, то вторая половина улицы – пожиже и попроще…

Первые номера домов улицы Пушкинской начинаются от Ланжероновской улицы и имеют двойнную нумерацию по Пушкинской и Ланжероновской улице.

О домах №1 по Пушкинской улице (№5 по Ланжероновской) и №2 по Пушкинской улице (№7 по Ланжероновской) уже рассказано в статье о Ланжероновской улице (http://obodesse.at.ua/publ/1-1-0-47).

Дом №3 расположился на углу улицы Дерибасовской. Бывший дворец Рафаловича. Здание построено в 1870 году архитектором Ф.В. Гонсиоровским. Впоследствии в этом здании размещались Русский для внешней торговли банк и Русско-Дунайское пароходство, а в наши дни в здании разместилась областная прокуратура.


В здании в 2006 году случился пожар. Полностью выгорела крыша. В настоящее время здание находится на ремонте. Но уже скоро, как я думаю, здание будет восстановлено, так как работы идут полным ходом.


Дом №4 расположился напротив дома №3 и занимает другой угол улицы Дерибасовской. Дом построен в 1856 году архитектором Л.Ц. Оттоном и принадлежал бывшему городскому голове Г.Г. Маразли, в котором он и проживал.




В настоящее время в здании размещается медицинское училище. В училище с 1966 по 1970 год училась  Шевченко Миранда Ромуальдовна, погибшая в Афганистане. Об этом свидетельствует мемориальная доска, установленная на стене здания.


Шевченко М.Р. погибла в автомобильной катастрофе в Афганистане. Родилась 17.01.51 г. в г. Баку, русская, жила и работала в Одессе. В Афганистане с марта 1985 года, похоронена в Одессе.


Дом №5 занимает еще один угол Дерибасовской. Этот дом принадлежал Перецу. Дом построен в 1881 году архитектором Ф.В. Гонсиоровским.


В доме размещался магазин по продаже парфюмерных изделий «Товарищества Ралле», где одесские дамы могли подобрать себе соответствующую их вкусу парфюмерию. Ныне это жилой дом с административными помещениями.


Дом №6 также занимает угол Дерибасовской улицы. Это дом Ягницкого, построен архитектором Ф.К. Боффо в 1835 году.


Позже отель «Парижский». Отель имел 85 номеров стоимостью от 1 рубля и дороже. Имелся при отеле ресторан. В начале ХХ века в части этого здания размещалась фирма «Торговый дом Дюброка», которая поставляла состоятельным одесситам вина и коньяки из Бордо (Франция). В настоящее время это жилой дом с административными помещениями и рестораном «Добре пиво».


Дом №7 построен в 1908 году. Строил архитектор Кюнер Ф.Э. Дом принадлежал А.А. Ралле, основателю в России косметическо-парфюмерного производства. Дом богат лепными украшениями и эмблемами.



Дом №8 построил в 1881 году архитектор А. Ниес. Принадлежал Питкису.


Дом знаменит тем, что в нем с 1937 по 1944 год (год смерти) проживал, как свидетельствует мемориальная доска, народный артист УССР, профессор Петр Соломонович Столярский.


О П.С. Столярском в Большом энциклопедическом словаре за 1985 год сказано: «… Один из основоположников советской скрипичной школы: разработал новый метод профессионального обучения детей музыке… Среди учеников – Д.Ф. Ойстрах».

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени Пётр Соломонович Столярский родился в Линовцах (Киевская губерния) 18 (30) ноября 1871 года. Игре на скрипке обучался под руководством отца. В 1900 окончил Одесское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества по классу скрипки, занимался также у Э. Млынарского. В 1898 -1919 годах работал скрипачом в городском оперном театре и преподавал. В 1911 открыл собственную музыкальную школу, которой впоследствии было присвоено его имя. С 1920 года, кроме занятий в музыкальной школе, преподавал также в Одесской консерватории. Уже на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов-исполнителей победителями стали его ученики Э. Г. Гилельс (впоследствии Народный артист СССР,  Герой социалистического труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий, профессор) и М. И. Фихтенгольц (впоследствии профессор, Народный артист РСФСР). Кульминационным же для Столярского - педагога стал 1937 год, когда на I Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Д. Ф. Ойстрах, а призовые места получили его воспитанники Э. Г. Гилельс, Б. Э. Гольдштейн и М. И. Фихтенгольц. В 1933 году, благодаря его усилиям, в Одессе открылась первая в стране специальная музыкальная школа-десятилетка для одаренных детей, по образцу которой были затем созданы и действующие ныне школы в Москве, Ленинграде и других городах. В школе П. С. Столярского учился известный композитор Оскар Фельцман. Как педагог П.С. Столярский придавал огромное значение разностороннему развитию юных музыкантов; по его мнению, до первого сольного выхода на концертную эстраду скрипач должен был обязательно пройти три этапа профессиональной подготовки: игру в оркестре симфоническом, в оркестре оперном и участие в разных камерных ансамблях. Отличавшийся феноменальной работоспособностью, П.С. Столярский находился в курсе всех репертуарных новинок и регулярно изучал со своими учениками современные произведения.

Известными музыкантами стали ученики П.С. Столярского:

- Елизавета Гилельс (сестра Э.Г. Гилельса),

- Борис Гольдштейн,

- Михаил Гольдштейн,

- Натан Мильштейн,

- Давид Ойстрах,

- Самуил Фурер,

- Михаил Фихтенгольц.

Умер Столярский в Свердловске (ныне Екатеринбург) 29 апреля 1944. Как видим из его биографии, мемориальная доска, помещенная на доме, имеет неточность.


Дом №9, угол Греческой, 16. Архитектор Л.Ц. Оттон, 1856 – 1858 годы. Дворец Абазы. Принадлежал крупному помещику А.А. Абазе, потом владельцу банкирского дома Рафаловичу, после банкротства которого в 1890 году, дворец отошел городу, где разместилась 4-я мужская гимназия.


Отличительной особенностью здания являлось то, что часть его предназначалась для сдачи в аренду и со стороны ул. Греческой имелся въезд во двор.


Угол здания срезан и обогащен эркером, который поддерживается кронштейном в виде грациозно прорисованной корзины.


Замечательно выглядит ажурный навес над главным входом, выполненный литым из тонкостенного чугуна.


План дворца необычен из-за криволинейных форм помещений. Так, овальному салону в угловой части здания отвечали два зала со скругленными углами, служившие переходом к анфиладам других апартаментов. Все это являло собой мастерское подражание французской архитектуре. Но в построении плана сказались и традиции Одессы. Главный корпус со стороны ул. Пушкинской расширен в полтора раза и вместо одной устроены две внутренние продольные стены. В результате средние помещения получили мало света, зато стало возможным создать великолепную много маршевую лестницу, ведущую из роскошного вестибюля на второй этаж, залы которого поражают великолепием узорных паркетных полов, изысканностью плафонов и пышной орнаментикой стен, решенной в нежной гамме серебристо-зеленоватых тонов.

В наши дни дворец занимает музей Западного и восточного искусства.  Экспозиция музея подразделяется на три отдела: античное, западное и восточное искусство.

В отделе античного искусства представлены слепки с произведений греческих скульпторов, керамические и стеклянные изделия, относящиеся к периоду VI - III вв. до н. э.

В отделе западного искусства - коллекции, охватывающие период XIV - XIX вв. Среди них полотна итальянских, фламандских, голландских, французских и испанских мастеров. Была и картина Караваджо «Взятие Христа под стражу», как считалось ранее - копия, но после того, как была определена подлинность этой картины, - одной ненастной ночью она исчезла из музея. Следы ее до сих пор не найдены. Очень жаль…

Отдел искусств стран Востока знакомит с живописью, скульптурой, произведениями прикладного искусства Ирана, Индии, Китая. В настоящее время фасад здания музея на ремонте.


Дом №10, Греческая 18. Здание Общества взаимного кредита, построено в 1901 – 1903 годах. Архитектор А.А. Бернардацци.


В середине прошлого века здание занимал Центральный городской лекторий. В одной из газет того времени объявление: "В Центральном городском лектории (ул. Пушкинская, 10) состоится публичная лекция «Роль местных Советов в коммунистическом строительстве», которую читает А.А. Юхвид. Демонстрируется документальный кинофильм «Владимир Ильич Ленин»".

Сейчас это здание занимает банк Порто-Франко.


Дом №11, Греческая 11. Дом Тальянского. Здание построено архитектором Ф.К. Боффо в 1834 году.


В настоящее время жилой дом с административными помещениями.


Дом №12, Греческая 13. Дом банковских служащих. Построен архитектором Ю.М. Дмитренко в 1906 году.


В настоящее время жилой дом с административными помещениями. В этом доме с 1961 по 1964 год проживал поэт Борис Нечерда.

  

Нечерда Борис Андреевич родился 11 июля 1939 года в селе Ярешки Андрушевского района Житомирской области, умер 11 января 1998 года в Одессе. Окончил кораблестроительный факультет Одесского института инженеров морского флота. Украинский поэт-шестидесятник. При жизни Борис Нечерда выпустил 12 книг поэзии и один роман. Особенно предвзято относились к нему киевские издательства и столичные журналы (вплоть до 1991 года, до распада СССР). Одной из причин предвзятости было регулярное появление стихов одессита на страницах антологий, вышедших в ряде стран Европы, в США и Канаде в поддержку диссидентского движения в Украине, Печатался Нечерда в основном в одесском «Маяке», а также на страницах местных газет. Борис Нечерда лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко за 2000 год (посмертно) за сборник стихов «Остання книга». После смерти поэта учреждена Литературная премия имени Бориса Нечерды.


Дом №13. Один из самых известных домов города. Построен в 1821 году. Дом Сикарда. «Отель дю Норд», где  были комнаты для приезжих, каретные сараи с конюшнями.


Привлекает внимание скульптура у входа и мемориальная доска.


По приезде в Одессу 3 июля 1823 г., Пушкин остановился в этой гостинице, так как Сикарда он знал еще по Молдавии, и прожил здесь месяц, хотя в Одессе он прожил чуть больше года, проживая в других местах. За тринадцать одесских месяцев им создана поэма «Цыганы», закончена поэма «Бахчисарайский фонтан», написано тридцать лирических стихотворений и две с половиной главы романа «Евгений Онегин». Несмотря на то, что Пушкину приходилось останавливаться в разных домах Одессы, музей, посвященный поэту, решили открыть именно в доме №13 в апреле 1959 года. В музее можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами современников поэта, уникальными пушкинскими автографами с рисунками, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина. Каждая вещь пушкинского времени, представленная в экспозиции, переносит в мир пушкинских образов, передает дух времени, настроение поэта. Около дома находится памятник Пушкину с тростью, который был установлен в честь 200-летия поэта.


Памятник был открыт 4 июня 1999 года перед фасадом здания. На памятнике он изображен уже овеянным славой первого поэта России (известные строки Державина: победителю ученику от побежденного учителя). Им уже написана поэма «Руслан и Людмила», которой все зачитываются и восхищаются. Пушкин изображен в коротком фраке, панталонах, в цилиндре, с неизменной тросточкой за спиной. Эту тросточку «благодарные» потомки периодически у него «берут» на память.  Памятник установлен на бронзовом диске. Автор памятника Александр Токарев. В дни юбилеев поэта памятник утопает в цветах.


Догадайтесь, куда ведет эта дверь? А дверь эта ведет в тот самый музей А.С. Пушкина. Хорош пока еще фасад, но вход желает лучшего...


Дом №14, Бунина 16. Отель «Биржа». Построен в 1887 году, перестраивался в 1896 году. Архитекторы В.А. Сгибнев и В.М. Кабиольский.


Одно время в здании была фабрика по производству керамических пивных пробок со штампом «И.А. Левинсон. Одесса». Ныне это здание с административными помещениями.


Дом №15, Бунина 14. Отель «Бристоль». Построен в 1898 – 1899 годах. Архитекторы А.О. Бернардацци, А.О. Минкус.Впоследствии - это гостиница "Красная". Так гостиница выглядит сейчас, когда идет ее ремонт.



Куда зовет эта девушка на балконе гостиницы? Не совсем понятно...



А так выглядела гостиница до ремонта


Это одна из элитных гостиниц, профиль которой не изменился. До революции 1917 года гостиница имела 100 номеров стоимостью от 1 руб. 50 коп. до 15 рублей в сутки. В путеводителе по Одессе Г.Г. Москвича за 1909 год отмечалось то, что это одна из лучших гостиниц города с рестораном, имеющим хорошую репутацию. Обеды в ресторане гостиницы из 5 блюд стоили 1 руб. 25 коп. и отпускались от часа дня до 7 вечера. В гостинице останавливались известные люди. Весной 1910 года в отеле жил И.А. Бунин. Здание в наши дни находится на ремонте. Скорее всего, профиль заведения сохранится, кроме стоимости номеров и обедов из 5 блюд.


Дом №16, угол Бунина. Дом Черепенникова и производственное строение. Построено в 1878 году. Архитектор Ф.В. Коклен.  


В наши дни размещаются различные административные заведения.


Дом №17, Бунина 15. Напротив гостиницы «Бристоль» расположилось уникальное здание бывшей Биржи и Купеческой управы.


Здание построено по проекту архитектора А.О. Бернардацци в 1894 – 1899 году. В арке подъезда помещена скульптура А.О. Бернардацци, выполненная по проекту скульптора Б.В. Эдуардса. В отделке здания принимали участие скульптор М.Л. Молинари,  Л.Д. Менционе, художник Н.Н. Каразин.  

В здании биржи размещался ресторан Кузнецова, о котором в путеводителе по Одессе все того же Г.Г. Москвича было сказано, что ресторан Кузнецова славится разнообразными, вкусно приготовленными закусками, и прекрасный обед из 3-х блюд стоит 60 коп.

В своих мемуарах «Спасибо сердце» Л.О. Утесов писал: «Одесситы любят не только есть хлеб,  но и продавать. Хлебные экспортеры, хлебные маклеры – широко  распространенный в литературе образ одессита.
В  чесучовых костюмах,  белых  пикейных жилетах и  соломенных канотье - иногда кажется,  что  это  своеобразная воинская часть, одетая в  нелепую военную форму. Это и есть лепетутники.

Есть в Одессе и место,  где делаются эти сделки, - биржа. Это одно из красивейших зданий в городе.  Вот история этого здания, как рассказывают ее потомки лепетутников.
В свое время экспортеры и банкиры при поддержке лепетутников выписали из Италии архитектора Бернардацци.
- Бернардацци! – сказали ему, – надо построить биржу, но зал должен быть такой, чтобы не было никакой акустики. Если два человека разговаривают между собой – чтоб рядом стоящий ничего не слышал. Так нужно для дела.
И Бернардацци построил зал без акустики.
Теперь в этом зале сделали... филармонию».

Областная филармония работает и ныне.


Дом №18. Красивый дом. Балконы установлены на кронштейнах. Четкие линии деления этажей. Все просто и лаконично. Дом красавец. По этому дому у меня нет данных. Но...


Но на надворотной решетке сохранился год ее творения и, таким образом, можно сказать, что дом был построен не позже 1869 года.


В наши дни в здании разместилось высшее профессиональное училище морского туристического сервиса. Есть оказывается и такое училище, хотя круизных морских судов государство не имеет.

А в первые послевоенные годы в этом здании размещалось ремесленное училище полиграфистов.

Боковым фасадом, после дома №18, на улицу Пушкинскую выходит эдакая серая громадина, глыба бывшей Бродской синагоги.


Синагога была построена в 1863 – 1870 годах по проекту архитектора И.Н. Колловича на деньги выходцев из города Броды, который в настоящее время входит в состав Львовской области.


Здание каменное, было не оштукатурено снаружи. Как пишут, здание выдержано в готическо-флорентийском стиле. Стрельчатые окна. Ничего лишнего на стенах здания. По углам здания возвышаются четыре массивных каменных барабана с куполами.


Но рядом с этой массивностью привлекает внимание красивая ажурная ограда, которой огорожена синагога с улиц.


В наши дни в здании разместился областной архив. Главный вход с улицы Жуковского. В настоящее время здание требует капитального ремонта. Со двора стена подперта балками. Иногда задумываешься, что будет, если кто-то ночью эти балки выбьет?

Когда-то по улице Жуковского, пересекая Пушкинскую, ходил трамвай. Трамвай маршрута №24 следовал по маршруту: Преображенская - Жуковского - Канатная - Сабанский пер. - главная аллея Александровского парка - Ланжерон (пляж). Следы от трамвайного полотна на перекрестке сохранились до наших дней. Об открытии трамвайного движения в 1910 году в Одессе писал Ю. Олеша: «Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня впервые начавшего у нас функционировать. Он появится из-за угла Канатной, но этого угла с позиции, на которой мы стоим, не видно, он слишком отдален, да еще и скрыт в перспективе некоторой горбатостью Строгановского моста - и таким образом мы увидим вагон только тогда, когда он будет уже на середине моста.

Все убеждены, что движение трамвайного вагона необыкновенно быстро, молниеносно, что даже и не приходится думать о том, что можно успеть перебежать улицу.

Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди - шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был и какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой, также градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя:

- Легоде.

Это был директор бельгийской компании, соорудившей эту первую трамвайную линию в Одессе.

Я не помню, как я освоился с тем, что вот вижу перед собой трамвай, вот езжу на нем... Освоение это не заняло много времени. Вскоре после первой с ним встречи я уже, совсем не переживая этого, ездил на нем, платя, как и все, пять копеек, стоя на задней площадке и ловчась схватить мчащуюся навстречу ветку».

 

Дом №19. Дом Вучини. Построен в 1849 году. Архитектор Ф.В. Моранди.


В 50-е годы в здании разместилась редакция газеты «Комсомольське плем'я».

Ныне жилой дом с административными помещениями. На этом доме установлена мемориальная доска, посвященная мастеру художественной фотографии Дмитрию Зюбрицкому, который проживал в этом доме с 1969 года по 2003 год.


Дмитрий Андреевич Зюбрицкий, дипломант и лауреат множества отечественных и международных фотовыставок, член Союза фотохудожников Украины и России, почетный член Одесской фотографической ассоциации, родился в 1929 году.

 

С фотоаппаратом не расставался почти всю жизнь. Работал фотокорреспондентом, но при этом делал огромное количество художественных фотографий. Участвовал во множестве фотоконкурсов: в основном, на территории СССР, затем СНГ, но также и за рубежом. За свою деятельность был удостоен почетного звания «Маэстро украинского фотоюмора», звания «Мастер народного творчества». Персональные выставки экспонировались во многих городах бывшего СССР, в Италии, Болгарии, Польше, Румынии. Умер Дмитрий Андреевич Зюбрицкий в 2003 году.

Дом №20. Угол ул. Жуковского. Здание бывшего клуба «Беседа», учрежденного в середине ХІХ века еврейским обществом.


Но в клубе собирались и лица других национальностей и вероисповеданий. В настоящее время разместились различные финансовые учреждения, торговые, агентство недвижимости, нотариус...


На этом мы пока остановимся и передохнем, но продолжение будет...


                                                                                        Ю. Парамонов


Подборку фотографий по улице Пушкинской можно посмотреть на этой же странице на левом поле под иконками "Улицы Одессы" - "Пушкинская улица" или по ссылке:

http://picasaweb.google.ru/vonomarap/XinPTK#


Источники:


Я. Майстровой. Улицы Одессы

Столетие Одессы. Архитектура старой Одессы
А. Фридман. Здания Одессы и их зодчие
Г. Москвич. Иллюстрированный путеводитель по Одессе. 1909 г.
А.А. Дроздовский. Е.А. Краснова. Старая Одесса. Торговля и промышленность


Категория: Заметки дилетанта | Добавил: obodesse (08.08.2009)
Просмотров: 15327 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1
09.08.2009 Спам
1. Лев
Спасибо, наконец долгожданная Пушкинская. Многого не знал, хотя прожил там в молодости лет 25. Надеюсь продолжение не заставит себя долго ждать и будет не менее интересным.
Ответ: Спасибо, Лев, за комментарий. Думаю, что окончание скоро появится

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]